amarok_man (amarok_man) wrote,
amarok_man
amarok_man

100 лет тому назад

Оригинал взят у aborigenarbata в 100 лет тому назад
Революционный Октябрь.
В дни столетия Октябрьской революции многие блогеры на страницах своих аккаунтов разместили посты, посвященный этому историческому событию. Из-за небольшой хвори я своевременно не смог принять участие в этом параде, попытаюсь теперь исправить упущенное.


На мысль написать этот пост навела картина художника Игоря Радомана «Утверждение герба РСФСР». Для поста использованы фото картин, приведенных в http://kykolnik.livejournal.com/1064798.html.


Картина, написанная в 60-е годы, можно сказать, создавалась на моих глазах. Я даже знаю некоторых людей, позировавших художнику, и до сих пор сожалею, что из-за юного возраста мне не удалось войти в число соратников Владимира Ильича.
Сюжет картины несколько отличается от исторической правды. Ленин действительно принимал активное участие в процессе разработки герба республики. Перед вынесением вопроса на окончательное утверждение Ленин предложил добавить в герб слово "социалистическая" и удалить с герба меч, что и было сделано уже на вечернем заседании Совнаркома 20 апреля 1918 года.
Однако только 10 июля 1918 года на заключительном заседании 5-го Всероссийского съезда Советов рабочих, крестьянских, солдатских и казачьих депутатов была принята Конституцию РСФСР, которая официально утверждала герб республики:
"Глава XVII, Раздел 6, § 89.
Герб Российской Социалистической Федеративной Советской Республики состоит из изображений на красном фоне в лучах солнца золотых серпа и молота, помещённых крест-накрест рукоятками книзу, окружённый венцом из колосьев и с надписью:
а) Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика
б) Пролетарии всех стран, соединяйтесь!".

У Игоря Владимировича Радомана целая серия картин, посвященных Ленину.





Никогда не замечал за Игорем Владимировичем, которого знал с младенчества https://aborigenarbata.livejournal.com/12393.html, склонности к восторженному восприятию Октябрьской революции, думается, что его как выдающегося живописца больше интересовала возможность найти "свой" образ Ленина.

................

Продолжение:

"Игорь Радоман"

Автопортрет

Памяти художника Игоря Владимировича Радомана

Официально:

Радоман Игорь Владимирович родился в 1921 в Белоруссии в городе Русино, скончался в 1992 году в Москве.

Живописец, монументалист, виртуоз реалистического портрета. Заслуженный деятель искусств РСФСР.

В 1948 блестяще окончил художественный институт им. В.И. Сурикова. Учился у И.Грабаря, П.Покаржевского, В.Фаворской - на живописном факультете, затем у А.Дейнеки - на факультете монументальной живописи.

В период 1947-1952 гг. по приглашению А. Дейнеки преподавал в МИПИДИ. Участник выставок с 1945 г.

Известен монументальными росписями Харьковского ж/д вокзала, станции московского метро «Киевская», Музея авиации и космонавтики, ГИТИСа и другими, многофигурными панно для Советских павильонов на Международных выставках в Пекине и Лейпциге.

Выполнял государственные заказы на историко-революционные картины, портреты государственных деятелей, военачальников. Создал галерею образов творческой интеллигенции. Мастер портрета - писал «в холст», без предварительных набросков. Работал также в жанре пейзажа и натюрморта.

Подробнее о живописце Игоре Радомане можно узнать здесь: http://radoman.ru/, http://sovcom.ru/index.php?category=painters&painterstype=painter&painter=269, http://www.maslovka.org/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=1580

От себя:

Среди художников своего поколения Игорь Владимирович был безусловным лидером. Его редкий талант живописца признавало всё художественное общество послевоенной Москвы.

Игоря Владимировича я помнил с самого раннего детства и длительное время полагал, что дядя Игорь - один из ближайших родственников родителей, наряду с другими их родными и двоюродными братьями.

У меня до сих пор остается впечатление, что Игорь Владимирович, до женитьбы в начале 50-х годов, всё свободное время проводил в нашем доме. Более того, когда я узнал, что дядя Игорь женился на одесситке Розите, почувствовал себя преданным и ревновал его к новой семье. Я очень любил этого незаурядного человека и понимал, что наши встречи теперь будут редкими. Так на деле и произошло.

Розита1

Розита в зеленом бархате. И.В.Радоман. 1952 год

Детские впечатления о жизни, как правило приукрашивают действительность. Но твердое убеждение, что после войны для художников монументалистов, дизайнеров раскрылась синекура, остается во мне и сегодня. Восстанавливалась огромная страна. Взамен разрушенных строились новые вокзалы, дома культуры, театры и еще многое другое, что требовало участия художников.

Стране требовалось также огромное количество портретов вождей, военачальников, без которых в то время немыслимо было функционирование любого административного или культурного учреждения.

До распространения шелкографии портреты государственных деятелей и маршалов-победителей для солидных учреждений писались непосредственно кистью на холстах.

Отчетливо помню, как три художника: Игорь Радоман, Константин Аксёнов и мой отец Алексей Дятлов ваяли портреты руководителей государства и военачальников, используя своеобразный конвейер. Игорь быстро писал лик и передавал заготовку Константину, который подрисовывал мундир маршала, отличавшейся обильным золотым шитьем, в завершении работы он передавал почти готовый портрет отцу, который будучи графиком, мастерски выписывал многочисленные ордена. Пока Константин и Алексей трудились, Игорь успевал выписать следующий образ. Этот «прогрессивный метод» позволял в течение одного дня выполнить большой заказ: до 2-х отличных портретов. Разумеется, полученный гонорар тут же «спускался» в одном из коммерческих ресторанов.

Спрос на портреты вождей и маршалов был таким огромным, что для его удовлетворения вскоре пришлось организовывать шелкографические мастерские, специализирующиеся на массовом изготовлении подобных портретов. Угнаться за шелкографами, троица конечно не могла и их творческий союз постепенно сошел на нет.

К сожалению теперь уже не у кого спросить, но помнится, что в послевоенный круг друзей отца входили: Игорь Долгополов, Виктор Цыплаков, Григорий Опрышко, Николай Понамарёв, братья Цигали.

Помню, на мой взгляд, чудовищную историю, произошедшую с огромным мозаичным портретом И.В.Сталина в наземном вестибюле метро «Арбатская»Арбатско-Покровской линии работы Григория Опрышко.

Опрышко

Мозаичное панно. Г.Опрышко, 1953 год.

Мы всей семьей в 1953 году при открытии этого вестибюля ходили смотреть на работу Опрышко. Затем старшие, как и положено, пошли «обмывать» презентацию в ресторан. Где-то в году 55-ом пришел домой отец и не со свойственной ему злобой процедил сквозь зубы: - «Эти идиоты срубили чудную мозаику Григория на Арбатской. Он просил отдать хотя бы фрагмент панно с изображением головы Сталина, но получил отказ». Оказывается, приехала бригада товарищей в штатском и уничтожила мозаичную картину. Сейчас на месте мозаики просто декоративная рамка.

Спрашивается, ну, какое отношение имеет истинное искусство к политике. Однако мы и сегодня готовы разрушать, запрещать всё подряд во имя очередного глупейшего лозунга или текущего политического момента.

Достаточно вспомнить историю с прикрыванием фиговым листом причинного места Аполлона, правящего квадригой на фронтоне Большого театра. Сто лет стоял древнегреческий бог без этой детали туалета, и вот в 21 веке нашлись одни идиоты, решившие, что его нагота смущает других идиотов.

Портрет мамы Игорь Радоман написал в 1948 году. Смутно, но я помню процесс его написания. И сегодня через 60 с лишним лет я потрясен тем, как Игорь сумел точно схватить не только ее образ, но и передать характер девушки, прошедшей войну.

Дина4

Женский портрет (портрет Д.Б.Дятловой). И.В. Радоман. 1948 год.

Дина3
Фрагмент портрета Д.Б.Дятловой

В июле 1942 года мама после окончания курсов медсестер была призвана в звании сержанта на службу в армию и направлена в эвакогоспиталь № 3715, который находился в городе Славгород Алтайского края. В этот госпиталь в августе 1942 года и поступил мой отец в связи с тяжелым ранением, полученным на Воронежском фронте. По воспоминаниям мамы, кроме отца других москвичей в госпитале не было.

В начале 1943 года госпиталь двинулся на Запад: Новосибирск, затем Киров, где-то на этой дороге землячество их и сблизило, несмотря на 10-летнюю разницу в возрасте. В Кирове их свадебное путешествие благополучно завершилось, и родители вернулись в Москву.

Однако по теме.

Игорь после женитьбы на одесситке Розе стал реже общаться со старыми товарищами, но все-таки он находил время и навещал отца. У Игоря была замечательная особенность - в разговоре он рисовал карандашом, часто на обрывках бумаги, портреты людей, о которых упоминал в разговоре. Таких карандашных набросков после его ухода оставалось немало, но мы ухитрились их не сохранить.

В одну из таких встреч Игорь принес и подарил отцу свой автопортрет с надписью: «Другу Лёхе от Игоря».

Радоман

Автопортрет. И.В.Радоман. 1962 год?

Радоман1
Фрагмент автопортрета И.В.Радомана.

Прошло некоторое время и однажды, придя домой из института, я не обнаружил портрета на привычном месте.

На мой вопрос:


  • А где портрет Радомана? домработница Анна ответила:



  • А приходила Роза и его унесла.



И я и отец были не сказано огорчены произошедшим. Но поделать ничего не могли.

Через несколько лет к нам заглянул Игорь и, не увидев автопортрета, спросил у отца:

- Дятел, ты что пропил мой автопортрет?

- Какой на х..... пропил? Твоя Роза давно его утащила! - ответил отец. Игорь, ничего не говоря, вышел из дома и вернулся уже поздно вечером с портретом, но только без дарственной надписи. Розита ее стерла.

Так автопортрет художника Радомана, на мой взгляд, одна из лучших его работ, с тех пор не покидает наш дом.

Где-то в 90-х, гуляя по Ваганьковскому кладбищу, я совершенно случайно в довольно отдаленном месте (вот и не верь после этого в проведение) буквально уткнулся в могилу Игоря Владимировича, вернее увидел и узнал его бронзовую голову над надгробием.

Потрясенный случившимся, я бросился к матери рассказать об этом. Мама тот час выразила желание посетить могилу Игоря, но учитывая состояние ее здоровья, мы собрались не сразу, а где-то недели через три. Приехав на погост, я так долго не мог найти могилу Игоря, что мать обвинила меня в патологической рассеянности. Посадив её на скамеечку, я продолжил поиски и в результате всё-таки нашел могилу художника Радомана. Как оказалось, я много раз проходил мимо могилы и не узнавал ее, так как для меня ориентиром в её поиске был бюст Игоря, который до нашего прихода вандалы успели похитить.

Мама по приезду домой сразу позвонила Розите, которая и сообщила ей, что чудный бюст Игоря работы скульптура Владимира Цигаля был недавно похищен охотниками за цветными металлами и восстановить его нет ни какой возможности.

В связи с этим, почему-то вспоминается фраза из анекдота: - А это наша Родина сынок.

Бывая на Ваганьковском погосте на могиле родителей жены, мы обязательно посещаем и могилу Игоря Владимировича, чтобы отдать дань памяти гениального живописца.

Следует отметить, что в лихие 90-е с Ваганьковского погоста было похищено множество бронзовых деталей памятников.



Tags: #Ленин, #Октябрьская революция, #художники
Subscribe
Buy for 50 tokens
"Тяжелый выбор — выполнить бессмысленный приказ командования и потерять оставшихся людей или вывести бойцов из-под огня и пойти под трибунал". Реалистическая драма основана на исторически достоверных событиях. В основу сценария фильма «Ржев» легла повесть…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments