amarok_man (amarok_man) wrote,
amarok_man
amarok_man

55 лет комедии «Девчата»

55 лет назад, 7 марта 1962 года, накануне Международного женского дня, в московском Доме кино состоялась премьера комедии «Девчата» режиссера Юрия Чулюкина с Надеждой Румянцевой и Николаем Рыбниковым в главных ролях.
В тот год ее посмотрело 35 млн советских граждан, и до сих пор «Девчата» остаются одним из самых любимых советских фильмов – и не только в России.


55 лет назад, 7 марта 1962 года, накануне Международного женского дня, в московском Доме кино состоялась премьера комедии «Девчата» режиссера Юрия Чулюкина с Надеждой Румянцевой и Николаем Рыбниковым в главных ролях. В тот год ее посмотрело 35 млн советских граждан, и до сих пор «Девчата» остаются одним из самых любимых советских фильмов – и не только в России.


В иностранной исследовательской литературе «Девчата» упоминаются как яркий пример комедии послесталинского периода, продукт «оттепели». Ведь в этом фильме личные переживания героя оказываются важнее общественных задач!
«Как и во многих комедиях времен сталинизма, основы общественных и экономических отношений существующего строя играют важную роль в идентификации героев, — пишет профессор Калифорнийского Университета в Лос-Анджелесе, исследователь российской популярной культуры Дэвид МакФадьен в книге, посвященной советской комедии и Эльдару Рязанову. — Но эта романтическая история не столько приукрашивает реалии лесозаготовки – общественного проекта – сколько переписывает ее правила: „Если с любовью у меня не сложилось, то ничто вообще здесь работать не будет!“
Поводом для такого анализа автора становится, конечно же, сцена „бойкота“ Тоси, когда она отказывается выдать в столовой добавку лесозаготовщикам: „У меня еще целая бригада не кормлена!“


А вот что пишут о фильме простые пользователи иностранных ресурсов.
«Я сразу обратил внимание на наши культурные различия. В начале фильма Тося появляется в своем новом жилище, которое ей предстоит делить с другими девушками. Она оглядывается по сторонам и начинает обустраиваться, достает еду и чай из тумбочки у одной из кроватей и разводит огонь. И как только она собирается закусить, входят ее новые сожительницы. Американец во мне заставляет кричать: «Боже, у нее серьезные проблемы! Как можно рыться в чужих вещах?»
Одна из женщин, Анфиса (Дружинина), как раз начинает упрекать ее за это. Тося протестует, вываливая всё из своего рюкзака с криком: «Вот, пользуйтесь!» Остальные девушки извиняются за Анфису и начинают расспрашивать Тосю о ее жизни. Они или игнорируют Тосины обиды (вряд ли), или признают, что все, что у них есть, – общее (скорее всего). Такая реакция заставила меня встряхнуться: «Это точно не американское кино!» После того, как я это осознал, просмотр фильма стал приносить удовольствие».
Gregory Porter.


«Этот фильм не похож на типичные романтические комедии. Его авторам удалось избежать слезливой сентиментальности, и в картине можно найти осторожные намеки на социальную критику. Любовь и замужество не ставятся во главу угла, а замужняя жизнь – это не „жили долго и счастливо“. Что касается социальной подоплеки, то, например, Надин жених Ксан откладывает свадьбу до тех пор, пока у них не будет своей квартиры. В Советском Союзе многим приходилось часто менять место жительства, и такое решение было в порядке вещей. Порой люди откладывали свадьбы на несколько лет из-за случайных решений местных чиновников».
Bear Mac Mathun, Австралия.


«Когда я была маленькой, я видела много советских фильмов. Это было в конце 70-х и в 80-е, когда Индия дружила с СССР. Одним из фильмов, который запомнился мне особенно, были „Девчата“. Мне понравилось абсолютно всё. Это лёгкое, приятное кино, после которого хочется влюбляться. Оно прекрасно сочетает юмор с романтикой.
Персонажи в фильме не делятся на исключительно хороших или плохих. Каждый из них – человек, у каждого есть свои сильные и слабые стороны, каждый ищет свое счастье. Они способны прощать и идти дальше, ценить те возможности, которые дает им жизнь. И в конечном итоге добиваться того, что казалось им недостижимым – путь порой и не без воли случая.
И конечно в этом фильме есть Надежда Румянцева в образе Тоси – настоящий фейерверк эмоций! Её героиня – вспыльчивая, бесстрашная, и при этом очень романтичная, эмоциональная, с виду легковерная и наивная – но это впечатление обманчиво. Смотреть на неё – сплошное удовольствие. Прибавьте к этому то, насколько она живая и подвижная: она все время скачет, залезает на стулья, несется куда-то большими шагами."
Комментарии зрителей с иным культурным кодом — бесценны. Они помогают увидеть произведения, которые мы знаем наизусть, с непривычной стороны, и лучше понять, что делает тот или иной фильм действительно вечным.

Награды:
1962 — приз Международного кинофестиваля в Мар-дель-Плата (Аргентина) «За лучшее исполнение женской роли» актрисе Надежде Румянцевой. Зарубежные газеты называли актрису «Чарли Чаплином в юбке», а итальянцы — «русской Джульеттой Мазиной».
1962 — почётный диплом Эдинбургского международного кинофестиваля (Шотландия).
1962 — почётный диплом жюри родителей и учеников Международного фестиваля фильмов для молодёжи в Канне. http://back-in-ussr.com/2017/03/55-let-komedii-devchata.html

Tags: #СССР, #интересное, #кино
Subscribe
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments