amarok_man (amarok_man) wrote,
amarok_man
amarok_man

Двухэтажные троллейбусы и двухэтажные автобусы в СССР.

ЯТБ-3 на московских улицах. На заднем плане, кстати, аж три троллейбуса МТБ-82.

Двухэтажные городские транспортные средства всегда были чем-то необычным, вызывающим священный шок и трепет. В Советском Cоюзе было только два эксперимента с такого рода пассажирским транспортом, да и то в Москве. Оба эти эксперимента признали в итоге неудачными. И оба эти эксперимента осуществлялись при помощи иностранных разработок: английского троллейбуса «Инглиш электрик» и немецких двухэтажных автобусов Do 56, Do S6 и нестандартного Büssing D2U.

Ленинграду с точки зрения двухэтажного транспорта не повезло. И троллейбусы, и автобусы Ленинграда были всегда одноэтажными. Были, правда, некоторые исключения в конце 90-х – одно время существовала автобусная линия в Петергоф с Балтийского вокзала, и была эта линия не совсем городская, так что спишем на статистическую погрешность.




Хотя знаменитый английский прообраз ЯТБ-3 всё же побывал в Ленинграде, но только проездом. Когда его в июне 1937 года морем доставили из Англии в Союз, то из Ленинградского порта он почти своим ходом «добежал» до Калинина, а уже оттуда на барже был отправлен в Москву. В конце тридцать седьмого английский троллейбус разобрали, переосмыслили и собрали советский. Вес увеличился на 2 тонны, руль переместился влево, а дверей стало две.

Отгрузка троллейбуса English Electric для Москвы в одном из портов Великобритании, 1937 год.

Про этот легендарный троллейбус, выпущено которых было всего 10 экземпляров, написано уже очень много.

И вот в одной из статей про ЯТБ-3 наткнулся я на упоминание о появлении этого троллейбуса, которые перестал ездить по Московским улицам в 1954-м году, в фильме «Я купил папу» 1962-го года. Заинтересовался, нашёл фильм и посмотрел. Наивный и добрый фильм. Но меня-то интересовал городской транспорт. Кстати, там каждый кадр, снятый на улицах в Москве — бальзам на душу таким как я любителям советского автопрома и архитектуры.

Действительно, «двухэтажное» в фильме есть. Но это не троллейбус, а автобус. И он тоже был в единичном экземпляре. В фильме снимался Büssing D2U. И сдаётся мне, что он был специально собран для Советского Союза, потому что упоминаний именно о такой модицикации, как показана в фильме, с тремя дверями по правому борту, я не нашёл больше нигде.


Москва, 1962 год, 211 маршрут.

Устройство автобус подробно рассмотрено в посте сообщества «прогулКИНО», позволю себе процитировать часть именно про этот автобус, ибо два других меня «не тронули».

Начало цитаты.

Двухэтажный автобус появляется в кадре несколько раз. Сначала Димка смотрит на него из-за забора детского сада на Кутузовском:


Затем любуется необычной машиной, прогуливаясь возле «Украины»:


Ещё бы! Можно представить, как Димке хотелось прокатиться на таком, и неприменно на втором этаже!

На самом деле киношники, как это часто бывает, попытались запечатлеть что-то необычное, знаковое для определенного времени и в данном случае это им удалось на 100%!

Есть занятная легенда, объясняющая появление этих автобусов в Москве: «В 1958 году, во время визита в ГДР, Никита Хрущев подарил тогдашнему главе ГДР Отто Гротеволю лимузин ЗИЛ. А тот в ответ презентовал двухэтажные автобусы, которыми заинтересовался Никита Сергеевич...»

Но, скорее всего, причина более прозаическая. В конце 1950х — начале 1960х проводилось немало мероприятий по оптимизации движения транспорта в Москве, как легкового и грузового, так и пассажирского. В частности, проводили эксперименты по увеличению вместимости городского пассажирского транспорта. Видимо, именно под эту программу в Москве и появилось три необычных автобуса: немецкие Büssing D2U, Do 56 и Do S6

В фильме запечатлен автобус Büssing D2U, но не совсем обычной модификации. Вот так выглядит обычный автобус этой марки


Во-первых, задняя площадка: в нашем варианте в автобусе вместо задней открытой площадки установлены широкие двери. Через этот вход можно было попасть в салон и на первый и на второй этаж. Автобусы с открытой площадкой выпускались до 1963 года. А фильм, напомню, 1962 года.

Во-вторых, и это главное, автобус в нашем фильме имеет 3 двери. Через переднюю дверь можно попасть только наверх, а через среднюю только в салон первого этажа.

Кстати, фильм нам позволяет разглядеть внешний облик и внутреннюю планировку этой машины. Давайте смотреть.

Вот Димка решается-таки прокатиться на двухэтажном автобусе и запрыгивет в первую дверь:


Средняя дверь:


Задняя дверь. Обратите внимание на ее ширину!


А вот и салон. Лестница, ведущая на второй этаж:




Салон второго этажа:




Кстати, сквозь залитое дождем стекло автобуса Димка видит Крымский мост и эстакаду у Зубовского бульвара:




Отметим также, что двухэтажные автобусы здесь никогда не ходили. Как, впрочем, не было их и на Кутузовском. Все три машины первоначально ходили по маршруту № 111 от МГУ до пл. Свердлова (через Университетский и Ленинский проспекты, по Якиманке, через Б. Каменный мост, по Моховой и к Большому театру). Позже они были переведены на маршрут 144 — от метро «Октябрьская» до 42-го квартала Юго-Запада (улица Миклухо-Маклая). А в завершении своей «московской карьеры» на маршрут № 211 от площади Свердлова до аэропорта «Внуково».

Однако довольно быстро эксплуатация выявила их недостатки. Автобусы были тихоходными, недостаточно маневренными, при выполнении поворотов стремились опрокинуться на бок, особенно на скользкой дороге. К тому же, пассажиры избегали подниматься на второй этаж. Разве, что дети всегда с удовольствием ездили на «верхотуре».

При этом нужно понимать, что эти машины в нашей стране были полностью уникальны. В СССР не эксплуатировались даже грузовики, узлы и агрегаты которых использовались на этих автобусах. Поэтому любая мало-мальская поломка превращалась в катастрофу. В результате отсутствие запчастей и износ привели к тому, что двухэтажники всё реже выходили на линию. Наконец, в 1964 г все машины были списаны и порезаны на металлолом. Вот такая недолгая жизнь была у этих необычных автобусов у нас в стране и, тем не менее, как минимум одна из трёх машин надолго останется в истории благодаря фильму «Я купил папу».

Конец цитаты.

Взято, с сокращениями, отсюда: http://progulkino.livejournal.com/41389.html


Двухэтажные автобусы:
Фильм «Я купил папу» на «Ютюбе».
Подробнейшая статья «Допельтштокбусы в Москве».
Статья Сергея Костикова про эти автобусы.

Двухэтажные троллейбусы:
Московские троллейбусы, часть 3.
Про ЯТБ-3 в Википедии.
Самая интересная статья про троллейбус ЯТБ-3.

И да, маленький тизер статьи про ленинградские автобусы:

После окончания великой отечественной войны парк общественного транспорта Cоветского Cоюза сильно поредел. Дело было не только в боевых потерях — автобусы 30-х годов выработали свой ресурс и нуждались в срочной замене. Лидером обновления выступил Ленинград. Через год после Великой Победы в Северной Пальмире наладили производство вот таких красивых автобусов. Строили их на ремонтных заводах АТУЛ. Машины выходили очень аккуратными — после трагедии блокады ленинградцам хотелось преукрасить повседневную жизнь. Курносые АТУЛы стали первым в стране автобусом прогрессивной вагонной компановки.


АТУЛ Л-1 образца 1946 года. Иллюстрация из сентябрьского журнала «За Рулём» за 1979 год, художник Александр Николаевич Захаров.

Всегда ваш любитель автомотостарины и архитектуры
Миша Крайнов.
Двухэтажные троллейбусы и двухэтажные автобусы в СССР.

Tags: #40-е годы, #СССР, #авто, #транспорт
Subscribe
promo nemihail 18:00, yesterday 40
Buy for 30 tokens
Да, я вляпался в новую стройку, но сперва мы демонтировали всё, что вы видите на этой фотографии. Нужно конечно понимать, что когда мы это строили, знали что уже совсем скоро все это снесем. Если кто забыл, то это проект большого черного дома. Дом мы закончили несколько лет назад, но…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments