amarok_man (amarok_man) wrote,
amarok_man
amarok_man

Вия Артмане

Оригинал взят у tiina в Вия Артмане

11 октября 2008 года на 80-м году ушла из жизни Вия Артмане.



Незадолго до своего 70-летия она приняла православие, взяв при крещении имя Елисавета в честь великой княгини, великомученицы Елисаветы Феодоровны.В завещании, адресованному Митрополиту Рижскому и всея Латвии Александру, она написала:"В благодарность за любовь, которую я получила от русских людей, желаю, чтобы в последний путь меня проводил игумен отец Евгений (Румянцев) из Христа-Рождественского Кафедрального собора".-Ваша Вия Артмане (Елисавета).

Хотя от рождения она не была королевой, зато в кино и театре она ею стала. Да и, в определённом смысле, в жизни. Но пришлось столкнуться и с бедностью, и с утратой "официального" царственного статуса. Что, впрочем, отнюдь не лишило её благородства, аристократичных манер и отношения к жизни. А в далёкие советские годы Вию Артмане называли "Мать-Латвия". Алида Артмане — таково её настоящее имя — родилась 21 августа 1929 года в небольшом поселке Тукумского района Латвии в крестьянской семье.

Её красавица-мать Анна Заборская была батрачкой, а отец Фриц происходил из зажиточной семьи прибалтийских немцев.

Его родители не одобряли выбор сына, но брак, тем не менее, состоялся, однако счастья не принёс. Как-то Фриц помогал своей беременной жене вынимать из колодца ведро с водой, и сколоченный из досок навес обрушился на 19-летнего парня. Женщина осталась вдовой. До рождения Алиды оставалось лишь 4 месяца.

Ещё некоторое время свёкры терпели беременную невестку, надеясь на появление на свет наследника. Но родилась девочка, и они указали вдове сына на дверь. Мать с Алидой начали скитаться. Женщине приходилось батрачить то здесь, то там, оставляя ребёнка на произвол судьбы. Игрушек у девочки не было, и она делала себе куклы из цветов. А в 10 лет она уже начала работать пастушкой. Ходя по полям с хворостиной за стадом, Алида придумывала сказочные истории, где всё было иначе, чем в непростой окружавшей её реальности. А чуть позже начала играть свои первые роли… в крестьянском театре, располагавшемся в сарае.

Потом мать с дочерью переехали в Ригу, где жили в крохотной чердачной комнатке с низким потолком. Вместо письменного стола им приходилось использовать чемодан.

Мать работала уборщицей на радио, а Алида помогала ей. Вначале девушка хотела стать юристом, "чтобы наказывать злых людей и оправдывать добрых". Мать всячески поддерживала её в этих стремлениях, желая, чтобы у дочери была серьёзная, основательная профессия. Но, в итоге, Алиду всё-таки увлёк мир театра и кино. Она сменила имя на Вию, и поступила в актёрскую студию при театре имени Яна Райниса, где и стала работать после окончания студии. В этом театре она задержалась на полвека.

Вия Артмане считалась актрисой классического репертуара: Джульетта в "Ромео и Джульетта", Елизавета в "Елизавете Английской"… Но при этом в ней жила мечта играть и современниц. И эту возможность ей дал кинематограф, где она дебютировала в 1956 году в фильме "После шторма". Начало было успешным. Впереди актрису ждала блестящая кинокарьера.

На заре творческой деятельности, в театре её заприметил самый популярный актёр и всеобщий любимец Артур Димитерс. Выпивающий и даже слегка лысеющий Дон Жуан был старше Вии на 14 лет, и абсолютно потерял от неё голову. Он ухаживал ярко и напористо. Поначалу актриса сопротивлялась. Однако Артур не отступал, буквально преследуя и даже шантажируя Вию тем, что выживет её из театра. Кроме того, актёр оказался ревнив и легко влезал в драку, с тем, кто казался ему соперником.

Наконец, Артмане сдалась, и они поженились. Не последнюю роль сыграло уважение Вии к Артуру как к актёру: "Он был великим актёром. Такого в Латвии не будет ещё лет 50 как минимум. Конечно, наша семейная жизнь не была такой, о которой я мечтала, но со временем страсти улеглись, и мы долгие годы были друг для друга отдушиной. Для меня и для него театр был главным в жизни. Он придал мне смелости и уверенности в себе".

В 1957 году на свет появился сын Каспар. Актриса продолжала много сниматься. Поистине триумфальной для неё стала роль паромщицы Сони в дуэте с Евгением Матвеевым в фильме "Родная кровь". Артмане и Матвеев настолько убедительно воплотили на экране тему своей любви, что публика "соединила" их и в жизни. Долгое время по Союзу ходил слух, что отцом дочери Артмане — Кристианы, появившийся на свет вскоре после съёмок, является именно Матвеев. Она же, в одном из своих интервью сказала, что "свою супружескую постель ни с кем, кроме мужа, не делила". Впрочем, сын актрисы Каспар рассказывал: "Перед реанимацией её последние слова были адресованы моей жене. “Скажи Кристиане, — попросила она, — что её отец — православный…”. Нам без слов было понятно, о ком речь. Последние годы у мамы была слабость добавлять к событиям свои декорации, мизансцены. Мне её правды о многом не надо. Предпочитаю жить и дорожить жемчужинами наших отношений, которые она мне дарила как мать, а не как актриса".

После блистательной роли в "Родной крови" последовала следующая, не менее блистательная — Оны в фильме "Никто не хотел умирать". В том же году она снялась в ещё одном знаковом фильме латышского кинематографа "Эдгар и Кристина". К началу 1970-х годов Артмане стала одной из самых популярных актрис советского кино. Ей писали письма, и дали гордое неофициальное звание — "Мать-Латвия".

Но дома у неё всё было не так просто. Супруг был душой компании, блистал юмором и сарказмом. После спектакля они могли до утра разбирать пьесы. По признанию Каспара, актриса считала мужа "своим Станиславским". Но было и другое. После съёмок она зачастую долго тряслась на автобусе по просёлочным дорогам, чтоб успеть переделать все домашние дела: погладить, постирать, приготовить обед всем домочадцам. Артур же, будучи тоже весьма востребованным актёром, считал унизительным для себя вынести мусор или сходить за хлебом. Впрочем, бытовые заботы были не единственным затруднительным моментом в их отношениях.

"Мой муж был очень ревнивым, — рассказывала актриса. — Потому что был очень грешным. Я была на много лет моложе его. Он не был таким, о каком я мечтала и кого я бы хотела иметь рядом, но я смирилась… Полностью счастливой я себя никогда не чувствовала. Хорошего женского счастья у меня никогда не было. Меня никто не щадил, кроме мамы. Был актёр, отец моих детей. Но любимого, нежного мужчины рядом со мной не было". И добавляла: "Любовь была на сцене, а в жизни она прошла мимо. Я от этого ничего не потеряла, у меня есть другой подарок судьбы — мои дети".

Когда она шла с детьми по улице, люди узнавали её, останавливали, говорили комплименты… Дочь Кристиана очень стеснялась таких моментов. Популярность её матери стала поистине грандиозной с выходом на экраны известнейшей экранизации романа Сомерсета Моэма "Театр", где Артмане сыграла одну из самых ярких своих ролей — Джулию Ламберт. Позже она скажет: "Джулия близка всем. Такую женщину каждый мужчина хотел бы иметь рядом. Хотя она и негодяйка, но негодяйка очаровательная. Но, прежде всего Джулия — человек очень честный по отношению к себе, к своим недостаткам, и в этом её прелесть. Она привлекательна, потому что честна. Дай Бог, каждой женщине быть такой честной".
Вию Артмане обожали и в Латвии, и во всём Советском Союзе. На неё сыпались звания: в 1956 она стала заслуженной артисткой Латвийской ССР, в 1965 — народной артисткой Латвийской ССР, а в 1969 была удостоена звания народной артистки СССР.
Но потом, медленно, но верно начался закат великой Империи под названием Советский Союз… С середины 1980-х годов Артмане стала появляться на экранах реже. Впрочем, она снялась в ряде проектов: "Человек свиты" Андриса Розенберга, фильмах "Катафалк" и "Любовь" Валерия Тодоровского. А потом беды посыпались на артистку одна за одной. В 1986 году скончался супруг. Его уход она пережила очень тяжело.

Так же тяжело ей дался и развал СССР. "Латвия для меня мала, мне не хватает пространства, я не привыкла так узко жить. От общения с русскими я преобразилась. У русских открытая душа, уникальное восприятие человека. Латыши другие. Русские очень близки мне", — говорила актриса.
Представители нового режима сразу резко невзлюбили Артмане. Ей припомнили всё: и любовь к российским проектам, и то, что она была кандидатом в ЦК Компартии Латвии, а теперь никоим образом не участвует в политической жизни страны. В общем, Артмане начали травить. Кроме того, начались реституции. Случилась стандартная для тех времён ситуация — у дома, где была квартира Вии Францевны, объявился хозяин. Он потребовал за жильё столь высокую плату, что семье Артмане ничего не оставалось, как съехать.
Она ходила по инстанциям, но безуспешно. В итоге у актрисы случились два инсульта, а когда её сын написал статью в газету: "Сколько стоит Вия Артмане?", его тут же обозвали попрошайкой, желающим нажиться на популярности собственной матери.

Квартиру, правда, всё-таки дали. Но это было пепелище после пожара. Нужен был глобальный ремонт, на который Артмане и её сын взяли кредит. Однако на пенсию актрисы в 450 долларов и мизерный доход сына ремонт было не вытянуть. В итоге квартиру продали, чтобы только расквитаться с долгами. Актриса научилась экономить и перешивать свои старые платья.
Она переносила все эти испытания стоически. "Людям легче жить, когда они узнают, что я живу так же трудно, как они", — говорила Артмане. И философски резюмировала: "Я ценю даже боль, оставляю её в своей внутренней копилке. Возможно, она мне пригодится, и я выплесну её на сцене".

Опасалась она только за своих детей. Впрочем, им удавалось делать какую-то карьеру. Они не пошли по стопам матери. Каспар Димитерс стал музыкантом и создал либретто к рок-опере "Собор Парижской Богоматери". Дочь — Кристиана Димитерс — стала художницей. Именно с дочерью и внучкой Бертой актриса поселилась на семейной даче в 40 километрах от Риги. Это был древний деревянный одноэтажный столетний домик…
Несмотря ни на что, она так и не покинула родную Латвию, сколько ей ни предлагали. Артмане гордилась тем, что она латышка. А в 1998 году сделала решительный шаг — отработав 50 лет в Латышском художественном театре, актриса покинула его.
"Я ушла из Художественного театра, оставшись с людьми в очень хороших отношениях, — сказала тогда Артмане. — Просто поняла, что мне там нечего ждать. Труппа большая, все нуждаются в ролях, спектаклей ставят много, но ни одного, чтобы использовать меня! А я всё-таки ещё кое-что могу".

Актриса перешла работать в Рижский молодёжный театр. Там она, сыграла в спектакле "Пиковая дама". И вернулась, по её словам, в юность. В начале нашего века латвийские власти всё-таки опомнились и воздали "Матери-Латвии" по заслугам. Ей предоставили квартиру в центре города. Тогда же власти Латвии наградили актрису "За вклад в искусство театра и кино", похвальной грамотой и премией в размере 500 латов. А в 2007 году Вия Артмане, наконец, удостоилась высшей награды Латвии — ордена Трёх Звёзд IV степени.
И вновь она играла в кино. В 2000 году актриса сыграла одну из главных ролей (Вальтер) в серии "Игра на чужом поле" из детективного сериала "Каменская". Одной же из последних ролей стала императрица Екатерина II в фильме "Золотой век" в 2003 году. На закате жизни Артмане опять стала королевой. Документальный фильм о ней, который вышел в 2007 году, так и назывался. "Обидеть королеву. Вия Артмане".

В октябре 2008 года у актрисы случился сердечный приступ. "Несмотря ни на что мама уходила счастливым человеком! — Рассказывал Каспар Димитерс. — Перед смертью она просила у Бога об одном — дать ей силы перестать ненавидеть собственных врагов"...

Вия Артмане скончалась 11 октября 2008 года. В своём завещании она попросила, чтобы в последний путь её проводил игумен отец Евгений (Румянцев) из Христо-Рождественского Кафедрального собора. Так и случилось. Прощание с актрисой состоялось в рижском Христо-Рождественском Кафедральном соборе. Заупокойную службу провёл Митрополит Рижский и Всея Латвии Александр. Вия Артмане была похоронена на Покровском кладбище Риги.
8 лет назад,11 октября 2008 года, в Латвии,
Спасибо el_tolstyh


Автор: Екатерина Щеглова,





Tags: #Латвия, #СССР, #кино, #люди искусства
Subscribe
Buy for 30 tokens
В социальной сети появилось видео, как скандально известный Алексей Панин приковывает 12-летнюю дочь Анну к батарее за беспорядок в квартире. Девочка плачет, отбивается и кричит, на что горе-отец заявляет: «Бабушка отвяжет». Кадры заставляют ужаснуться многих родителей, только вот…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments