amarok_man (amarok_man) wrote,
amarok_man
amarok_man

Categories:

Вестибюль станции “Курская-Кольцевая” после реставрации

В 2009 году был открыт один из самых красивых наземных вестибюлей столичной подземки – вход на станцию метро “Курская-Кольцевая”. Теперь он выглядит почти так же, как пятьдесят девять лет назад. Станция “Курская-кольцевая” была открыта в составе участка “Парк культуры” – “Курская” 1 января 1950 года. На фотографиях вы увидите, что облик станции действительно обрёл первозданный вид, каким был при открытии в 1950 г. Но, сначала немного предыстории, как было до реконструкции.


На фасаде вестибюля укреплены две даты «1945» и «1949», но по легенде сам И. В. Сталин передвинул дату на 1 января 1950 года, чтобы первый отрезок Кольцевой линии не стал частью торжеств в честь 70-летия вождя.

Название станция получила по одноименному вокзалу.
Архитекторы: Г.А.Захаров, З.С.Чернышева.
Инженеры-конструкторы: Л.И.Горелик, П.С.Сметанкин.
Центральный свод и своды боковых тоннелей опираются каждый на свой ряд колонн, установленных рядом. В середине, где находится переход на одноименную станцию Арбатско-Покровской линии, свод опирается на пилоны, образующие вместе с началом перехода своего рода «беседку». В оформлении использованы оригинальные светильники, размещенные в нишах пилонов, обрамляющих гранитную лестницу перехода. Пилоны и колонны центрального зала покрыты светлым мрамором «коелга». Рельефные детали выполнены из золоченого металла. Сочный и выразительный орнамент декоративных элементов развивает тему рассвета нашей страны. Пол выложен красным и серым гранитом.
Наземный вестибюль находится в здании, примыкающем к Курскому вокзалу. В нем находилась скульптура И.В.Сталина (автор Н.В.Томский, не сохранилась). На уровень ниже вестибюля находится подземный круглый аванзал, отделанный тёмно-красным, золотисто-розовым, светло-серым и чёрным мрамором. Центр аванзала украшает оригинальная колонна-цветок, в которой скрыты светильники. Из него имеется вход в цокольный этаж здания Курского вокзала и в подземный переход к посадочным платформам. К этому помещению также примыкает аванзал станции «Курская» Арбатско-Покровской линии.
В 1950 году архитекторы станции удостоены Сталинской премии.
Из южного торца станции в 1995 году был сооружен второй выход в общий вестибюль со станцией «Чкаловская» Люблинско-Дмитровской линии.
На фасаде вестибюля укреплены две даты «1945» и «1949», но по легенде сам И. В. Сталин передвинул дату на 1 января 1950 года, чтобы первый отрезок Кольцевой линии не стал частью торжеств в честь 70-летия вождя. Павильон строился на открытом и со всех сторон обозримом месте. Теперь же он прислонён к новому зданию Курского вокзала. Вестибюль станции интересен тем, что он имеет очень много схожих черт с храмовыми постройками. Ориентированный входом на запад и внутренней алтарной частью на восток, он открывает смысл здания — Храма Победы. За входом после прямоугольного аванзала расположено центральное двусветное помещение под сложным восьмигранным ребристым куполом. Вход в зал условно обозначен двумя прямоугольными пилонами высотой до основания купола. На их внутренних сторонах чеканка по бронзе: огромные двуручные мечи, увитые гирляндами. Купол опирается на мощные балки, уложенные на высокие круглые колонны. На этих балках есть надпись с текстом второго куплета гимна СССР:
Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,
И Ленин великий нам путь озарил.
Нас вырастил Сталин — на верность народу
На труд и на подвиги нас вдохновил.
После XXII съезда КПСС в 1961 году последние две строчки были сняты, образовав асимметрию на балках. Также был демонтирован памятник Сталину в апсиде (работа скульптора Николая Томского), а чеканку на горельефе медали «За оборону Сталинграда» изменили на Волгоград в связи с переименованием города. При капитальном ремонте вестибюля в 2008—2009 годах было решено восстановить утраченные детали вместе с реставрацией здания (кроме восстановления памятника). Однако вместо восстановления полной цитаты второго куплета из гимна была восстановлена утраченная часть взамен первых двух строчек, и симметрично распределена надпись. А ночью 24 октября 2009 года полный текст был воссоздан на прежнем месте, что почти окончательно восстановило архитектурный смысл зала как «Солнца Победы».

Фото после реконструкции иоткрытия станции:

Орден Победы на П-образном входном портале.

2) Отдельно хочется отметить, что в вестибюле восстановили оригинальную строчку из гимна, которая была написана при открытии станции: «Нас вырастил Сталин на верность народу на труд и на подвиги нас вдохновил».

Отдельно хочется отметить, что в вестибюле восстановили оригинальную строчку из гимна, которая была написана при открытии станции: «Нас вырастил Сталин на верность народу на труд и на подвиги нас вдохновил».

3) На обновление вестибюля потребовалось больше года, хотя непосредственно реставрационные работы велись всего два месяца. Еще одиннадцать ушло на замену эскалаторов и турникетов, обновление коммуникаций, систем видеонаблюдения, пожаротушения, вентиляции и энергоснабжения.

На обновление вестибюля потребовалось больше года, хотя непосредственно реставрационные работы велись всего два месяца. К сожалению, эксклюзивную мебель сталинских времен и соответствующие кассовые аппараты не установили – за деревянными рамами видны унылые коробки из ДСП.

Все мелкие детали воссозданы как были. Вся чеканка, лепнина в идеальном состоянии.

6) Также на мечах восстановлены названия города Сталинград и надпись «За родину За Сталина». Первоначально буквы просто сбили и вместо них сделали накладные буквы про Волгоград. Теперь накладные буквы про Сталинград. Я так понимаю, там весь большую секию меча надо переделывать что бы поменять именно родную чеканку. Поэтому накладные буквы вполне нормальное решение.

Также на мечах восстановлены названия города Сталинград и надпись «За родину За Сталина». Первоначально буквы просто сбили и вместо них сделали накладные буквы про Волгоград. Теперь накладные буквы про Сталинград.

В отреставрированном вестибюле нет и известной москвичам по старым фотографиям скульптуры Иосифа Сталина. Московского метрополитена Дмитрий Гаев говорит, что она была утрачена еще в конце 50-х годов: "Мы прорабатывали вопрос, не поставить ли другой памятник, но решили оставить просто световую нишу".

9) Судя по комнате милиции, выхода к вокзалу тут не будет.

Отреставрированы скульптуры, светильники, торшеры, восстановлены орнамент, пол и лестничные марши.

В ходе ремонта проводилась также полная реконструкция аванзала станции: заменено гранитное покрытие пола, отреставрирована и восстановлена знаменитая колонна "Каменный цветок".

13) Станция «Курская-Кольцевая» заложена на глубине 40 метров. Ежедневный пассажиропоток по ее вестибюлям составляет 64 200 человек (по данным исследования 2002 года).

Реконструкция обошлась в 120 миллионов рублей. Но метрополитен не собирается останавливаться на этом. Начнутся работы на станции "Белорусская" Кольцевой линии, а также в переходе с "Белорусской-Кольцевой" на "Белорусскую-Радиальную".

взято отсюда : http://bigpicture.ru/?p=9226

ПыСы: Вопрос к москвичам: а сохранилось ли после реставрации в названии станции наименование "Курская-Кольцевая московского метрополитена имени В.И. Ленина" ?!

Ведь полное название столичного метро — Государственное унитарное предприятие города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В. И. Ленина".

Уже был скандал, когда в названии метро "Отрадное" "вдруг" исчезли слова "...имени В.И.Ленина".

Граждане обвинили московские власти в целенаправленном исключении слов "им. Ленина" с отремонтированных станций подземки. Глава столичного департамента транспорта Максим Ликсутов заявил, что в мэрии нет задачи убрать Ленина или орден Красного знамени из названия метро. — Буквы, которые там были, будут на новой вывеске "Отрадное" и всех станциях, которые реконструируются. Вывески дополнят, — сказали в пресс-службе метрополитена. На все станциях метро, где проходит реконструкция, вернутся таблички с названием станций со словами "Метрополитен им. Ленина"

ПыСы2: на просьбу о том, как называется станция метро "Курская" ныне, откликнулась моя френдесса, отлично знающая историю Москвы eho_2013 . Она нашла вот эти фотографии на "яндекс-фотках":

Курская-кольцевая

Курская-радиальная

И ещё-фрагмент гимна в сталинской редакции:

Tags: #50-е годы, #Москва, #Сталин, #интересное, #метро, #современная Россия
Subscribe
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 67 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →