amarok_man (amarok_man) wrote,
amarok_man
amarok_man

Фото Киева начало 20-го века


1870-е Николаевский цепной мост — первый капитальный мост через Днепр, строительство которого велось по проекту английского инженера Чарльза Виньоля и было закончено в 1853 г. Отдельные конструкции этого сооружения были выполнены на заводах Бирмингема и доставлены по морю через Одессу. В 1920 г. мост был уничтожен отступающими польскими войсками. Восстановлен после гражданской войны как мост им. Евгении Бош, но во время Второй мировой войны вновь разрушен. В 1963 г. практически на его месте построен мост метро

1870-е Золотые ворота. Выдающийся памятник архитектуры времен Киевской Руси — парадный въезд в город времен Ярослава Мудрого (XI в.) В 1832 г. остатки ворот раскопаны К. Лохвицким. В 1837 г. архитектор Ф. Мехович укрепил их железными перекладинами, тогда же сами ворота и территория вокруг них были упорядочены, а позже обнесены изгородью. В открытом виде Золотые ворота простояли около 150 лет. В начале 1980-х гг. в связи с подготовкой празднования 1500-летия Киева над ними был возведен трехэтажный павильон-реконструкция

1870-е Университет святого Владимира. Здание университета — один из лучших образцов позднеклассической архитектуры в Киеве. Построено по проекту профессора архитектуры Петербургской Академии искусств, архитектора В.И. Беретти в 1837–1842 гг. для основанного в 1834 г. Киевского университета св. Владимира. Монументальное здание с центральным портиком и восемью ионическими колоннами, построенное на месте бывшего пустыря, стало одной из важнейших архитектурных доминант города. В 1850–1860-е гг. здание обрело свой нынешний цвет — темно-красный. В соединении с серыми чугунными капителями это сочетание традиционно трактовалось как цвета Владимирской орденской ленты.

1870-е Памятник святому равноапостольному князю Владимиру и вид на Днепр. Памятник был открыт в 1853 г. на нижней террасе Владимирской горки в честь крестителя Руси великого киевского князя Владимира Святославовича. Автором проекта памятника был известный петербургский скульптор В. Демут-Малиновский, но воплощали его в жизнь другой петербургский скульптор — П. Клодт фон Юргенсбург и архитектор К. Тон (пьедестал)

1870-е Андреевский спуск, вид на Андреевскую и Десятинную церкви. Андреевская гора — место, где по преданию апостол Андрей Первозванный предрек Киеву великое будущее как колыбели христианства на славянских землях. Церковь в его честь заложена в 1744 г. в связи с приездом в Киев императрицы Елизаветы Петровны (она же и заложила первый камень), возводилась в 1749–1754 гг. в стиле рококо по проекту Б. Растрелли, киевским зодчим И. Мичуриным, ее освящение состоялось в 1767 г. Десятинная (Успения Пресвятой Богородицы) церковь была построена в 1828–1842 гг. петербургским архитектором В. Стасовым в византийско-русском стиле. Возведена на месте первого каменного христианского храма в Киеве — церкви Успения Пресвятой Богородицы (Десятинной), построенной в конце Х в. Владимиром Святославовичем и разрушенной войском Батыя в 1240 г. В 1935 г. в связи с планами реконструкции Киева как не имеющая художественной ценности церковь была разобрана.

1900 г. Здание городской думы до реконструкции. Построено в 1874-1876 гг. на Крещатицкой площади (сейчас Майдан Незалежности) по проекту арх. А. Шилле. Кирпичное подковообразное двухэтажное здание было украшено шпилем со скульптурой архистратига Михаила (ск. Е. Куликовская). В 1900 г. здание реконструировали (арх. А. Кривошеев) - надстроили третий этаж над боковыми крыльями. На первом этаже размещались магазины, остальные помещения занимали Городская дума и Городская управа. После революции в 20-30-х гг. ХХ в. здесь располагались окрисполком-облисполком, обком и горком КП(б)У, скульптура архистратига была заменена пятиконечной звездой. Здание сожжено советскими подпольщиками 1 ноября 1941 г., и при реконструкции послевоенного Крещатика в 1944 г. разобрано

Улица Николаевская (сейчас арх. Городецкого). Слева - гостиница "Континенталь", в центре - цирк П. Крутикова "Гипо-палас" (разрушен в войну, теперь на его месте кинотеатр "Украина"), справа - доходный дом Л. Гинзбурга

Киевский политехнический институт возник благодаря общественной инициативе. Организационный комитет вначале возглавил Лазарь Бродский, под началом которого и была выработана общая концепция будущего учебного заведения, – он должен был состоять из четырех отделений (механического, инженерного, химического и агрономического) и готовить технологов и руководителей для крупных промышленных предприятий. Позже комитет возглавил генерал-губернатор граф А. Игнатьев, а членами комитета выступили графы В. и А. Бобринские, семья Терещенко, братья Бродские, Б. Ханенко, купцы С. Могилевцев, Н. Хряков, архитекторы В. и И. Николаевы, В. Городецкий и др. Первые лекции проводились в помещении коммерческого училища на ул. Бульварно-Кудрявской, 24. Городские власти отвели под строительство комплекса института 39 га земли, а главный корпус Киевского Политехнического института на Брест-Литовском шоссе (ныне проспект Победы) и остальные пять корпусов были построены в рекордно короткие сроки в течение 1898-1901 гг. Первый выпуск студентов состоялся в 1903 г., председателем экзаменационной комиссии инженеров и агрономов был известный ученый-химик Д. Менделеев. Среди выпускников Киевского политехнического института изобретатель вертолетов И. Сикорский, ракетный конструктор С. Королев, авиационные конструкторы А. Люлька и А. Микулин и др.

Трамвай на Крещатике в районе Бессарабской площади. Сейчас дома по четной стороне от бульвара Шевченко до ул. Богдана Хмельницкого — единственный частично сохранившийся квартал дореволюционного Крещатика. Территория Бессарабской площади вошла в черту города лишь в 1830–1840 гг., издавна на этом месте находился рынок

Крещатик. Трамвай на углу Бессарабской площади возле гостиницы "Националь". Трехэтажное здание, сооруженное в 1876 г. по проекту арх. В. Николаева, удачно акцентировало начало главной улицы Киева. Разрушено при пожаре Крещатика в сентябре 1941 г.

Угол Крещатика и ул. Институтской. Слева - по Крещатику, 13 (старая нумерация) - здание, в котором располагалась биржа, построенное в 1886 г. по проекту арх. Г. Шлейфера, достроенное им же в 1891 г. в сторону ул. Институтской. Помещения первого этажа арендовали владельцы магазинов и лавочек, на втором находился зал биржевых собраний, на третьем - маклерская канцелярия и архив. После революции здесь размещался Трест легкой промышленности, позднее - киевский Клуб инженеров и техников, а перед войной - Киевский горсовет. Здание подожгли советские войска при отступлении из Киева 19 сентября 1941 г. Справа на снимке - доходный дом Скловского (Крещатик, 15, теперь Майдан Незалежности), построенный в 1873 г. по проекту арх. А. Шилле. Позднее дом перешел в собственность Бродской, которая в 1888 г. надстроила еще один этаж (арх. В. Николаев и А. Абрагамсон). В первом этаже этого дома находилась знаменитая кондитерская Семадени. Здание уничтожено при пожаре Крещатика в сентябре 1941 г.

Здание казенной почтовой конторы на Крещатике, 24 (старая нумерация, сейчас это середина квартала между Майданом Незалежности и ул. Прорезной), располагавшееся в доме О. Головинского (первое каменное здание на Крещатике, построенное в конце XVIII в.) С 1849 г. здесь находилась почтовая контора, а с 1886 г. еще и первая киевская телефонная станция (в тылу здания). Комплекс сооружений снесли в 1914 г., освободив место для строительства нового почтамта, здание которого было построено незадолго до Второй мировой войны и взорвано 24 сентября 1941 г.

Здание Киевской конторы Государственного банка на ул. Институтской, 9а, построенное в 1902-1905 гг. (проект арх. А. Кобелева в соавторстве с А. Вербицким, ск. Э. Саля, Ф. Соколов) и освященное 22 февраля 1906 г. Возведенное по последнему слову техники, двухэтажное здание с цокольным и подвальным этажами, было оснащено центральным паровым отоплением, электрическим освещением, двойной системой вентиляции. В 1934 г. в связи с переносом столицы Украины из Харькова в Киев дом конторы Госбанка был надстроен двумя этажами (арх. В. Рыков и А. Кобелев)

Гимназистки на Крещатике. В середине ХІХ в. Крещатик стал главной улицей города и к началу ХХ в. являлся общепризнанным общественным, культурным и торговым центром. Здесь располагалось здание городской думы, дворянское собрание, биржа, банки, гостиницы, почтамт, большое количество театров и кинотеатров, в нижних этажах домов размещались многочисленные конторы, магазины, кафе, кондитерские; по середине улицы была проложена трамвайная линия

Новый городской театр на ул. Владимирской, 50. После того как в 1896 г. сгорел находившийся на этом месте городской театр, был объявлен конкурс на лучший проект, в котором победил академик архитектуры В. Шретер. По его проекту в 1901 г. и построили здание театра оперы и балета в стиле французского Ренессанса. Некоторым здание не понравилось, 15 сентября 1901 г. в день торжественного открытия театра газета "Киевлянин" писала: "Внешний вид театра крайне непривлекательный: некрасивое сооружение сидит посреди площади, словно огромная неуклюжая черепаха. Впечатление еще более портит неприглядная отделка здания... " Но большинство киевлян придерживалось противоположной точки зрения. Сегодня в помещении театра размещается Национальная опера Украины им. Т. Шевченко

Фонтан Термена на Николаевской площади перед зданием городского драматического театра (театра Соловцова). Договор водопроводного общества с Киевом предусматривал среди прочего установку в центре города нескольких фонтанов в виде чугунных чаш. Они должны были украсить ландшафт и выполнить утилитарную функцию - из них могли пить воду лошади. Изготовить их взялся владелец машиностроительного завода - Алексей Федорович Термен. Первый фонтан появился в центре Царской (ныне Европейской) площади, автор арх. А. Шиле. Затем изготовили шесть копий первого фонтана стоимостью 6 тыс. руб. каждая. Фонтаны установили в сквере у Золотых ворот, в Мариинском парке, в Царском саду, в сквере у театра Соловцова (ныне – Национальный театр им. И. Франко), на Софиевской и Караваевской (теперь Льва Толстого) площадях. На каждом фонтане была позолоченная надпись, с датой изготовления и текстом, сообщавшим, что сооружение сделано на заводе Термена

Большая Васильковская улица и Караваевская площадь (сейчас площадь Льва Толстого). Четырехэтажный дом с мансардой (ул. Пушкинская, 45), сохранившийся до наших дней, - доходный дом Снежко и Хлебниковой, построенный по проекту арх. М. Артынова в 1899-1901 гг. Правее - трехэтажный дом с магазинами в первом этаже (изначально был двухэтажным), построен в 1895 г. Снесен в конце 1970-х гг. в связи со строительством вычислительного центра Киевского метрополитена и ст. метро "Льва Толстого"

1910. Возле автомобильного клуба на Фундуклеевской. 25 ноября (8 декабря) 1904 года девятнадцать инициаторов автомобильного дела собрались, чтобы учредить Киевский клуб автомобилистов — "для сближения любителей автомобильной и моторной езды, для усовершенствования в ней и возможного распространения автомобилей и моторных самокатов". Новый клуб возглавил генерал-лейтенант Владимир Сухомлинов — в то время командующий войсками Киевского военного округа, большой любитель автомобильных экскурсий. Члены клуба были элитой общества. Вступительный членский взнос в клуб составлял 25 рублей, ежегодный — 50 рублей. Некоторое время Киевский клуб автомобилистов базировался на Фундуклеевской: сначала в помещении гостиницы Гладынюка (угол Пушкинской, № 8), затем в соседнем здании № 10. В этом же доме разместился автомагазин "Стрела" с пунктом проката и мастерской. В 1910-х годах клуб перешел на Крещатик (текст из статьи М. Кальницкого "Шок на колесиках")

1911-08-29. 29 августа 1911 г. императорская семья прибыла в Киев на торжества по случаю освящения памятника императору Александру II. На фото - проезд Романовых по Крещатику возле дома № 28 (угол Крещатика и Прорезной)

1911-09-09. Похороны П.А. Столыпина. В соответствии с завещанием П.А. Столыпина: "Я хочу быть погребенным там, где меня убьют", местом вечного его упокоения была избрана Киево-Печерская лавра.

1910-е. Памятник П.А. Столыпину. Проект памятника бесплатно выполнил известный итальянский скульптор Э. Ксименес (автор открытого 30 августа памятника Александру ІІ), местом для установки монумента была выбрана площадь перед городской думой на Крещатике. 6 сентября 1913 года - ровно через два года после смерти премьер-министра - памятник был освящен и торжественно открыт. На лицевой стороне памятника была надпись "Петру Аркадьевичу Столыпину — русские люди", рядом — цитаты из его выступлений "Твердо верю, что затеплившийся на Западе России свет русской национальной идеи не погаснет и вскоре озарит всю Россию" и "Вам нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия"

1910-е. Бессарабский рынок. Киевский предприниматель и общественный деятель Лазарь Бродский завещал на сооружение рынка 500 тыс. рублей. Производителем работ по сооружению рынка был назначен инженер М.П. Бобрусов, который в январе 1910 года "по поручению городского общественного управления выехал в командировку для осмотра и ознакомления с устройством крытых рынков, какие существуют в некоторых крупных городах России и Западной Европе". Особое внимание ему надлежало обратить на системы холодильников, "какими снабжен каждый крытый рынок". Рынок построили в 1912 году по проекту архитектора Г. Гая в стиле модерн и украсили рельефами на темы сельского труда. Скульптурные работы выполнили скульпторы А. Теремец и Т. Руденко

фото взяты отсюда : http://photohistory.kiev.ua/gal/index.php?spgmGal=1910-1919&spgmPage=4

Tags: #Киев, #российская империя, #фото
Subscribe
Buy for 30 tokens
- How much to rent? This one is torn. - It’s the fashion. - And faded. - They are from top fashion designers. - They look old. - That’s what makes them valuable. - How much can I get for these? - Сколько за прокат? Эти порваны. - Это модно - И выцвели. - Модель от лучших и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments