amarok_man (amarok_man) wrote,
amarok_man
amarok_man

"Миф о инвалидах войны сосланных на Валаам"

В 1945 году закончилась самая кровавая война двадцатого века. Были колоссальные разрушения в нашей стране, миллионы
погибших и обездоленных. И среди прочих бед была и такая: остались тысячи и тысячи калек. Кто-то вернулся к семьям.
А многим некуда и не к кому было возвращаться. И куда же они делись ?
По мнению наших либеральных правозащитников и их западных друзей, то сталинский режим собрал их и отправил умирать
на Валаам, чтобы не досаждали своим видом здоровым гражданам и власти. Не портили картинку благолепия, так сказать.
Откуда же пошёл этот пасквиль ?

[далее]

А вот отсюда, с «Валаамской тетради» Евгения Кузнецова :
«В 1950 году по указу Верховного Совета Карело-Финской ССР образовали на Валааме и в зданиях монастырских
разместили Дом инвалидов войны и труда. Вот это было заведение! Не праздный, вероятно, вопрос: почему же здесь,
на острове, а не где-нибудь на материке? Ведь и снабжать проще, и содержать дешевле. Формальное объяснение – тут
много жилья, подсобных помещений, хозяйственных (одна ферма чего стоит), пахотные земли для подсобного хозяйства,
фруктовые сады, ягодные питомники. А неформальная, истинная причина – уж слишком намозолили глаза советскому
народу-победителю сотни тысяч инвалидов: безруких, безногих, неприкаянных, промышлявших нищенством по вокзалам, в
поездах, на улицах, да мало ли ещё где. Ну, посудите сами: грудь в орденах, а он возле булочной милостыню просит.
Никуда не годится! Избавиться от них, во что бы то ни стало избавиться. Но куда их девать? А в бывшие монастыри,
на острова! С глаз долой – из сердца вон. В течение нескольких месяцев страна-победительница очистила свои улицы
от этого "позора"! Вот так возникли эти богадельни в Кирилло-Белозерском, Горицком, Александро-Свирском,
Валаамском и других монастырях...»
Правозащитнички с удовольствием подхватили эту байку, растиражировав её.
Дальше-больше... В 90-е годы даже был сделан фильм на эту тему- "Бунт палачей". Гнусность и мерзость... В нём
смакуется, как злобная гэбня расстреливает (!!! ) безногих-безруких инвалидов с пулемётов ( !!! ).
Вот такие помои были вылиты на историю. А цель понятна: побольше грязи накидать, чтобы очернить всё и вся.
А что же было на самом деле ? Действительно было много калек после войны. И кто-то вернулся к семьям. А тем кому
некуда было возвращаться: не осталось семьи, разрушены дома...? А кто-то и сам не хотел возвращаться к своим семьям
инвалидом, быть обузой . Но они ведь всё равно были живые люди. Вот и появлялись нищенствующие на улицах.
И надо было как-то обустроить эту категорию инвалидов, дать им приют, медицинское обслуживание, питание и крышу
над головой. Или было лучше бросить их на произвол судьбы ? И уж о никаких "облавах" и речи не шло. Инвалидов
направляли в интернаты по направлениям местных органов соцзащиты.
Эдуард Кочергин в «Рассказах питерских островов» описывает, как в начале 50-х ленинградские бомжи и бомжихи
провожали в интернат своего весёлого собутыльника и запевалу Васю Петроградского – бывшего матроса Балтийского флота, потерявшего на фронте обе ноги.
" На обычный пассажирский пароход сажали его собесовские чиновники (которые и заставили отправиться в интернат) и толпа друзей.
На прощание «отутюженному и нафабренному Василию» вручили подарки на память – новый баян и три коробки любимого
им «Тройного» одеколона. Под игру этого баяна («Любимый город может спать спокойно...») пароход и отчалил в Горицы.
...Самое потрясающее и самое неожиданное, что по прибытии в Горицы наш Василий Иванович не только не потерялся, а
даже наоборот – окончательно проявился. В бывший женский монастырь со всего Северо-запада свезены были полные
обрубки войны, то есть люди, лишённые абсолютно рук и ног, называемые в народе "самоварами". Так вот, он со своей
певческой страстью и способностями из этих остатков людей создал хор – хор "самоваров" – и в этом обрёл свой
смысл жизни."

Из документов Валаамского интерната, сохранёных в архивах:

Объснительная инвалида директору:

«Директору дома инвалидов тов. Титову от инвалида войны II гр. Качалова В.Н. Объяснение. Объясняю в том, что
продано у меня 8 вещей: брюки 2 х/б, простынь 1 х/б, тужурка 1 х/б, фуфайка х/б. Пинжак х/б один. Рубашка 1 х/б,
носки 1 х/б. За это всё прошу вас меня простить и в дальнейшем прошу простить. Даю инспектору по трудоустройству
слово в письменом виде, что больше этого не допущу и прошу вас выдать мне костюм шерстяной как выдавали инвалидам
войны. К сему: Качалов. 3/X–1952».

ответ директора дома-интерната на запрос родственников:

ведомость обеспечения постояльца:

направление в дом-интернат:

Официальный запрос инвалиду, действительно ли он хочет жить в инвалидном доме.

телеграмма от родственников:

Трудное было время... Но это было, хоть какое-то решение проблемы.

Tags: #СССР, #инвалиды
Buy for 30 tokens
После того, как принято решение об обращении за квалифицированной помощью, возникает важный вопрос — как выбрать адвоката? Кому доверить решение своей проблемы? На что обратить внимание и какие критерии в поведении будущего защитника должны вас насторожить? Показать полностью……
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments