amarok_man (amarok_man) wrote,
amarok_man
amarok_man

Ирина Алкснис: Скоро война. О фильме «28 панфиловцев» и его роли

Статья Ирины Алкснис о фильме "28 панфиловцев", современной молодёжи и современном российском обществе. Многое в ней верно, только с предположениями о скорой войне не хотелось бы соглашаться.

" Несколько дней назад я вышла с пресс-показа фильма «28 панфиловцев» - и вдруг у меня в голове неизвестно откуда возникла мысль «Скоро война». Я даже несколько растерялась, с чего вдруг я об этом подумала, да еще в привязке к только что посмотренному кино.


После нескольких дней обдумывания увиденного и участия в обсуждении картины меня озарило.

Очень многими людьми не осознается, что где-то в районе нынешних 35-летних пролегает водораздел, который глубоко рассекает российское общество. Причина очевидна: те, кто старше, сформировались как личности в советские времена, а для тех, кто младше, советская эпоха - это страницы в учебнике в истории, да отдельные комментарии старших, живших в позднесоветское (прямо скажем, не самое славное для страны) время.

Этот разрыв исторических эпох наложился на колоссальный технологический прорыв, совершенный миром в эти же десятилетия. В результате, начиная с 1990-х годов, новые поколения формировались в принципиально иных условиях, нежели те, что старше. Если между детьми 1960- и 1980-х разница в мировоззренческом и цивилизационном пространстве - вне зависимости от убеждений - минимальна, то дети 1980-х и 2000-х друг для друга просто инопланетяне.

Десять лет назад я общалась с 20-летними студентами и вдруг обнаружила, что никто из них не смотрел «Семнадцать мгновений весны». На мои жаркие попытки убедить посмотреть этот сериал, который для моего и более ранних поколений является частью базового культурного кода, услышала ответ от одного юноши, который сказал, что он честно пытался посмотреть пару серий, но у него совсем не пошло. Это было десять лет назад. Сейчас ситуация очевидным образом усугубилась.

Для поколений IMAX 3D и Dolby Atmos (чтобы это ни значило), поколений «Титаника» и «Аватара» старые советские фильм в абсолютном большинстве случаев просто не смотрятся, кажутся скучными и/или плохо снятыми, и винить тут некого. Мир изменился кардинально - это объективная реальность.

Однако популярные во все времена мнения старших поколений про преимущество прежних времен, когда трава была зеленее, или тем более пренебрежительное отношение к нынешней молодежи бессмысленны и глупы.

Более того, в каком-то смысле современная молодежь даже лучше нас.

Нам легко быть патриотами. Мы росли в безупречно отлаженном мире советской пропаганды. Нас воспитывали на самом лучшем и светлом, скрывая негатив. Мы смотрели фильмы, снятые участниками Великой Отечественной. Нас растили дедушки и бабушки, сами прошедшие войну.

В результате последующее «срывание покровов» и обличение «проклятого советского прошлого» для большинства из нас ничуть не поколебало убеждений в фундаментальных вещах, среди которых Великая Отечественная занимает центральное место.

Современной молодежи повезло куда меньше. Они росли в условиях, когда на них со всех сторон лилась грязь в адрес России и ее прошлого. Позитивные оценки были единичными и вызывали очередные обличительные истерики. Сейчас ситуация во многом изменилась к лучшему, но в обществе по-прежнему доминирует идеологический плюрализм, причем такой, что обвинения в целенаправленном вредительстве давно стали общим местом.

В этих весьма непростых условиях в России уже 30 лет формируются новые поколения, и самое удивительное, что они получаются хорошими. Они каким-то чудом раз из раза в большинстве своем вырастают патриотами России, что фиксируют все социологические опросы. Причем их патриотизм вовсе не формально-показной и диванный. Они участвуют в работе поисковых отрядов, идут служить в армию (хочу заметить, что проблем с уклонением от военной службы сейчас в России куда меньше, нежели в советские времена всеобщего патриотизма). Они спасают детей из горящих домов и собак из ледяного плена («Черныш, *ука, держись!»), борются с боевиками на Северном Кавказе и воюют в Сирии.

Они стали такими, не имея даже трети того надежного идейного фундамента, что создал для нас Советский Союз. У России есть все основания гордиться своими молодыми поколениями.

Между нашими и их поколениями есть еще одна очень существенная разница. Они за минимальными исключениями не вовлечены эмоционально в споры об интерпретации событий XX века. Это им просто не интересно.

Разрыв эпох привел к тому, что старшие поколения по-прежнему живут в цивилизационном пространстве прошлого века, а для новых поколений - это просто часть истории страны, которая воспринимается как единое целое во всей ее запутанности и противоречивости.

Мы готовы разбить себе лоб и порвать друг другу глотки в спорах о Сталине и Николае II, красных и белых, Колчаке и Войкове, Советском Союзе и Российской империи. Для них же это просто история страны, в которой Гражданская война вызывает приблизительно тот же уровень эмоциональной вовлеченности, что и Пугачевский бунт, а СССР - это некая смутная абстракция, обозначающая Россию в прошлом веке.

Какое это имеет отношение к фильму «28 панфиловцев»? Самое непосредственное.

Посмотрев картину, поучаствовав в обсуждениях и послушав критику в ее адрес, я сложила пазл.

Главное, что надо понимать: целевой аудиторией «28 панфиловцев» является молодое поколение россиян. Мы, люди от 35 лет и старше, вторичны для создателей.

Они проделали грандиозную работу и сделали все, чтобы нас, носителей советского образа 28 панфиловцев, ничто там не задело и не покоробило. У них получилось - фильм стал потрясающим переносом на экран именно той истории, на которой мы выросли.

Но снимался фильм в первую очередь для молодых. Для тех, кому не интересны все эти наши идейно-исторические скандалы.

Фильм очищен от любой политики и идеологии, кроме единственной идеи - любви к России и ее защите с оружием в руках. Снят он при этом по всем правилам современного кино с использованием новых технологий.

Современная российская молодежь получила свою, снятую специально для нее версию «В бой идут одни «старики»».

Широкий прокат фильма приведет к тому, что «28 панфиловцев» начнут смотреть зрители, а закончат - патриоты, готовые встать в воинский строй.

Осознав это, я поняла, почему после просмотра у меня вдруг мелькнула мысль, что скоро война.

Впервые за тридцать лет стране снят фильм, чьей миссией является патриотическая мобилизация граждан. Мы отвыкли от этого, и появление такого фильма именно сейчас подсознательно будит тревогу.

На самом же деле ничего страшного этого не значит. Такие фильмы должны быть нормой (как они были нормой в СССР) и сниматься регулярно.

Хочется верить, что «28 панфиловцев» только первая ласточка."

Источник

взято с : http://ruskline.ru/opp/2016/noyabr/16/skoro_vojna_o_filme_28_panfilovcev_i_ego_roli/



Tags: #ВОВ, #герои, #кино, #размышления
Subscribe
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments