amarok_man (amarok_man) wrote,
amarok_man
amarok_man

Category:

Со дна Волги планируют поднять первый в мире речной ледокол

Власти города Саратов планируют в 2021 году поднять со дна Волги уникальный ледокол, затонувший при невыясненных обстоятельствах в 1968 году. Ожидается, что объект удастся отреставрировать и превратить в музей, об этом сообщила министр экономического развития области Юлия Швакова. Речь идёт о ледоколе "Саратовскiй ледоколъ" - это паровой двухвинтовой ледокол-буксир разборной конструкции, построенный в 1895 году английской фирмой "Sir W. G. Armstrong Mitchell & C°" по заказу российского Общества Рязанско-Уральской железной дороги для речной флотилии этой компании. "Мы планируем осуществить подъем судна ориентировочно в 2021 году. Это довольно дорогостоящий проект, в первую очередь необходимо разработать техническую документацию. Средства на это будут запрошены из федерального бюджета уже в 2019 году", - пояснила Швакова.


Она уточнила, что общая стоимость проекта на данный момент устанавливается. В том числе потому, что остается открытым вопрос, как дальше будет использоваться ледокол.

Ледокол был построен на верфи в Ньюкасле, на реке Тайн, и спущен на воду в мае 1895 года, в том же году доставлен заказчику из Англии в Петербург, куда ледокол пришёл своим ходом и откуда силами РУЖД был осуществлён перегон судна в Саратовский порт. Для выполнения ледокольной функции судно должно было быть достаточно широким, что препятствовало его проходу к месту назначения - водный путь из Петербурга в Саратов пролегал через систему Мариинских каналов с узкими шлюзами. Решением задачи стала предусмотренная в конструкции ледокола продольная водонепроницаемая переборка, позволяющая разделить (!!!) судно на две части - каждая со своей паровой машиной и дымовой трубой. Эта особенность конструкции отразилось на нетипичном внешнем виде судна - трубы расположены не вдоль центральной оси, а на перпендикулярной ей линии

"Саратовский ледокол" разделяется на две части для прохождения узкого шлюза Мариинского канала

Первые рейсы ледокол совершал между пристанями Сазанка и Меженная, затем курсировал между Князевкой и Сазанкой, Саратовом и Князевкой. С открытием навигации, 28 апреля был отведён в затон для осмотра и ремонта. С ноября 1896 года ходил между пристанями Увек и Сазанка, между Переправой и Сазанкой, вывозил лёд от берегов Волги. С окончанием ледохода, 11 апреля 1897 года рейсы были прекращены, и 20 апреля ледокол был отправлен в Астрахань для перевоза нефти. За два рейса было вывезено 1 млн 10 тыс. пудов.
23 ноября 1897 года для изучения судна и «наблюдения над действием ледокола во льду» в Саратов приехал океанограф и полярный исследователь С. О. Макаров, вскоре приступивший к разработке технического задания для строительства арктического ледокола "Ермак", впоследствии изготовленного на английских верфях.


"Саратовский ледокол" занимался буксировочными работами, расчисткой льда и поддержанием каналов чистой воды между берегами по пути следования парома, перевозкой пассажиров, различных грузов и почты. С участием ледокола, преодолевавшего торосы высотой до 1,5 м и шедшего во льду толщиной 30 см со скоростью 5—6 км/ч, в зимнее время года переправлялось до 120 железнодорожных вагонов в сутки. Капитанов, совершавших рейсы на переправах через Волгу, называли "капитанами поперечного плавания".

В период Гражданской войны, во время антибольшевистского восстания эсеров в Вольске и Балаково в июле 1918 года, "Саратовский ледокол" использовался большевиками в качестве канонерской лодки и транспортного средства для доставки красноармейцев к месту боевых действий. Для ведения сражений на воде на корме ледокола были установлены 4 трёх- и пятидюймовых артиллерийских орудия и 12 пулемётов.

После установления советской власти, ледокол продолжал использоваться для обеспечения паромной переправы. В 1930-е годы задействовался для строительства Саратовского железнодорожного моста.

После открытия в 1935 году на месте переправы моста ледокол в составе расширившейся к тому времени флотилии был переведён в низовья Волги. Из-за раннего наступления в этом году зимы под Астраханью замерзли во льдах караваны судов, которые были выведены с помощью ледокола. Затем ледокол работал на железнодорожной паромной переправе между станциями Латошинка и Паромная под Сталинградом. Ледокол участвовал в Сталинградской битве, на судне были установлены зенитные орудия. Под обстрелами немецкой авиации перевозил технику, вооружение, солдат и боеприпасы, совместно с паромом поддерживал сообщение между Сталинградом и Заволжьем. За время войны по маршруту было переправлено 53 тысячи вагонов.

В 1968 году "Саратовский ледокол" затонул при невыясненных обстоятельствах и до сих пор находится на дне Волги, в акватории Саратова, на расстоянии 20 м от берега Энгельса, слева от автодорожного моста, на глубине 4 м.

Модель Саратовского ледокола в Музее речного флота в Нижнем Новгороде. Фотография 2016 года

В 1992 году возникла идея подъёма ледокола со дна и превращения его в культурный объект, она принадлежала руководителю саратовского Музея речного флота Александру Азовцеву и заинтересовала ветеранов речного флота, историков, краеведов, экологов, журналистов и общественность. В 2013 году петербургской организацией "Эко Тэк" были проведены водолазные обследования судна, согласно сделанным заключениям, "материал бортовой обшивки в удовлетворительном состоянии. Вмятин и трещин на видимой части бортовой обшивки корпуса не наблюдается".

В 2015 году идея вызвала интерес со стороны правительства Саратовской области, сообщившего о планах подъёма судна для дальнейшей реставрации и размещения в нём музея речного пароходства. Планировалось также включение "Саратовского ледокола" в Единый государственный реестр и присвоение ему статуса объекта культурного наследия. Была создана координационная рабочая группа по подъёму ледокола, начаты работы. Препятствием для проведения работ стали как технические, так и финансовые сложности — около полувековая давность нахождения судна под водой, расположение ледокола на дне под углом 30 градусов, скопление речного грунта внутри корпуса; отсутствие средств на подъём, последующую реставрацию и создание музея. Работы по подъёму судна тогда были отложены. Надеюсь, теперь подъём "Саратовского ледокола" всё-таки будет осуществлён!

отсюда : https://radio-rhodesia.livejournal.com/615032.html

Tags: Саратов, флот
Subscribe

Posts from This Journal “Саратов” Tag

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments