amarok_man (amarok_man) wrote,
amarok_man
amarok_man

Categories:

Монументы воинам-автомобилистам

Оригинал взят у amak_190 в Монументы воинам-автомобилистам
Была такая тема - обсуждали каким должен быть памятник военным автомобилистам.
На примере творения скульптора Рукавишникова, которое установили два года назад в Москве:

http://amak-190.livejournal.com/105258.html

А как ещё сохраняли и сохраняют память о воинах автомобилистах ?

Самые простые памятники – это когда на пьедестал установлен автомобиль эпохи войны.
Такие памятники не несут какой-то особой художественной ценности, скорее техническую и историческую. В основном они создавались силами, каких нибудь автомобильных предприятий, у которых в дальнем углу автопарка пылился автомобиль-ветеран, списанный, но не отправленный в металлолом. И энтузиасты восстанавливали его до нормального состояния, чтобы сохранить экземпляр для потомков в виде памятника. Большое им за это спасибо.

Такие памятники есть

в Москве в Черёмушках

Автомобиль для памятника был найден Алексеем Стрелковым. Отреставрировал его году Александр Алексеевич Ломаков (1928-2005), основатель знаменитой коллекции ретро-автомобилей. Ушло у него на это в совершенно не приспособленных условиях около 5 месяцев. И поздней осенью 1988 ЗиС-5В, 1942 года выпуска, был установлен в виде памятника.

 в Омске  у Сибирского Автодорожного Института



31 октября 1980 г. у СибАДИ состоялось торжественное открытие памятника советским автомобилистам, участникам Великой Отечественной войны. Открытие памятника было приурочено к 50-летию института, которое отмечалось в декабре 1980 г.
Автор проекта памятника – архитектор Ю. Б. Борусевич, выпускник СибАДИ 1954 г., техническое исполнение инженера Е. В. Сиппле.
На постаменте установлен грузовик ЗИС-5, «Захар» – как ласково называли эту неказистую с виду, но надёжную на любой дороге, в любую погоду машину.
На маршрутной схеме-карте нанесенной на пьедестал, указаны названия городов: Омск, Челябинск, Сталинград, Москва, Берлин и цифры: 1941-1945.
В постаменте памятника замурована капсула со списком студентов первого курса юбилейного 1980 г. и текст послания коллективу СибАДИ 2030 г.


В Лобне Московской области «Ветерану 1943»


В Самаре «Шоферам и машинам»



Реставрирован к празднованию 65-летия Великой Победы.


Где не смогли сохранить достойный экземпляр техники военных времён, установлены памятники без автомобилей, но имеющие свою художественную  и историческую ценность:

Есть памятные стелы, как в Саратове «Воинам-водителям»


В память героям-водителям на четвёртом километре трассы Саратов-Волгоград в 1975г. была установлена пятнадцатиметровая стела, облицованная балаковским мрамором и чуть подальше барельефная стена с военными сюжетами. В 2009 году, к 65-летию Победы по были добавлены мемориальные плиты с именами погибших автомобилистов.

Самый, пожалуй, известный  - в Брянске «Воинам-водителям»



Памятник воинам-водителям в Брянске, на трассе Брянск-Орел, открыт 12 сентября 1968 года.

Иногда устанавливают более современную технику, как сделали это в городе Острогожске Воронежской области  на территории в/ч 20115. Здесь установлен БАЗ-5937 и сделана надпись на постаменте «Воинам автомобилистам в честь 50-летия победы.


Эта воинская часть - Учебный центр по подготовке младших специалистов автобронетанковой службы. Открыт на базе в/ч 20115 и является филиалом Военной академии МТО города Омска.
А в годы моей молодости она готовила водителей на четырехосные автомобили – тяжелые тягачи и базы для различных ракет. В этой части я во время военных сборов военной кафедры нашего института, принимал присягу в далеком 1984 году. Этого памятника тогда, конечно, не было, судя по дате, он установлен лишь в 1995 году, но насколько мне не изменяет память, был возле плаца в этой воинской части какой-то другой памятник, очень напоминавший памятник в Брянске.



Если обратить взор на другие, бывшие союзные республики, то, пожалуй, больше всего памятников на Украине.

В Запорожье памятник представляет собой и  постамент с автомобилем, и стелу с  эмблемой автомобильных войск,

профилем фронтового шофера и строчками из песни:



У этого памятника очень интересная история
Он был установлен в 1976 году по просьбе ветеранов. Его можно увидеть, проезжая по трассе Москва – Симферополь. Проект будущего монумента был придуман за одну ночь. На каменной стеле монумента начертаны слова благодарности воинам-автомобилистам Великой Отечественной войны. Стела переходит в пьедестал на котором установлен «ЗИС-5В». Это настоящая машина, а не макет. Этот автомобиль принимал участие не в одном бою. Но главное, известно точно - он участвовал в форсировании Днепра в Запорожье.


В столице Украины, Киеве известны два памятника воинам-водителям

Один, изображающий уставшего от фронтовых дорог водителя Виллиса


А второй  - «Воинам автомобилистам и дорожникам» - на постаменте, символизирующем шаткую речную переправу, по которой мчится по фронтовым делам ЗиС-5В.


ЗиС-5В установлен 9 мая 1985, скульптор Н. Кислый, архитектор С. Новгородский.
Памятник воинам-автомобилистам и дорожникам был установлен по случаю 40-летия победы в Великой Отечественной войне.Памятник представляет из себя установленный автомобиль ЗиС-5. Точно не известно, принимал ли именно этот автомобиль участие в боях, но изготовлен он в начале 1941 года, а обнаружили его случайно в конце 1970-х годов во внутреннем дворе обувной фабрики. Несмотря на пожилой возраст, трехтонная машина еще бойко ездила по территории фабрики, перевозя материалы. Ее восстановили и отреставрировали, и в 1985 году на пьедестал памятника знаменитая трехтонка въехала своим ходом. Согласно народной легенде, ее хоть сейчас можно завести, и она поедет.


В Днепропетровске, на мой взгляд, один из удачных памятников.  Простой, и в то же время передающий всю тяжесть напряженного труда фронтового водителя.
Только с ним за сорок лет произошло небольшое изменение.
Если при открытии в 1977 году надпись «Воинам-автомобилистам, погибшим в годы Великой Отечественной Войны»


Найдя в интернете современное изображение этого памятника, я обратил внимание, что надпись «Воинам-дорожникам и воинам-автомобилистам, погибшим в годы Великой Отечественной Войны».

Почему сразу, при установке памятника забыли про дорожников, хотя автомобилисты и дорожники – солдаты фронтовых дорог всегда несли службу рядом, не знаю.
И когда  и по чьей просьбе потом была восстановлена справедливая память труженикам военных дорог, для меня загадка.

 Но выскажу одно предположение.
В Советской Армии до 4 марта 1988 года Автомобильные и дорожные войска были объединены, и имели общую эмблему.
01_ЗИС-5В  Москва.jpeg


А после 4 марта 1988 года военные дорожники были выделены в отдельный род войск и у них появилась собственная эмблема



В дальнейшем  это разделение перешло и в Вооруженные силы РФ.

Возможно, в Вооруженных силах Украины Автомобильные и дорожные войска вновь объединены в общую структуру, что и отобразилось на монументах, установленных на территории Украины «Воинам-автомобилистам и дорожникам».


А у нас в стране Воины-дорожники также не забыты. Вот такой памятник им был установлен Росавтодором в 2014 году на Минском шоссе в Московской области.



Как мы видим, памятники очень разнообразные, все зависило от сил и средств, от возможностей и творческих талантов создателей этих памятников. Но главное в этих памятниках - память о ратном труде воинов -водителей. И воинов-дорожников.
Tags: #авто, #памятники
Subscribe
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments