Ровно 207 лет назад, 29 сентября 1806 года, Надежда Дурова, надев казачий мундир, вступила в армию. Так началась карьера первой в России женщины-офицера. Но, оказывается, свои кавалерист-девицы были и в других странах
«Корнет, вы женщина?» Эти слова из «Гусарской баллады» сразу приходят на ум при словосочетании «кавалерист-девица». Героиня фильма Шурочка Азарова словно бы списана с Надежды Дуровой, самой знаменитой россиянки, вступившей в армию под видом мужчины, чтобы послужить Родине во время наполеоновских войн.
Впрочем, Александр Гладков, автор пьесы «Давным-давно», легшей в основу рязановского фильма, всячески открещивался от «родства» Шурочки с Надеждой Дуровой. Мол, мемуаров кавалерист-девицы, так в Россиипрозвали Дурову, он не читал, с биографией ее знаком плохо, а Шурочка – исключительно плод его воображения. Но как бы не относился Гладков к Дуровой, Надежда Андреевна заслуженно считается одной из героинь войны 1812 года. Однако были в истории и другие женщины, сменившие поварешку на саблю, прялку на седло и выдававшие себя за мужчин. О них мы сейчас и расскажем.
1. Кристиан Дэвис: спасти рядового... мужа
Ирландка Кристиан (Кит) Каванаг (она же Дэвис), родившаяся в Дублине в 1667 году, пожалуй, идет первой в перечне героических женщин, вступивших в армию под мужским именем. Юная Кристиан, отличавшаяся диким и взбалмошным характером, унаследовала от своей тетки паб и, не долго думая, выскочила замуж за одного из его работников – Ричарда Уэлша. Брак был счастливый, у пары родилось двое детей, но в 1691 году, когда 24-летняя Кит ждала третьего ребенка, муж бесследно исчез. Через несколько месяцев от благоверного пришло письмо, мол, насильно завербован в британскую армию, воюю сейчас в Голландии, нежно обнимаю. Не долго думая, Кит отдала детей своей матери, обстригла волосы, переоделась в мужской костюм и вступила добровольцем в пехотную роту под именем Кристофера Уэлша. Наверное, решила съездить в Голландию за госсчет для поисков мужа. Но в армии что-то загадывать сложно: в 1693 году в битве при Ландене Кит была ранена и попала в плен к французам. Впрочем, скоро состоялся обмен пленными и храбрая ирландка вернулась в свою роту. Интересно, что ни в родном подразделении, ни в лазарете, ни в плену никто не заподозрил в ней женщину. Кит пила, курила, играла в карты и сквернословила наравне с мужчинами. Даже, пардон, писала стоя, придумав какую-то конструкцию из серебряной трубки и кожаных ремней. Впрочем, вскоре ее турнули из армии: Кит убила на дуэли своего сержанта. Повздорили, как водится, из-за бабы…
Но на гражданке Кит Каванаг-Уолш пробыла недолго. Во-первых, армейская жизнь пришлась ей по вкусу, во-вторых, мужа-то так и не нашла. И в 1697 году Кит вступила в 4-й королевский драгунский полк. В кавалеристах прослужила 9 лет! Участвовала в войне за Испанское наследство (1701 – 1714 год), в том числе в таких кровопролитных битвах, как при Бленгейме, Шелленберге и Рамийи. Отличилась не только храбростью, но и склонностью к мародерству. А для поддержания реноме бравого кавалера не упускала случая флиртовать с красотками, не доводя, конечно, романы до границ, грозивших разоблачением. Однажды какая-то проститутка даже заявила, что Кит - отец ее ребенка. Тогда ирландка охотно заплатила деньги за содержание малыша, чтобы подтвердить свое мнимое отцовство.
Кстати, не забывала Кит и пропавшем муже. Через 13 лет поисков, когда ее драгуны в очередной раз оказалась в Голландии, ирландка наткнулась на Ричарда, миловавшегося с местной девицей. Кит надавала оплеух обоим и с тех пор тщательно следила за супругом, благо, его пехотный полк стоял рядом с драгунским. А свои вылазки к мужу рядовой Кит Уолш объяснял сослуживцам просто, мол, брата нашел. Однако через два года Кит была серьезно ранена в битве при Рамийи (1706 год). Тогда то полковой хирург и обнаружил, что бравый драгун – женщина! Скандал разразился нешуточный. Из кавалеристов ее, конечно, уволили. Правда, разрешили остаться в армии в качестве маркитантки при полку мужа. На прощание офицеры драгунского полка даже скинулись на набор женских нарядов для бывшего сослуживца.
Однако семейное счастье было недолгим, через два года, в 1709-м, Ричард Уолш погиб в битве при Мальплаке. Кит весь день после боя разыскивала тело мужа. Это было непростой задачей, учитывая, что союзники потеряли тогда около 30 тысяч человек убитыми и ранеными. Но, проверив 200 трупов, Кит все же нашла останки Ричарда и похоронила его.
После Мальплака Кит Каванаг-Уолш провела в армии еще четыре года, причем дважды успела выйти замуж. Фамилия третьего мужа была Дэвис, поэтому в историю женщина вошла как Кристиан Дэвис.
Вернувшись в Англию, Кит даже была представлена королеве Анне. Та подарила ей 50 фунтов и назначила хорошую пенсию. На эти деньги миссис Дэвис открыла в Дублине новую пивную, став местной знаменитостью. А писатель Даниэль Дефо даже написал о ней книгу «Жизнь и приключения миссис Кристиан Дэвис». Умерла Кит в 1739 году в возрасте 72 лет.
2. Мэри Рид стала знаменитой пираткой
Вторая наша героиня – тоже дитя 17 столетия и тоже поданная британской короны. Мэри Рид родилась в Лондоне в 1685 году. Мать часто переодевала ее в мальчика, выдавая за своего рано умершего сына Марка. Когда Мэри исполнилось 15 лет, она уехала во Фландрию, где под именем Марка Рида вступила в английскую армию (1701 год). Повоевав немного в пехоте, перевелась в кавалерию.
Рид показала себя храбрым солдатом во время все той же войны за Испанское наследство. Но однажды она отчаянно влюбилась в однополчанина-фламандца. Чтобы добиться взаимности, Мэри пришлось признаться, что она женщина. После свадьбы влюбленные вышли в отставку и поселились в Голландии, открыв трактир «Три подковы» возле Бреды.
Впрочем, через несколько лет муж умер. Мэри Рид опять переоделась в мужское платье и вновь попыталась вступить в армию, но безуспешно. Англия в тот момент ни с кем не воевала. Тогда Рид завербовалась матросом на голландский корабль, шедший в Вест-Индию. В Карибском море это судно было атаковано пиратами под командованием капитана Джона Рэкхема и его любовницы Энн Бонни. Рид, за спиной которой была армейская подготовка, была единственным пассажиром, не сдавшимся пиратам и принявшим бой. После нескольких неудачных попыток справиться с Мэри, пираты предложили присоединиться к их команде. И она согласилась! С этого времени Бонни, Рид и Рэкхем и пиратствовали втроём, и сожительствовали.
Мэри показала себя довольно кровожадным корсаром, не жалевшим ни чужих, ни своих. В частности, убила на дуэли одного из пиратов. Однако в октябре 1720 года эпопее этой троицы пришел конец. Охотник за пиратами Джонатан Барнет выследил и застал врасплох Рэкхема. Пираты пьянствовали у западного берега Ямайки, когда внезапно появившийся корабль Барнета открыл пушечный огонь по их шхуне, а затем высадил абордажную команду. Почти весь экипаж в панике бежал, за исключением женщин и Рэкхема. Во время короткой схватки Рид успела застрелить одного и ранить другого из нападавших. Но это не помогло. Рэкхем, Бонни и Рид были арестованы и приговорены к повешению. Впрочем, поскольку Мэри была беременна, казнь отложили. И в апреле 1721 года 36-летняя пиратка умерла в тюрьме при родах.
В 1961 году о ней был снят итало-французский фильм «Приключения Мэри Рид» (Le Avventure di Mary Read).
3. Мария-Тереза Фигёр – мадам Бестактность
Француженка Мария-Тереза Фигёр, родившаяся в 1774 году, рано потеряла родителей. И ее воспитание взял на себя дядя – лейтенант артиллерии Жозеф Вьяр. Наверное, этим и объяснялась дальнейшая судьба девушки. В 1793 году дядя, будучи монархистом, принял участие в вооруженном выступлении против республики. 19-летнюю племянницу он взял с собой, переодев в мундир артиллериста. Но рота Вьяра вскоре была разбита, и он вместе с Марией-Терезой попал в плен. От гильотины их спасло только то, что оба согласились вступить в республиканскую армию.
Уже в декабре 1793 года драгун Фигёр участвует в осаде Тулона, принесшей первую славу молодому капитану Бонапарту. А Мария-Тереза тогда же получает свою первую огнестрельную рану. Собственно, тогда в армии и узнали, что рядовой Фигёр – женщина. Но поскольку дело происходило в республиканской Франции, ей позволили остаться в составе полка. Тогда же Мария-Тереза получила прозвище мадам Сан-Жен (мадам Бестактность), так как презирала этикет и светские условности. Во время Итальянской кампании 1795 года Фигёр спасла жизнь генералу, потом отбила у австрийцев несколько раненых однополчан. Слава о девушке-драгуне гремела по всей Франции, докатилась она и до австрийцев. Когда в декабре 1799 года Мария-Тереза попала к ним в плен, ее отпустили обратно, подарив лошадь. Но уже через несколько дней в очередной кавалерийской сшибке Фигёр получает 4 раны и снова попадает в плен. Командующий австрийской армией принц де Линь вновь отпускает ее. Вернувшись в полк, Мария-Тереза получает направление в Париж для поправки здоровья. Прибыв в столицу Франции, «мадам Бестактность» обнаружила, что о ней говорит вся страна. Ее приглашают ко двору Первого консула Франции – Наполеона Бонапарта. Мария-Тереза знакомится с маршалами Ланном, Ожеро и Бернадотом. Последний даже безуспешно пытается ее соблазнить, о чем Фигёр с гордостью позже напишет в своих мемуарах.
Придворная жизнь быстро наскучила девице и как только в 1805 году вспыхнула война, она вновь попросилась в драгунский полк. Фигёр участвовала в Австрийской и Прусской кампаниях, отчаянно сражалась при Ульме, Аустерлице и Иене. За Аустерлиц награждена орденом Почетного Легиона. Вновь получила несколько ранений и двухлетний отпуск для поправки здоровья. Но в 1809 году Мария-Тереза опять в строю. Вместе со своими любимыми драгунами она отправляется в Испанию. Там Фигёр прославилась не только храбрым поведением в бою, но и милосердием к местному населению и даже бродячим собакам. Это сослужило француженке добрую службу, когда в 1812 году она попала в плен к испанским партизанам. Те не расстреляли ее, как часто поступали с пленными, а передали англичанам.
В английском плену Фигёр пробыла до 1814 года – капитуляции Франции и отречения Наполеона. Когда она вернулась во Францию, командир Конноегерского полка Императорской гвардии Лефевр-Денуэтт подарил ей мундир конного егеря, что, судя по воспоминаниям Фигёр, чрезвычайно польстило ее сердцу. Однако ни дружба с генералом, ни знакомство с Наполеоном не помогли ей вернуться на военную службу в 1815 году во время Ста дней. Возможно, император понимал, что здоровье храброй кавалерист-девицы подорвано ранениями и тяготами плена. В 1818 году 44-летняя женщина-драгун вышла замуж за друга детства Клемана Сюттера, унтер-офицера жандармерии бывшей Императорской гвардии. По этому поводу комендант Парижа весело заметил: «Жандарм женился на драгуне. Это весьма забавно!» Впереди Марию-Терезу ждало еще 43 года не самой сытой жизни отставного ветерана проигравшей армии. Зато в 1893 году она стала героиней пьесы Э. Моро «Мадам Сан-Жен».
5. Луиза Графемус – немецкий улан и русский предприниматель
Немецкий вариант кавалерист-девицы – Луиза Кессених – родилась на три года позже Надежды Дуровой, в 1786 году. Еврейка по происхождению, она при рождении носила имя Эстер Мануэль. Но в 1805 году 19-летняя Эстер приняла христианство, поменяла имя на Луизу и вышла замуж за ювелира Графемуса. Муж Луизы оказался настоящим немецким патриотом. Когда Пруссия потерпела поражение от Наполеона, он уехал в Россию, чтобы поступить в русскую армию и продолжить борьбу с французами. Произошло это в 1809 году. А в 1813-м, когда армия Кутузова, изгнав Наполеона из России, двигалась по Германии, Луиза, оставив детей на попечении родственников, решает записаться добровольцем в прусскую кавалерию, чтобы отыскать и встретить своего мужа. Как и Надежда Дурова, Луиза становится уланом во 2-м Кенигсбергском уланском полку. В начале 1814 ее полк двигался к французской столице через Голландию. Во время этого похода Луиза Графемус захватила в плен офицера и шесть солдат противника. За этот подвиг она была награждена Железным крестом.
В марте 1814 года союзные войска вступили в предместье Парижа. В строю проходившего мимо русского полка Луиза неожиданно увидела своего мужа. Представьте удивление окружающих солдат, наблюдавших, как прусский улан, рыдая, обнимает и целует русского улана посреди парижской улицы. Объятия и поцелуи выходили далеко за рамки дружеских чувств и союзнических отношений. Поэтому Луизе пришлось раскрыть свою тайну к восторгу окружающих!
Но уже на следующий день во время кровопролитного сражения у высот Монмартра муж Луизы, вахмистр русского уланского полка Графемус, был убит картечью.
В 1816 году Луиза Графемус вышла в отставку. Когда она узнала, что прусское правительства назначило ей скудную пенсию в 2 талера в месяц, то очень обиделась. Но тут выяснилось, что в России ей положена пенсия, как вдове погибшего русского вахмистра Графемуса. Недолго думая, Луиза решила переехать в Россию.
В Петербурге Луиза вышла замуж во второй раз за известного книгопечатника немца-лютеранина Иоганна Корнелиуса Кессениха. Она открыла на Петергофской дороге трактир «Красный кабачок» и популярный танцкласс, широко посещаемый и не раз упомянутый в литературе. Умерла Луиза Кессених в 1852 году, похоронена на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге. Потомки Луизы до сих пор живут в России. Например, известная советская актриса Татьяна Львовна Пилецкая является праправнучкой «немецкой Дуровой».
***
http://www.samara.kp.ru/daily/26139.7/3029114/
А вот ещё одна история о французской кавалерист-девице, Марии Шелинк. Она же стала и первой женщиной кавалером ордена Почётного Легиона. Об этой истории написал журнал "Огонёкъ" в 1900 г.
Journal information