amarok_man (amarok_man) wrote,
amarok_man
amarok_man

Categories:

"Пионер" и "Ударник" - ленинградские "Юнона" и "Авось" 1930-х гг. Часть 1.

Оригинал взят у pogo_on_air в "Пионер" и "Ударник" - ленинградские "Юнона" и "Авось" 1930-х гг. Часть 1.

Яхта "Ударник". Северное море. 04.08.1934

Легендарное плавание вокруг Скандинавии первых построенных в СССР крейсерских яхт "Пионер" и "Ударник" в фотографиях из домашнего архива ленинградского яхтсмена Геннадия Семеновича Назарова.

На рубеже 20-30-х годов СССР столкнулся с проблемой нехватки морских кадров для возрождающегося флота. Господа офицеры с немецкими фамилиями по понятным причинам освободили места на мостиках наших кораблей и судов и на их места должны были встать новые люди, которых предстояло обучить. Лучшей практикой для будущих мореходов и по сей день является хождение под парусом в дальние походы.



Яхта "Пионер" в Мурманске. 28.08.1934

"В начале тридцатых перед ленинградскими яхтсменами была поставлена задача спроектировать и построить большие крейсерские яхты водоизмещением 30—40 т, способные совершать любые морские и прибрежные океанские дальние плавания с командой 20—22 человека; одновременно эти суда должны были обеспечить проведение полноценной учебной работы с молодыми яхтсменами. Указанному назначению лучше всего отвечала бы килевая яхта. Однако при заданном водоизмещении минимальная осадка такой чисто килевой яхты получалась не менее 2,5—3 м. В то же время было известно, что глубина подходных фарватеров к месту будущей стоянки проектируемых яхт не превышает 2,3 м; кроме того, предполагаемые районы постоянного плавания этих яхт (Невская губа, ладожские шхеры, внутренние водные пути) также были мелководными, в связи с чем к яхтам предъявлялось требование повышенной проходимости, а следовательно, и минимальной осадки." Напомню, что граница СССР в те годы проходила по Кронштадту и Сестрорецку и особо походить под парусом на Балтике без визовой волокиты было негде. В результате типом проектируемого парусного судна становится яхта-компромисс, в наибольшей степени отвечающая перечисленным условиям: киль заменил убирающийся внутрь корпуса тяжелый шверт.


Яхта "Ударник" Бергенские шхеры. 06.08.1934

"Разработка проекта яхты-крейсера проводилась бригадой яхтсменов-конструкторов, в состав которой входили Н. Ю. Людевиг, В. Г. Щепкин и Н. А. Александров. В 1932 г. проект был закончен, и в том же году на ленинградской верфи «Спортсудостроитель» заложили головное судно «Ударник» и вторую яхту того же типа «Пионер». Оснащение этих яхт-крейсеров было закончено летом 1934 г. Параллельно строились еще два таких же судна — «Стахановец» и «Ленинградец», которые вошли в строй в следующем 1935 г."



«Ударник» и «Пионер» сразу же ушли в дальний поход вокруг Скандинавии. Очень интересное и полезное плавание продолжалось 65 суток — с 9 июля по 12 сентября 1934 г. Капитаном «Ударника» был выдающийся советский яхтсмен В. Г. Щепкин, капитаном «Пионера» — яхтенный капитан дальнего плавания Г. Ф. Гефдинг. Всего в этом походе участвовало 44 человека — по 22 на каждой яхте. Во время плавания яхты посетили 12 заграничных портов Финляндии, Эстонии, Швеции, Дании и Норвегии, а затем через Мурманск и Архангельск и далее по Беломорско-Балтийскому каналу вернулись в Ленинград, пройдя в общей сложности около 3500 миль. В истории нашего парусного спорта это крейсерское плавание до сих пор остается выдающимся событием. Что касается экипажей, то из 44 человек собственно яхтсменами были немногие. Матросами на «Ударнике» и «Пионере» шли молодые рабочие, передовики производства, причем не только из Ленинграда, но и посланцы других городов – Одессы, Горького, Самары, Сталинграда, Саратова. Даже командором был человек «сухопутный» – председатель бюро физкультуры облпрофсовета К.А. Уннам."

Далее подписями к нескольким фотографиям будут служить его записи. Сам председатель бюро физкультуры облпрофсовета Константин Алексеевич Уннам, уроженец о.Эзель, был в свое время футболистом "Красной Зари" (Ленинград). 5 июля 1937 года был арестован по обвинению в принадлежности к антисоветской организации правых в Ленинграде и расстрелян.


Выход из гавани о. Гогланд (на тот момент территория Финляндии). 11.07.1934

Вышли из Ленинграда 9 июля и сразу попали в полосу непрерывных дождей. Ветер был чрезвычайно неблагоприятный. Шли под мотором с неполными парусами. К ночи поднялся небольшой шквал с дождем. «Пионер» от нас оторвался. Мы потеряли его из виду. Шторм продолжался. 10 июля утром подошли к о. Гогланд и бросили в тихой воде якорь. Стали ждать «Пионера». Через два часа к нам подошел катер финской погранохраны. Попросили нас зайти в гавань для объяснений. В это время подошел «Пионер» и мы вместе, в сопровождении двух катеров, отправились в Суур-Кюла, уклонившись от курса. После 10-минутного разговора с начальником гавани, мы уехали.


"Ударник" с экскурсией полпредства в Гельсингфорсе. 13.07.1934

В Гельсинфорс пришли утром 12 июля. В порту нас встретили полпред и 10 его сотрудников. Сели в автомобили и через 5 минут были в полпредстве. Ознакомились с городом и его окрестностями. В честь нас в полпредстве был устроен торжественный обед, на котором присутствовала вся советская колония. Вечер прошел весело — с песнями, играми и танцами.




Таллин. Команда и сотрудники полпредства на пляже в Бригитовке. 15.07.1934

В 9 час. утра 14 июля вошли в Таллин. 35-минутная формальность с полицией — и мы едем в наше полпредство. 15 июля — поездка за город, купание в море, игры на пляже в Бригитовке. Все здоровы, настроение прекрасное. Сегодня в 5 час. дня выходим на Кальмар (Швеция). Погода отличная. Ветер средний. Команда шлет привет всем ленинградцам. К. Уннам




Кальмарзунд. На краспице "Пионера". 18.08.1934

ЛЕНИНГРАД. 22 июля. (Корр. «Правды»), В Ленинграде получено сообщение о первых этапах похода советских яхт вокруг Скандинавии, В первый иностранный порт — Гельсинфорс — они пришли 12 июля, через два дня достигли Таллина и 19 июля вошли в Кальмар. Завтра они ожидаются в Копенгагене. Переход из Ленинграда в Гельсинфорс происходил при неблагоприятной погоде.


Балтийское море. 16.07.1934

«УДАРНИК». 22 июля. (Спец. корр. «Веч. Красной газеты»). Вышли из Кальмар 21 июля по направлению к Копенгагену. В Гельсинки, Таллине и Кальмаре были радушно встречены населением и советской колонией. Привет строителям яхт «Ударник» и «Пионер» — рабочим верфи «Спортсудостроитель» — и всем трудящимся Ленинграда. От имени команд яхт «Ударник» и «Пионер» — В. Щепкин.


Яхта "Пионер" наводит парадный лоск. Копенгаген. 30.07.1934

Через год, повторный визит обеих яхт в Копенгаген описан в воспоминаниях так:
"В Копенгаген пришли 4 сентября вечером. На берегу нас встретили представители датских рабочих организаций. В столице Дании наши яхты стояли 5 суток. Нам удалось поэтому подробно ознакомиться с городом. Он особенно красив вечером, когда его улицы залиты богатейшей световой рекламой. В большом городском парке Тиволи — много аттракционов и прекрасная иллюминация. Нас поразило, что здесь курят в трамваях, автобусах и кино. Трамваи и автобусы, впрочем, ходят почти пустые, и неудивительно, что вход и выход разрешен с любой площадки. Магазины полны товаром, но покупателей мало.


Капитан "Пионера" Г.Ф. Гефдинг. Копенгаген. 30.07.1934

Нам разрешили побывать на судостроительном заводе фирмы «Бурмайстер и Вайн», где, между прочим, строится несколько кораблей по заказу СССР. Оборудование на этом заводе устарелое по сравнению с тем, что мы имеем на наших ленинградских предприятиях. Чему, однако, можно поучиться, это — высокому качеству работы.
Датские рабочие организации пригласили нас на вечер смычки в интернациональном клубе моряков. Такой же вечер смычки с командой яхт провели и комсомольцы города. В свою очередь мы накануне ухода организовали прогулку на яхтах для представителей датских рабочих организаций.


Шведская яхта "Латона" после пожара. Копенгаген. 30.07.1934

Пребывание наших яхт в Копенгагене было отмечено и буржуазной датской печатью. Вот, например, что писала либеральная газета «Экстрабладет» в номере от 5 сентября:
«Эти знатные русские прибыли на двух солидных мачтовых судах типа катеров. Они знатные — в благородном советском смысле этого слова, ибо на борту этих двух яхт находятся рабочие, которые в этом году заслужили особую награду за свою работу и которых СССР поэтому отправил в заграничное плавание. Уже в течение нескольких лет СССР премирует своих рабочих, имеющих, особые заслуги, такими заграничными путешествиями...
Вся команда состоит из рабочих, среди них нет даже ни одного профессионального штурмана. Они все одеты одинаково в темно-синюю спортивную одежду и вид у всех интеллигентный и довольный».


Яхта "Ударник". Северное море. 04.08.1934

В середине августа яхты подошли к Норвегии. Фотографии в норвежских водах и кадры окончания похода в СССР будут представлены в следующем посте.
Tags: #30-е годы, #СССР, #интересное, #флот
Subscribe
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments