Продолжение темы Нашествие Дедов Морозов, или как российский бизнес создает новый фольклор https://selyanka1.livejournal.com/43411.html
где было описано как создавались и как одеты Русский Дед Мороз в Великом Устюге,татарский Кыш-Бабай, карельские Папакайне и Талви Укко, бурятский Белый Старец Сагаан Убугун (Саган Убген), удмурдский Тол Бабай и марийский Юшто Кугыза (Йушто Кугыза)
Номер 7. Мордовский Дед Мороз - Нишке , Мороз Якшамо Атя

В мордовской мифологии есть персонаж Нишке, который считается высшим богом. По легенде Нишке создал небо и землю, выпустил в мировой океан трех рыб, на которых держится земля, насадил леса, сотворил человеческий род эрзян, повелел мужчинам заниматься земледелием, а женщинам – домашней работой. У Нишке есть две дочери, Кастарго и Вецорго, которых призывают в заговорах от болезней, и жена Нишке-ава. Мордва знает, что у Нишке на небе есть семь волшебных амбаров. В одном живет Дед Мороз, которого называют Мороз-атя, в другом – Дед Мякина, в третьем – пятница, в четвертом – воскресенье, в пятом – зима, в шестом – лето, а седьмой открывать нельзя, и поэтому никто не знает, что там находится.

Мороз Якшамо Атя в праздничные дни живет в своей усадьбе, которая находится в мордовском селе Кивать в Кузоватовском районе Ульяновской области.
Сделать из Якшамо Атя Деда Мороза придумали 3 года назад две местные энтузиастки - Ирина Лиясова и Наталья Кузьмина. Последняя вот уже 5 лет исполняет на всех крупных мордовских праздниках роль Масторавы - Матери-Земли. Той самой спутницы Якшамо Атя.
На вопрос, зачем им это было нужно, Наталья отвечает просто: - “Мне захотелось сделать в своем селе сказку”.

Якшамо Атя, хоть и Дед Мороз, но от своего русского собрата все-таки отличается. Даже внешне. Например, одет он не в красную или синюю шубу, а в кафтан с мордовским орнаментом и белую рубаху. Вместо шапки седую голову украшает красное очелье. В руках посох с рогатиной на конце, на которой висят бубенчики. Чисто внешне мордовский дед выглядит даже добрее, чем русский.

Но главное отличие - это спутница. Если у русского Деда Мороза - это внучка Снегурочка, то Масторава для Якшамо Атя - скорее, сестра. Это вытекает из довольно сложной мордовской мифологии, в которой Масторава - "Матерь-Земля" - играет одну из главных ролей. Так что называть ее внучкой зимнего волшебника как-то не с руки. Да и выглядит она куда взрослее хрупкой Снегурочки. Масторава - это степенная барышня в мордовском национальном костюме. В отличие от Якшамо Атя, который фигурирует только в новогодние праздники, его сестра в летнюю «спячку» не впадает. Например, ее можно увидеть в Ульяновске на празднике «Шумбрат» или все в той же Кивати на фестивале "Масторавань морот".

Жилищем Якшамо Атя и Масторавы сейчас "числится" избушка в этнической деревне на окраине Кивати. Отдельную усадьбу сказочным персонажам обещали, но пока не построили. Хотя мордовская изба смотрится в качестве усадьбы просто, но со вкусом. Печка, лавочки, самовар, прялка - детей на зимних каникулах здесь принимать самое то!
Номер 8. Ямало-Ненецкий Дед Мороз - Ямал Ири

По ненецки "Ямал Ири" означает "Дедушка Ямала".
Ямал Ири -самый молодой и продвинутый из своих коллег. В 2007 году дочернее предприятие департамента по туризму "Ямал Тур" организовало конкурс "Наш ямальский Дед Мороз", потому что официальный великоустюжский в регион заглядывал редко. Конкурс выиграла девочка из далекого северного поселка. По ее рисунку и был создан образ Ямал Ири. Теперь Дедушка Севера объезжает Ямал, поддерживает общение с коллегами, бывает у губернатора. Ямал Ири живет в волшебном чуме, а в помощниках у него множество лесных персонажей и северная Баба Яга.
Cудя по фотографиям, концепция, как именно должен быть одет Ямал Ири , все еще в разработке.

Как и полагается настоящему северянину, Дедушка Ямала одет в одежду коренных жителей ямальского Севера – теплую малицу, расшитую ярким бисером голубую сорочку, узорчатые кисы.

Сейчас у Дедушки Ямала появился и чудесный посох, а его волшебный бубен отгоняет злых духов. Бубен и посох нужны Ямал Ири для обрядовых действ. Для посвящения в Северные Братья. И для обряда пересечения Полярного круга. Ведь Салехард — единственный город в мире, стоящий на Полярном круге.

Кроме того одежда Ямал Ири стала слегка красочней, оттенок синего цвета изменили и красного добавили.
Путешествует Ямал Ири на оленьей упряжке — нартах. Умеет управлять снегоходом. Добрый волшебник приходит в гости сам и приглашает гостей к себе, дарит подарки, помогает попавшим в беду и всех по возможности мирит.
Официальный сайт Ямал Ири http://www.yamaliri.ru/ http://etnoyamal.ru/
Номер 9. Чувашский Дед Мороз - Хёл Мучи
Дом чувашского Деда Мороза - Хёл Мучи расположен в только что открытом и все еще строящемся этнокомплексe “Ясна” д. Кшауши Чебоксарского района Республики Чувашия. Этнокомплекс “Ясна” является частью "Этнической Чувашии", главного туристического объекта республики, в развитие которого вложены деньги как федерального бюджета, так и местного Министерства Культуры Чувашии.

Не уверена, кто именно первым придумал сделать этот персонаж чувашским Дедом Морозом, возможно кто-то в Министерстве Культуры, чтобы объединить общероссийский Новый год с древним чувашским праздником Сурхури.
Хел Мучи — это "дед-зима". Вот только в словаре чувашского языка не найти такого понятия. Зато есть определение языческого праздника Сурхури, во время которого древние чуваши встречали Новый год. Сурхури переводится как «овечья нога». Отсюда, и главное гадание на праздник: чуваши, захмелев от пива, выходили в хлев и начинали ловить за ногу овечку. Попалась белая — удача ждет в новом году, черная — беда на пороге. Его внучку, местную Снегурочку, зовут Юр Пике
Внешний вид Хель Мучи, как, впрочем, и Юр Пике, тоже до сих пор находится в разработке. Внизу помещена фотография Хель Мучи и Юр Пике до переезда в этнокомплекс, когда их зимняя резиденция находилась в Чебоксарах. Разница очень заметна. Нынешний костюм приобрел видимый национальным вид, например, головной убор Юр Пике стал совсем другим, не похожим на снегурочкин, изменилась цветовая гамма, шубы стали намного темнее. И цвет нечасто встречающийся, видимо для того, чтобы персонаж был узнаваем, так же как это сделано с фиолетовой шубой удмуртского Тол Бабая.

Хель Мучи обладает массой волшебных вещей, например, сундуком, исполняющим желания, маятниковыми часами, приносящими счастье, и говорящим самоваром.

Гости чувашского деда Мороза погружаются в мир чувашских сказок: слушают звуки волшебного посоха Хель Мучи, катаются на ледяных горках, взлетают ввысь на старинных качелях, посещают волшебную поляну и делают своими руками новогодние подарки. http://visitvolga.ru/hel-muchi
Номер 10. Тувинский Дед Мороз - Соок-Ирей

Соок-Ирей в центре в одежде желто-бело-голубого цвета.
B Туве роль новогоднего волшебника играет Соок-Ирей. Этот образ пришёл в современность из тувинской “Легенды о сотворении мира”, которая была впервые воссоздана в письменном виде аспирантом Тувинского госуниверситета Ай-беком Соскалом по просьбе директора ансамбля "Эдегей" Кимы Чозаровны Донгак. Для очередной постановки ей необходимо было обосновать: откуда в традиционной тувинской культуре появился Соок-Ирей. Дизайнер и балетмейстер Вячеслав Донгак на основе этой легенды создал костюм Соок-Ирея. Главным исполнителем этой роли в Туве стал директор Национального музыкально-драматического театра имени Виктора Кок-оола, Народный артист Республики Тыва Станислав Ириль, больше известный как "золотой голос Тувы".

“В самые холодные дни зимы происходит волшебство с духом Улу, он превращается в человека — Соок-Ирея. Тело его, руки, ноги состоят из тош — льда. У него взгляд холодный, вид тоскливый, усталый. Волосы, брови, борода покрыты белым инеем, как все деревья и кусты. Чтобы солнце не растопило и люди не увидели его, он одевается. Его одежда из белого, синего и желтого цвета, напоминает лёд, сосульки, торосы. А на шапке его видны солнечные и лунные цвета, и знаки напоминают о его неземном происхождении”.

Разумеется, нынешний Соок-Ирей значительно добрее. Он появляется в национальном костюме в сопровождении Тугэни Энекэн — Матушки-Зимы, и приносит детям подарки. Правда, тех, кто вёл себя плохо, Соок-Ирей грозит заморозить, но эта строгость лишь для порядка.
Костюм Соок-Ирея также явно все еще находится в развитии, по крайней мере тот костюм, в котором выступают в Туве (фотография на лошадях) и тот, в котором встречаются с другими Дедами Морозами, как-то сильно отличается. Шапка совсем другая, и на плечах "нечто", видимо символизирующее солнце и луну/месяц

Своей резиденции у Соок-Ирея пока нет. Планируется, что она разместится на территории строящегося в Кызыле туркомплекса “Бай-Булак”. Интересно, что, помимо резиденции тувинского Деда Мороза и других культурных объектов, на территории “Бай-Булак” будет размещена и резиденция главы республики.
Почему-то не попали в рейтинг. Якутские Деды Морозы - Чисхан и ЭхээДыыл
Самая большая административно-территориальная единица мира — родина целых двух Морозов. Якутия, щедрая душа, приняла обоих. Пока гонку на выживание и славу выигрывает Чысхаан, даже вопреки местному министерству туризма.— В министерстве сказали, что это частный проект, и сочли, что поддерживать его не нужно, — говорит Ирина Прокопьева (Арбугаева), Чысхаанова хозяйка, то есть владелица бренда.
Чысхаан — персонаж еще более удивительный, чем Паккайне. По своей сути он вообще не homo sapiens, а бык. В легендах у него нет имени, чысхаан — нарицательное существительное. В переводе с якутского означает «сильный холод с ветром». "Вот и чысхаан наступил", — говорят в Якутии, когда начинается зима.

Чысхаан и ведет себя не по-человечески: не отвечает на письма, не водит хороводы. Он — символ стихии, страшной, неприступной. "Очеловечился" лишь недавно, когда начал общаться с Дедом Морозом и другими волшебниками. Получеловек, полубык, дед Минотавр — таким получился образ, созданный якутским модельером Августиной Филипповой. Самая заметная часть костюма Чысхаана — рога. Ведь именно в рогах соль легенды:
— Осенью из Северного Ледовитого океана выходит бык и идет по земле, — плавно рассказывает Ирина Прокопьева. — С каждым шагом у него растут рога, и чем длиннее рога, тем крепче мороз. В январе прилетает ворон, и у быка падает один рог. Становится теплее. В феврале падает второй рог, в марте — голова. В апреле тело быка рассыпается, и река Лена уносит его обратно в океан.
Легенда о быке пришла к якутам от древних эвенков. Когда обрушивались крутые берега рек, в отвалах земли эвенки находили бивни мамонтов. Люди, никогда не видевшие мамонтов, были уверены, что из земли торчат огромные бычьи рога.

Теперь Бык Холода встречает туристов в своей резиденции на Полюсе Холода, в Оймяконе — самом холодном обитаемом месте на Земле, куда к нему иногда приезжает великоустюжский Дед Мороз. и Чысхаан вручает ему символ зимы в поддержку идеи "зима начинается в Якутии".

— Чысхаан — символ Полюса Холода, — объясняет Ирина. — Еще по современной легенде Чысхаан — хранитель вечной мерзлоты. Вся территория Якутии, собственно, в царстве вечной мерзлоты находится...
Чысхаан принимает гостей в ледяной пещере в Оймяконе, и больше всего гостей, включая других дедов Морозов, приезжает к нему в марте, на фестиваль "Полюс холода"
У второго якутского Деда Мороза сложное имя — Эхээ Дьыл, и большая семья. Жена, принцесса Кысын (Зима), три дочери — Саасчана (Весна), Сайыына (Лето), Кусуунэй (Осень). Внук Тыалчаан (Ветерок) — шустрый невидимый парнишка, который ведает информационной почтой своего деда, письмами и звонками. Любимая внучка Хаарчаана (Снегурочка). Ездовое животное — тот же самый Бык Зимы, Бык Дьыла. У Быка есть пастух Чюснаа. Имя пастуха переводится как "холодный злой ветер", и никто его не любит, он ладит только с Быком Зимы.
У всей компании есть названый отец — Гавриил Спиридонович Угаров, доктор биологических наук и писатель. Он сам играет роль деда Дьыла, каждый год облачается в костюм и поздравляет детей. Он же написал книги о своих персонажах в 1999 году — год оказался урожайным на подобные идеи и в Великом Устюге, и в Олонце.
Легенда о деде Дыыле тоже частично завязана на быке. 14 октября, в начале зимы, он выходит из моря. Рога растут, потом медленно отламываются, и 22 мая во время ледохода бык уплывает к Северному Ледовитому океану. А чем занимается Эхээ Дьыл? Он управляет в Срединном мире временами года.
Гавриил Угаров объясняет:
— Всего существует пять времен года: весна, лето, осень, зима и дьыл — зима плюс весна, самый тяжелый и холодный период, стойловый, когда скот кормится заготовленным сеном. С 14 октября по 22 мая. У якутов, собственно, есть свой Новый год: это 22 мая, начало лета. С этого дня в Якутии начинает оживать и пробуждаться природа. Раньше 22 мая якуты встречали свой день рождения. Ведь никто не знал точной даты своего рождения, да и праздновать бы не стали. Просто 22 мая прибавляли себе еще один прожитый год. Говорили — "у меня на плечах столько-то снега стаялo".

Живет Дед Дьыл в районе поселков Оймякон и Томтор, где зимой температура воздуха порой опускается до – 71,2 С.
Казачий Дед Мороз.

****************************************
Ну а теперь перспективные Деды Морозы, за раскрутку чьих имен еще всерьез не взялись.
Что-то ханты-мансийское пока без названия, но был проведен конкурс на костюм.

Дело в том, что Ханты-Мансийск в этом году объявлен новогодней столицей России и там был проведен всероссийский слет Дедов Морозов и Снегурочек, поэтому без какого-то местного колоритного персонажа было просто не обойтись.
Калмыцкий Дед Мороз - аав Киитн (дед Холод)
Новый год – это еще и праздник пастухов и скотоводов. А поскольку ААв Киитн (так зовут калмыцкого брата Деда Мороза) считается самым главным пастухом, то на праздник к детям он приходит в традиционной калмыцкой одежде скотовода. Он одет в длинный тулуп или шубу, на голове большая заячья шапка треух, к трем концам которой пришиты красные ленты. На поясе у ААва Киитына сумка, в которой табакерка, кремень и огниво, а в руке - длинный кнут. Это древние принадлежности кочевника, который не боится странствий и одиночества. Едит он на телеге запряженной сайгаками.
Краткая новогодняя энциклопедия: Новогодним хозяйством у калмыков заведует целая семья. Главе семейства помогают разносить подарки помощники – внучка Цасна кююкн, имя которой переводится, как снежная девочка, то есть практически Снегурочка, и мальчик Шина Джил (мальчик Новый год). При этом в Калмыкии встречают Новый год не в полночь, как принято, а рано утром, в первый день нового года.
Какого-то специального визуального образа для туристических целей для этого персонажа пока не разработано.
Коми - Кöдзыд Пöль.

В начале этого года Кöдзыд Пöль (Холодный Парень) с персонажами коми легенд Райдой, Яг-Мортом, Войпелем и Перой-Богатырем наконец получил место под свою резиденцию в Финно-угорском этнопарке в селе Ыб Сыктывдинского района Коми.
Я не совсем уверена, кто есть кто на фотографии сверху, но это группа фольклорных персонажей, которые поселятся в селе Ыб. Раньше они перед Новым Годом ездили по Коми на специальном новогоднем поезде.
Сайт этнопарка http://www.ethnopark-rk.ru/
Hовогодний волшебник у саамов — Мунь Каллса.
Кавказские Деды Морозы не очень знамениты.
Кабардино-Балкарский Дед Мороз - Уэс-Дадэ
(“дадэ” – значит «дедушка») – личность довольно скрытная. О нем мало что достоверно известно, но в целом это типичный горец – с бородой, кинжалом и традиционной кучей подарков, хотя и одевается чаще не в национальную одежду, а в традиционную шубу Деда Мороза.

Тут его, судя по всему, одели во что-то национальное, но описания никакого нет.
Чеченский Гор Дада — благообразный старик с седой бородой. До присоединения к России на Кавказе не праздновали Новый год. Последние 15 лет роль главного сказочника исполняет актер Султан Исламов.

Осетинский Дед Мороз - Артхурон - не просто новогодний дед, а божество по имени Артхурон.


Это имя переводится как "Огонь, сын Солнца". Сейчас коренные осетинцы почти не упоминают его имени, оно сохранилось только в названии ритуального пирога, который каждая семья печет на Новый год.
А в Дагестан наведывается из соседнего Азербайджана волшебник Шахта Баба с внучкой Гар Гызы.

Алтайский край Дед Мороз - Соок-Таадак

В сети нашлась вот такая картинка и совсем никакого описания.
В общем, простор для творчества еще явно есть.
Рейтинг российских Дедов Морозов с ТурСтата http://turstat.com/bestdedmorozrussia2018
взято с блога : https://selyanka1.livejournal.com/43739.html
Journal information