amarok_man (amarok_man) wrote,
amarok_man
amarok_man

Жизнь в сталинском СССР: Велосипеды на селе.

Часто сталкиваюсь с позицией дилетантов: газеты врут, статистика врет и т. п. Дилетанты не понимают, что обилие исторических источников позволяет историку перепроверить большинство исторических фактов.

Возьмем мои любимые велосипеды, наличие которых во второй половине 1930-х гг. для власти были маркером и доказательством роста уровня жизни в колхозной деревне.Подобными же маркерами служили такие новые товары для массового потребителя как часы, патефоны, радио.

К примеру, советским велосипеду, часам и патефону был посвящен весь номер известного журнала, направленного на «пиар» советских достижений за рубежом: «СССР на стройке», 1935 г., №7. Всего лишь через два года после пережитого советской деревней из-за кулацкого саботажа голода, достигнутого дна уровня жизни, советская торговля развернула рекламу велосипедов, расчитывая на резко возросший уровень жизни. Показываю страничку из этого журнала.


Вообще, в эти годы специально устраивались велопробеги через села и райцентры, чтобы представить крестьянам выгоды нового товара, прозводство которого велось уже в сотнях тысяч штук. Партийные органы придумали даже специальные отчеты, где должно было рассказываться о зажиточных колхозниках и наличию у них велосипедов.

А вот, например, заметка в газете Базарно-Карабулакского райкома ВКП(б) и райисполкома «Колхозная правда» 1 апреля 1939 года.






В архиве мы находим сводный отчет Саратовского облпотребсоюза по движению товаров в розничных предприятиях за 1940 г. Не самый удачный по выпуску велосипедов промышленностью, видимо, сказывалась переориентация на военные нужды. Статистика производства велосипедов следующая:

1928 г.- 10,8 тыс. шт.
1932 г. - 125,6 тыс.шт.
1937 г. - 540,7
1940 г. - 255



За 1940 год только потребкооперация Саратовской области продала велосипедов и запчастей на 404 тысячи рублей. Едва ли запчасти занимали значительный объем продаж. Вычтем на них 10%, останется 364 тыс. Тогда разделив остаток на примерную цену велосипеда, мы примерно получим число проданных за 1940 г. велосипедов через потребкооперацию Саратовской области.

Точной цены на велосипед в 1940 г. у меня нет. Никак не найду. Предположив цену на уровне 250 рублей, мы получим годовой объем продаж на уровне 1456 шт, а при средней цене в 300 руб — 1213 шт.

Следует отметить, что почти весь объем продаж потребкооперации это села и райцентры, к тому же большинство райцентров Саратовской области также были селами. А если что и доставалось горожанам, то ведь и селяне покупали в городах, когда отвозили продукцию на рынок, специально за покупками ездили.

По переписи населения 1939 г. в области на селе проживало 1 133 тыс. чел. ИМХО это примерно 250 тыс. семей.

Таким образом, перепроверяются данные различных источников. Осталось найти точные цены на велосипеды в конце 1930-х гг. Может кто знает?


Сергей Алексеев


От РП (П.Краснов): Ещё пара личных фотографий 30-х - колхозники и жители маленьких городов с велосипедами.  Это именно личные фотографии из семейных альбомов. В семье моего деда в волжском селе конца 30-х было два велосипеда, мотоцикл и радиоприёмник с патефоном - двое старших детей уже стали работать.



1939 год. Хакасия. Село



Коломенский район. Середина 30-х.

Жизнь в сталинском СССР: Велосипеды на селе.
Оригинал взят у tiina в Жизнь в сталинском СССР: Велосипеды на селе.

Tags: #30-е годы, #сталинское время
Subscribe
Buy for 40 tokens
В Хабаровском крае объявлено вознаграждение за информацию об убийце пауэрлифтера Драчева. Гарантировано вознаграждение в размере 500 тысяч рублей за информацию, способствующую задержанию 25-летнего Анара Алияра оглы Аллахверанова, который подло спровоцировал и убил чемпиона мира и Европы по…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments