amarok_man (amarok_man) wrote,
amarok_man
amarok_man

Categories:

Революция 1917 года и гражданская война на большом экране

Революция 1917 года и гражданская война нашли свое отражение в искусстве. Об этих событиях писали стихи, рассказы, картины и, конечно, снимали кино. При этом между фильмами 1920-х годов и конца 1880-х – огромная разница. Как менялся образ революции и гражданской войны в советском кинематографе на примере самых ярких лент?


1920-е

Силы кинематографа в 1920-х годах были направлены на агитацию и пропаганду среди населения. Нужно было объяснить крестьянам, почему большевики и коммунизм — это хорошо. Поэтому самые первые советские фильмы были историческими и рассказывали о революции и гражданской войне. Тогда и появилась плеяда молодых режиссеров, создавшая авангардное кино: Сергей Эйзенштейн, Лев Кулешов, Дзига Ветров, Всеволод Пудовкин и другие. Они благодаря новаторскому подходу (например, созданию интеллектуального монтажа) оказали влияние не только на советский, но и на мировой кинематограф.

В авангардном кино 1920-х годов главным героем был народ, а не отдельные личности. Режиссеры показывали движение революционных масс, народный размах, деятельность партии в таких фильмах, как «Стачка», «Броненосец Потемкин», «Октябрь» и др.

«Стачка»

Сергей Эйзенштейн одним из первых показал образ русского рабочего движения, правда, дореволюционного. Фильм, повлиявший на кино 1920-х годов, очень точно отражает тенденцию авангарда в кинематографе: народ — главный герой. «Стачка» была снята по инициативе Пролеткульта (Пролетарские культурно-просветительные организации) как фильм-агитка. Эйзенштейн применил элементы «интеллектуального монтажа» — когда несвязанные друг с другом кадры вызывают у зрителя определенные ассоциации. Поэтому картина насыщена метафорическими и символическими деталями.

фото 1.jpg
Кадры из фильма «Стачка»

События в фильме предшествует революции. Заводские рабочие организуют забастовку, потому что возмущены тяжелыми условиями труда. На заводе объявляется стачка. Поводом послужило самоубийство рабочего, несправедливо обвиненного администрацией в краже инструментов. Хозяева завода при помощи наемной шпаны организуют провокацию — пожар и погром в винной лавке во время мирной демонстрации пролетариев. Рабочих разгоняют. На следующий день по приказу губернатора против бастующих направлены казаки и полиция, которые жестоко подавляют выступление и расстреливают рабочих. Фильм заканчивается титрами: «Помни, пролетарий!».


1930-е

В это десятилетие тема гражданской войны в кинематографе все так же популярна. Только эстетика историко-революционных фильмов меняется, и авангардное кино с его интеллектуальным монтажом и символизмом уходит с главной сцены. Теперь у революции есть конкретные исторические персонажи, а народ становится фоном их подвигов. Появляются образы представителей всех классов: рабочий Максим (трилогия о Максиме), крестьянин и солдат Иван Шадрин («Человек с ружьем»), интеллигенты Полежаев и Бочаров («Депутат Балтики»), красноармейцы («Чапаев»). Во второй половине 1930-х создается образ героя новой эпохи, приобретенной киноискусством — возникает «Лениниана», то есть фильмы о Ленине («Ленин в октябре», «Ленин в 1918»).

Со временем происходит и усложнение характеров героев. В фильмах отражается их активная деятельность и неоценимый вклад в революционное движение — советские граждане должны знать своих героев. Тогда же появляется образ врага: хитрые, жестокие и мстительные белые противопоставляются добрым и отважным красным.

«Чапаев»

Фильм «Чапаев» 1935 года открыл первый кинофестиваль в Москве, где председателем жюри был сам Сергей Эйзенштейн. Ленту о легендарном начдиве Красноя армии сняли режиссеры братья Васильевы. Фильм понравился всем. Он выиграл гран-при на Всемирной Парижской выставке в 1937 году и бронзовую медаль на VII кинофестивале в Венеции в 1946-м. А авторы были удостоены Сталинской премии I степени.

фото 2.jpg
Плакат фильма «Чапаев», Бельский А. П.

По сюжету, Василию Чапаеву, командиру 25-ой дивизии Красной армии, предстоит сражение с частями белогвардейцев. Их возглавляет опытный полковник Бороздин. Партия присылает на помощь Чапаеву Дмитрия Фурманова, молодого, но образованного и умного комиссара, чьи мемуары впоследствии легли в основу фильма.

Известная сцена фильма: Чапаев на картошке показывает тактику сражения

1940−1950-е

В военные годы тема была вытеснена фильмами о Великой Отечественной войне. За это время было выпущено лишь несколько историко-революционных лент («Пархоменко, «Котовский»). Последующее десятилетие в кинематографе стали называть «малокартиньем». Иосиф Сталин говорил: «Снимать картин надо меньше, но каждая должна быть шедевром». Снимать действительно стали меньше. В основном, это были историко-биографические кинокартины: «Нахимов», «Жуковский», «Тарас Шевченко», «Римский-Корсаков» и др. Не обошла такая участь и Сталина, ставшего настоящим героем революции и гражданской войны в фильме «Незабываемый 1919-й».

«Незабываемый 1919-й»

Сначала появилась одноименная пьеса — к 70-летию вождя. Сталин ее лично редактировал. В 1953 году режиссер Михаил Чиаурели снял фильм. Сюжет кинокартины следующий. 1919 год, руководство Петрограда в панике — нависает угроза иностранной интервенции. Товарищ Сталин прибывает, чтобы лично руководить обороной города. В итоге, он спасает не только Петроград, но и молодое советское государство. Фильм «Незабываемый 1919-й» — образец «сталинианы» в советском кинематографе 1950-х.

фото 3.jpg
Кадр из фильма «Незабываемый 1919-й»

1960-е

Возвращение к теме гражданской войны в кинематографе произошло после XX съезда КПСС 14 февраля 1956 года, на котором был развенчан культ личности Сталина. К концу 1950-х — началу 1960-х режиссеры стали показывать не известных исторических персонажей, а простых людей, волею судьбы попавших на войну: как вступает в революцию ученик реального училища, как рождается первая любовь девушки-красноармейца, как в таинственных лабиринтах старой крепости дети прячут от белогвардейцев раненого большевика и т. п.

В это время в советском кинопрокате шли зарубежные приключенческие фильмы. В журналах стали писать о том, что в стране не производят свои аналоги, особенно рассчитанные на юных зрителей. Это стало толчком к созданию советского фильма «Неуловимые мстители». Так, тема гражданской войны прижилась в жанре истерн, где было все, чтобы заинтересовать зрителя: приключения, подвиги, погоня, перестрелка.

«Неуловимые мстители»

Фильм Эдварда Кеосаяна и следующие две части имели огромный успех у детей и юношества (и не только). Лента побила все рекорды — ее посмотрели 54,5 млн человек.

фото 4.jpeg
Постер фильма «Неуловимые мстители»

Это экранизация повести Павла Бляхина «Красные дьяволята». В основе — история о приключениях юных бойцов революции в годы гражданской войны — цыгана Яшки, гимназиста Валерки, Даньки и его сестры Ксанки. За сожженную на юге Украины мирную деревню ребята решают отомстить бандитам батьки Бурнаша. После многих приключений они попадают в Первую Конную Буденного и становятся красноармейцами.

Сцены погони из второй части «Неуловимых мстителей»

1970-е

С конца 1960-х — начала 1970-х меняется картина восприятия революционных событий. В это время впервые в кинематографе показывается взгляд белых на революционные события. На это повлияла историческая наука, которая в 1960-х годах начала очень активно изучать белое движение — открылись архивы, стали доступны мемуары белых эмигрантов, появилось множество статей о руководителях белого движения.

На эти запросы времени ответили постановщики фильма «Бег» Александр Алов и Владимир Наумов. Фильм показал белых, интеллигенцию, их жизнь за границей. Люди, посмотревшие этот фильм, впервые увидели и горестную русскую интеллигенцию, попавшую в жернова войны, и офицеров, отчаявшихся и готовых покончить жизнь самоубийством, и жизнь эмигрантов за рубежом, где каждый переступал через себя.

«Бег»

Фильм, состоящий из двух частей, вышел в прокат и получил множество положительных отзывов. Он также был представлен за границей: во Франции на 24-м Международном кинофестивале в Каннах и также на неделе советского кино во Франции в ноябре 1971 года.

Первая часть картины показывает зрителям бег белых и неумолимое и уверенное наступление красных в Крыму. Среди белых выделяется генерал Чарнота и жестокий командующим фронтом Хлудов. За белой армией идут толпы беженцев. Среди них — товарищ министра торговли Корзухин, его жена Серафима, доцент Голубков и т. д. После поражения Белой армии все они эмигрируют в Константинополь.

фото 5.jpg
Постер к фильму «Бег»

Вторая часть картины показывает только эмигрантов, оказавшихся в «грязном и душном» Стамбуле. Там они ведут жалкую жизнь: нищенствуют, голодают, выполняют унизительную работу. Многих мучает и тоска по родине.

Отрывок из «Бега». Сцена «Собеседование». Интеллигенция пытается устроиться на работу в Париже

1980-е

Уже с конца 1970-х годов историко-революционных фильмов выпускают все меньше. Тема гражданской войны за 20 лет исчерпала себя, и режиссеры потеряли к ней интерес. Те, кто еще снимали, штамповали фильм один за другим с одинаковым сюжетом.

Самой кассовой лентой о гражданской войне в 1980-е стал пятый истерн Самвела Гаспарова «Шестой». Кинокартину ругали за шаблонность и отсутствие оригинальности. Тем не менее это не помешало «Шестому» набрать хорошую кассу — 24,7 млн человек посмотрели фильм.

«Шестой»

Гражданская война закончилась, но в городах по-прежнему орудуют бандиты. В маленьком южном городке все пять начальников в милиции были убиты бандой Вахрамеева. Туда приезжает шестой по счету Глодов, чтобы расправиться с врагами. Он собирает команду. Глодову с пятью верными помощниками предстояла неравная схватка с сильным врагом.

фото 6.jpg
Постер к фильму «Шестой»

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

http://lera-komor.livejournal.com/2000434.html-источник :

Tags: #СССР, #гражданская война, #кино
Subscribe
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments