amarok_man (amarok_man) wrote,
amarok_man
amarok_man

Маленькие принцессы Харламова

Оригинал взят у arendaflatspb в Маленькие принцессы Харламова
Художник Харламов Алексей Алексеевич( Harlamoff Alexei Alexeivich)(1840-1922).

The Young Model

Алексей Алексеевич Харламов (настоящее имя - Харитон Платонов) - мастер, который при жизни пользовался большим успехом. Позднее оказался почти забытым, но в последние годы интерес к его произведениям, прежде всего за рубежом, заметно возрос: на крупнейших мировых аукционах его картины продаются за рекордно большие суммы. В России же до сих пор его имя известно главным образом искусствоведам и коллекционерам.



Harlamoff Alexej Young Brunette, Автор: Harlamoff, Alexei Alexeivich

Young Brunette

Contemplation

The Flower Girl

Harlamoff Alexis The Pink Bonnet, Автор: Harlamoff, Alexei Alexeivich

The Pink Bonnet

Portrait of a Young Girl in A Red Kerchief, Автор: Harlamoff, Alexei Alexeivich

Portrait of a Young Girl in A Red Kerchief

Harlamoff Alexei Alexeiewitsch Portrait Of A Peasant Girl, Автор: Harlamoff, Alexei Alexeivich

Portrait Of A Peasant Girl
A Russian Beauty, Автор: Harlamoff, Alexei Alexeivich

A Russian Beauty

My Little Model

Harlamoff Alexej Sisters, Автор: Harlamoff, Alexei Alexeivich

Сестры

ал 2 (480x595, 56Kb)

ал 23  (480x626, 26Kb)

ал 24 (480x576, 18Kb)

ап 18 Лето (480x628, 83Kb)

Harlamoff Alexej Artist-s daughter, Автор: Harlamoff, Alexei Alexeivich

Artist-s daughter

Young Girl

Harlamoff Alexej Auburn haired Beauty with Bouquet of Roses, Автор: Harlamoff, Alexei Alexeivich

Auburn haired Beauty with Bouquet of Roses

ал 20 (480x622, 54Kb)

A Peasant Girl On A Footbridge, Автор: Harlamoff, Alexei Alexeivich

Peasant Girl On A Footbridge

ал 22 (480x625, 36Kb)

ал 21 (451x640, 39Kb)

ал 3 (480x620, 91Kb)

Harlamoff - Харламов Алексей Алексеевич

Podrugi[2] - Харламов Алексей Алексеевич

Подруги

ал 16  (448x640, 67Kb)

ал 5 (454x600, 91Kb)

Little Girl with Veil

Родился Алексей Харламов в селе Дьячевка Порзовской волости Петровского уезда Саратовской губернии (сейчас село относится к Пензенской области) 18 октября 1840 года. Его родители были крепостными. О детстве и ранней юности Алексея Харламова известно немного. В семье он был седьмым ребенком. Вскоре после его рождения родители стали принадлежать другой помещице, и им пришлось уехать из Дьячевки. При этом разыгралась нередкая во времена крепостного права драма - отец и мать были разлучены со старшими детьми. Алексею посчастливилось - он был еще младенцем, и родителям позволили забрать его с собой. Вольную родители получили в 1850 году и только с тремя младшими детьми. В их числе был и будущий живописец. Вероятно, при получении вольной и при переходе в мещанское сословие семья стала носить фамилию Харламовых. К этому времени они уже жили в Саратове.
В начале 1850-х годов Алексей Харламов приехал в Петербург. Сначала он брал уроки рисования у вольнослушателя Академии художеств В. Афанасьева. А в 1854-м поступил в Академию, где стал учеником профессора А.Т. Маркова, представителя позднего классицизма. За успехи в рисовании и живописи Алексей Алексеевич 1857 и 1862 гг. получает две Малые серебряные медали, а в 1863 году - две Большие серебряные. В 1866 году Харламов получает Малую золотую медаль за картину «Крещение киевлян».
Получив в 1868 г. Большую золотую медаль за полотно «Возвращение блудного сына», летом следующего года Харламов уехал в пенсионерскую поездку за границу. Он побывал в Германии, затем приехал во Францию. Харламов посещал художественные музеи Европы, знакомился с работами современных мастеров на выставках Салона в Париже. К этому времени относится и близкое знакомство Харламова с профессором Академии художеств А.П. Боголюбовым, который опекал молодых выпускников за границей. Франко-прусская война вынудила художников осенью перебраться в Бельгию. Оттуда Харламов уехал в Голландию, где в 1871-1872 годы для музея Академии художеств копировал во дворце Мауриц-хейс в Гааге картину Рембрандта «Анатомия доктора Тульпа».
Затем Харламов возвратился во Францию и обосновался в Париже. Он стал учеником популярного тогда салонного живописца Л. Бонна, автора портретов выдающихся деятелей Франции, множества так называемых «головок» смазливых итальянок и близких к ним жанровых композиций.В конце 1872 года художник поступает в ателье модного французского художника Леона Бонна. Аристократические и буржуазные салоны Третьей республики были заполнены портретами и историческими картинами Бонна. Этот модный живописец успешно передавал внешнее сходство с натурой и при этом сохранял видимость «музейного» искусства. Отдавая дань его механическому мастерству, современник назвал Бонна «превосходным, однообразным и тривиальным художником». Вслед за Бонна Харламов удачно имитировал в своих произведениях внешний вид классической живописи - любимых им старых испанских мастеров, Рембрандта, итальянцев XVII века. Именно под влиянием Бонна окончательно оформился художественный стиль Харламова. В это время Харламов сближается с писателем И.С. Тургеневым и с семьей Виардо. Художник стал завсегдатаем их дома, регулярно посещал знаменитые «четверги».
В 1874 за картины "Бедный музыкант", "Головка итальянки" и "Головка мордовки" получил звание академика Петербургской Академии Художеств.
С 1982 г. член Товарищества передвижных выставок
В конце 1875 года после окончания срока пенсионерства Харламов приехал в Россию, но к осени возвратился во Францию. Почему же это произошло? По мнению известного журналиста того времени Н.Н. Брешко-Брешковского, в 1870-е годы в России «от картин не только большая публика, но даже и сами художники требовали гражданского служения, а не технические достоинства». И поэтому Харламов «рисковал остаться неоцененным». И.Е. Репин же в одном из своих писем сообщал, что Харламов «ужасно любит Париж» и желал бы там остаться навсегда. По возвращении в Париж Харламов снял мастерскую в доме на Пляс Пигаль, в любимом квартале художников, и превратил ее в модное ателье. Позднее Харламов купил дом в Веле. Он подарил городку свои работы.
Со второй половины 1870-х Харламова, как и многих русских художников, побывавших во Франции, увлекает передача световоздушной среды. В некоторых своих работах, в том числе и в акварели «Головка» (1881) из музея имени А.Н. Радищева, он близко подходит к пленэру, наполняет изображение светом, воздухом. В эти же годы у Харламова появилась тема в салонном духе, которую можно назвать «Итальянцы эпохи Ренессанса». Возможно, интерес к ней был вызван костюмированным балом в доме Виардо в феврале 1875 года, где художник получил первый приз за свой венецианский костюм в стиле конца XV века. В новом цикле Харламов обращается не столько к манере письма старых мастеров, сколько к бытовым подробностям эпохи Возрождения. Среди них – картина «Музыкант-неаполитанец» из Русского музея и рисунок к ней из коллекции Радищевского музея. Но это увлечение эпохой Ренессанса, как и пленэром, было мимолетным. Художник часто выставлялся в парижском Салоне, участвовал на Всемирных выставках, на акварельных выставках в Петербурге, выставках передвижников. Особо следует сказать об участии Харламова в деятельности «Общества взаимного вспоможения и благотворительности русских художников» в Париже. Он был одним из его учредителей, после смерти Боголюбова он стал председателем комитета Общества. Не остался Харламов равнодушным к главному делу жизни А.П. Боголюбова – созданию Радищевского музея в Саратове. Он подарил ему свои работы, в том числе и «Итальянку с тамбурином», картину с весьма экзотическим сюжетом – девочка-итальянка замахивается тамбурином на ящерицу. В собрании музея находится и выполненный Харламовым портрет гражданской жены А.П. Боголюбова Елизаветы Францевны Шивр, которая поддерживала идею создания музея и рисовальной школы и завещала им большую часть своего состояния. Первая мировая война разорила Харламова, как и многих его современников. О последних годах его жизни Ф. Литвин, которая любила его как отца, вспоминала: «Когда-то его дела шли хорошо, но под конец ему пришлось пережить много горя. Мне выпала печальная радость заботиться о нем до его последнего часа. Он жил в комнате, расположенной под самой крышей. Для меня было настоящей пыткой ежедневно карабкаться на его чердак, но я шла на это с радостью». Он скончался у нее на руках. Похоронен Харламов был 13 апреля 1925 года на кладбище Пер-Лашез в Париже. Харламов был мастером, стоявшим в стороне от ведущей, демократической тенденции в русском искусстве второй половины XIX века, но и он внес свой вклад в утверждение престижа русского искус-ства в Европе и в развитие художественных связей между Россией и Францией того времени.
Среди русских самым постоянным и восторженным его почитателем был писатель Тургенев, который считал Харламова своим «любимым художником». Известность Харламова в Париже (1870-е гг.) связана с портретом великого писателя, который он исполнил в 1875 году. Эта работа сделала его модным парижским портретистом. Сам писатель предпочитал его портрет другому, написанному Репиным. Издавна любивший живопись Тургенев коллекционировал исключительно произведения художников современной французской школы, и только работы Харламова представляли русское искусство в его собрании. Писатель часто сравнивал живопись Харламова и великого голландца Рембрандта. Самым знаменитым произведением Харламова до сих пор остается портрет И.С.Тургенева (1875, ГРМ). Сам писатель считал его непревзойденным по мастерству и глубоким по проникновению.

Tags: #художники
Subscribe
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments