amarok_man (amarok_man) wrote,
amarok_man
amarok_man

"На холодном Ямале, на Полярном Урале..." Часть 1

Экзотическую железную дорогу Чум-Лабытнанги в заполярной тундре и холодных горах я уже показывал летом, ну а теперь проедем по ней зимой и напоследок немного погуляем по Салехарду: зимой эти места выглядят совсем иначе но впечатляют едва ли не сильнее - в белых снегах лучше ощущается масштаб, а в города приходят ненцы в их замысловатых нарядах. Этим постом я начинаю рассказ о длившемся без малого месяц двойном северном путешествии - по Мёртвой дороге в Надым на День оленевода и по Ненецкому округу на новом вездеходе Xpen.


Линия Чум-Лабытнанги замышлялась как начало грандиозной Трансполярной магистрали, строившейся в последние годы сталинской эпохи по безлюдным тундрам к устью Енисея, а в итоге, оставшись её единственным действующим участком, превратилась в один из 5 "усов" Печорской магистрали, пронизывающей Республики Коми до самой Воркуты. Печорскую магистраль я впервые проезжал в 2011 году, рассказав тогда о ней в трёх частях: Коноша - Микунь до Южной Коми, Микунь - Ираель в Средней Коми и Инта - Воркута на Крайнем Севере. Тогда я ехал по ней на месяц позже, но по точно таким же пейзажам солнечной северной зимы, однако в этот раз увидел кое-что, тогда скрытое дымкой - горы. Полярный Урал местами подходит к Печорской магистрали на 15-20 километров, и например такие виды открываются со станции с жутковатым названием Сивая Маска:

2.


Из Москвы в Лабытнанги есть прямой поезд, и летом он ежедневный, а зимой ходит дважды в неделю, и на подходящие мне дни никак не попадал. Поэтому на север я ехал поездом Москва-Воркута в компании вахтовиков - двух рабочих и инженера. Первые строили завод в Яреге близ Ухты (чёрный террикон единственной в мире нефтяной шахты, показанный в посте про участок Микунь-Ухта, с тех пор оброс новыми промышленными корпусами), второй работал на компрессорной станции газопровода близ Печоры. Рабочие сетовали, что платят мало, но зато - стабильно, а инженер, напротив, опасался задержек и кидалова - такие вот реалии нашего кризиса. Но я в купе их пересидел и покинул вагон на станции Сейда за пару часов до Воркуты:

3.


От поезда до поезда - примерно час ожидания, который я коротал, наблюдая за гигантским трактором-снегоочистителем - подобными с 2011 года успели укомплектовать большинство виденных мной станций:

4.


На перегонах же с последствиями пурги борются и вовсе такие вот зверь-машины, похожие на сухопутные ледоколы - если автодороги в пургу регулярно закрывают, то железка себе таких простоев позволить не может. Фото со станции Елецкая, куда доедем чуть позже:

5.


Сейда - по сути и есть начальная точка линии Чум-Лабытнанги. Даже легендарный поезд Воркута-Лабытнанги с 1 купейным, 1 общим и несколькими почтово-багажными вагонами приходит сюда с севера, и постояв часок, вновь уходит в ту же сторону, таким образом дважды проходя соседнюю станцию Чум. Понимая, что ехать добрых 10 часов в общем вагоне - удовольствие сомнительное, я заранее взял купейный билет, и соседями моими оказались молчаливая женщина с книгой и очень симпатичная молодая пара финно-угорского типажа. Я долго пытался понять, кто они: ханты не ханты, коми не коми, а оказалось, что это и вовсе марийцы - выходцев из этой красивой и очень бедной республики немало работает по северам.

6.


За Чумом, ещё лишь через несколько километров, поезд сворачивает на восток и идёт в сторону Урала. Зимой горы похожи на гигантские сугробы:

7.


Но местами Полярный Урал каменист и грозен::

7а.


Летом я ехал здесь на "Полярной Стреле", стоящей на мелких станциях считанные минуты. Теперь я понимаю, что это была ошибка - прочувствовать эту одну из колоритнейших в России железную дорогу можно лишь на пассажирском поезде, который стоит дольше, чем едет, а в своём общем вагоне везёт хоть матёрых уголовников, хоть хантыек в цветастых платьях. Сердце линии - безусловно, станция Елецкая, на которой стоянка добрых полтора часа:

8.


И собственно - вот почему: из 8 вагонов 6 - багажные, по сути это грузопассажирский поезд, развоящий продукты по сельпо и пекарням посёлков:

9.


К разгрузке вагонов съезжаются снегоходы с прицепами - специфический северный транспорт, здесь куда более многочисленный, чем автомобили, и зимой заменяющий моторные лодки.

10.


Они повезут все эти тюки с картошкой, подмороженными овощами, консервами, хлебом и прочим на далёкие стойбища и рабочие базы, охотничьи балки и геологические партии предгорий.

11.


Станция Елецкая названа по реке Елец бассейна Печоры, которую небольшу волок соединял с рекой Собь бассейна Оби: как Сылва или Чусовая, Собь пересекает Уральские горы, только не из Азии в Европу, а напротив - из Европы в Азию. На широкую долину Соби мы и держим курс, а со стороны гор-сугробов подходит встречный поезд Лабытнанги-Воркута:

12.


Скрещение - два состава встают узкой улицей, багажными вагонами друг к другу и пассажирскими - на выпуск:

13.


С встреченого поезда в магазин выходят две женщины в ярких платьях старинного вида, и марийцы в моём купе объясняют, что это коми, опознающиеся по характерным шапкам сложной формы. В прошлом году на этой же линии я видел хантыйку в ярком платье чуть иного вида, у ненцев зимой малица и вовсе повседная одежда, и даже русские в Усть-Цильме, говорят, не забыли народный костюм, так что подобные сюжеты - тоже колорит Большой Югории.

14.


А ещё на станции Елецкая обязательно надо зайти в буфет и купить там пирожков, честных и вкусных. Достаточно сказать, что здесь я впервые в жизни сумел съесть пирожок с капустой (вообще-то на дух их не переношу), который мне случайно подсунули вместо пирожка с рисом и яйцом. В Елецкой же нас застиг закат: мы на долготе Тюмени, но время здесь московское, и потому Коми и НАО - край радикальных жаворонков: в марте тут в 4 утра уже светло, а в 5 вечера наползают сумерки.

15.


Но две недели спустя я ехал обратно, догоняя Xpen'ы в Воркуте, и так как в Елецкую оба поезда приходят одновременно - до заката как раз увидел вторую половину пути. Здесь фото пойдут вспять реальному времени - от заката к полудню. Пасмурным, хотя и более долгим днём стемнело раньше, в темноте проехали станции Хорота и Полярный Урал (см. летний пост), и близ последней, у её восточной горловины, я наконец сфотографировал сквозь неимоверно грязное вагонное стекло обязательный атрибут дорог через Урал - стелу "Европа-Азия" на границе Республике Коми и Ямало-Ненецкого округа. Летом я глядел в северные окна (левые, если ехать в Лабытнанги), а она по ходу нашего движения справа:

16а.


Заброшенный посёлок геологов и военных Полярный, куда я в августе с суровой тургруппой доезжал по горам на красной шишиге:

16.


Уральский хребет здесь исключительно узок, порядка 40 километров, и поезд пересекает его в общем-то за полтора часа - но красота гор берёт своё: запоминается он как добрая половина пути. Вот знакомые с лета Нефритовая долина:

17.


И угрюмый неприступный Рай-Из километровой высоты:

18.


Высокие горы, целком покрытые снегом, смотрятся сюрреалистически:

19.


Но в белом снегу лучше видны чёрные зубастые скалы, летом сливавшиеся с фоном:

20.


21.


Долина Соби широка, горы вроде и нависают над железной дорогой, но всё же рельсы проложены по ровному месту. По пути - лишь полустанки-"километры", на которых "Полярная Стрела" не останавливается вовсе, а пассажирский поезд стоит минут по 7-10.

22.


На одном из полустанков высаживались ненецкие девушки в их тёплых расшитых ягушках, видимо ездившие затариваться в Лабытнанги:

23.


Значит, где-то неподалёку - стойбище. Ненцы умеют ставить их так, чтобы находясь близ дороги, быть скрытыми от посторонних глаз:

продолжение следует

отсюда : https://varandej.livejournal.com/793216.html

Tags: Север, Ямал
Subscribe

Posts from This Journal “Север” Tag

  • Опыт работы

    В одном из постов зашла речь в комментариях о том насколько профессиональны бывают врачи. И как водится в таких случаях мнения разделились ровно…

  • Немножко поживём в квартире

    Эта история произошла, когда мы жили в Надыме. Случилась она еще в начале нулевых, но не в том дело, когда это было, а в её курьёзности. Она и в…

  • Этот край бурановый

    За долгие годы, которые прожил на Крайнем Севере, встречал там разных людей. И большинство были настоящими, хорошими людьми. Хотя, уверен, что…

  • Окажите воздействие. Детям не помогает

    Те кто читает журнал, уже знает из прежних постов, что в середине восьмидесятых работал в Среднем Приобье в буровом управлении. Летал на нефтяные…

  • Цены...они снижаться никак не могут

    Как утверждали нам в эпоху перестройки, чтобы снизились цены нужно рынок насытить товаром. И вот как только его станет много, то и цены непременно…

  • Есть такой праздник

    В эти выходные у газовиков и нефтяников праздник. Большинство людей в стране может и не знают, что такой есть вообще. А я отработав на Ямальском…

  • Нашли в тридцати километрах от города

    Хоть уже несколько лет, как уехал с Крайнего Севера, а связь с ним не теряю. Созваниваемся с друзьями, с которыми работал долгие годы, читаю…

  • Грибной порой осенней

    Вот уже и осень недалече. Буквально через несколько дней наступит. И хоть заканчивается лето, а и в осенней поре есть свои прекрасные моменты:…

  • Месяц поисков ничего не дал...

    Больше двадцати лет жил и работал на Крайнем Севере. Начинал свою северную жизнь в середине 80-х. Именно тогда начал летать вахтой в Среднее…

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 50 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →