amarok_man (amarok_man) wrote,
amarok_man
amarok_man

"На холодном Ямале, на Полярном Урале..." Часть 1

Экзотическую железную дорогу Чум-Лабытнанги в заполярной тундре и холодных горах я уже показывал летом, ну а теперь проедем по ней зимой и напоследок немного погуляем по Салехарду: зимой эти места выглядят совсем иначе но впечатляют едва ли не сильнее - в белых снегах лучше ощущается масштаб, а в города приходят ненцы в их замысловатых нарядах. Этим постом я начинаю рассказ о длившемся без малого месяц двойном северном путешествии - по Мёртвой дороге в Надым на День оленевода и по Ненецкому округу на новом вездеходе Xpen.


Линия Чум-Лабытнанги замышлялась как начало грандиозной Трансполярной магистрали, строившейся в последние годы сталинской эпохи по безлюдным тундрам к устью Енисея, а в итоге, оставшись её единственным действующим участком, превратилась в один из 5 "усов" Печорской магистрали, пронизывающей Республики Коми до самой Воркуты. Печорскую магистраль я впервые проезжал в 2011 году, рассказав тогда о ней в трёх частях: Коноша - Микунь до Южной Коми, Микунь - Ираель в Средней Коми и Инта - Воркута на Крайнем Севере. Тогда я ехал по ней на месяц позже, но по точно таким же пейзажам солнечной северной зимы, однако в этот раз увидел кое-что, тогда скрытое дымкой - горы. Полярный Урал местами подходит к Печорской магистрали на 15-20 километров, и например такие виды открываются со станции с жутковатым названием Сивая Маска:

2.


Из Москвы в Лабытнанги есть прямой поезд, и летом он ежедневный, а зимой ходит дважды в неделю, и на подходящие мне дни никак не попадал. Поэтому на север я ехал поездом Москва-Воркута в компании вахтовиков - двух рабочих и инженера. Первые строили завод в Яреге близ Ухты (чёрный террикон единственной в мире нефтяной шахты, показанный в посте про участок Микунь-Ухта, с тех пор оброс новыми промышленными корпусами), второй работал на компрессорной станции газопровода близ Печоры. Рабочие сетовали, что платят мало, но зато - стабильно, а инженер, напротив, опасался задержек и кидалова - такие вот реалии нашего кризиса. Но я в купе их пересидел и покинул вагон на станции Сейда за пару часов до Воркуты:

3.


От поезда до поезда - примерно час ожидания, который я коротал, наблюдая за гигантским трактором-снегоочистителем - подобными с 2011 года успели укомплектовать большинство виденных мной станций:

4.


На перегонах же с последствиями пурги борются и вовсе такие вот зверь-машины, похожие на сухопутные ледоколы - если автодороги в пургу регулярно закрывают, то железка себе таких простоев позволить не может. Фото со станции Елецкая, куда доедем чуть позже:

5.


Сейда - по сути и есть начальная точка линии Чум-Лабытнанги. Даже легендарный поезд Воркута-Лабытнанги с 1 купейным, 1 общим и несколькими почтово-багажными вагонами приходит сюда с севера, и постояв часок, вновь уходит в ту же сторону, таким образом дважды проходя соседнюю станцию Чум. Понимая, что ехать добрых 10 часов в общем вагоне - удовольствие сомнительное, я заранее взял купейный билет, и соседями моими оказались молчаливая женщина с книгой и очень симпатичная молодая пара финно-угорского типажа. Я долго пытался понять, кто они: ханты не ханты, коми не коми, а оказалось, что это и вовсе марийцы - выходцев из этой красивой и очень бедной республики немало работает по северам.

6.


За Чумом, ещё лишь через несколько километров, поезд сворачивает на восток и идёт в сторону Урала. Зимой горы похожи на гигантские сугробы:

7.


Но местами Полярный Урал каменист и грозен::

7а.


Летом я ехал здесь на "Полярной Стреле", стоящей на мелких станциях считанные минуты. Теперь я понимаю, что это была ошибка - прочувствовать эту одну из колоритнейших в России железную дорогу можно лишь на пассажирском поезде, который стоит дольше, чем едет, а в своём общем вагоне везёт хоть матёрых уголовников, хоть хантыек в цветастых платьях. Сердце линии - безусловно, станция Елецкая, на которой стоянка добрых полтора часа:

8.


И собственно - вот почему: из 8 вагонов 6 - багажные, по сути это грузопассажирский поезд, развоящий продукты по сельпо и пекарням посёлков:

9.


К разгрузке вагонов съезжаются снегоходы с прицепами - специфический северный транспорт, здесь куда более многочисленный, чем автомобили, и зимой заменяющий моторные лодки.

10.


Они повезут все эти тюки с картошкой, подмороженными овощами, консервами, хлебом и прочим на далёкие стойбища и рабочие базы, охотничьи балки и геологические партии предгорий.

11.


Станция Елецкая названа по реке Елец бассейна Печоры, которую небольшу волок соединял с рекой Собь бассейна Оби: как Сылва или Чусовая, Собь пересекает Уральские горы, только не из Азии в Европу, а напротив - из Европы в Азию. На широкую долину Соби мы и держим курс, а со стороны гор-сугробов подходит встречный поезд Лабытнанги-Воркута:

12.


Скрещение - два состава встают узкой улицей, багажными вагонами друг к другу и пассажирскими - на выпуск:

13.


С встреченого поезда в магазин выходят две женщины в ярких платьях старинного вида, и марийцы в моём купе объясняют, что это коми, опознающиеся по характерным шапкам сложной формы. В прошлом году на этой же линии я видел хантыйку в ярком платье чуть иного вида, у ненцев зимой малица и вовсе повседная одежда, и даже русские в Усть-Цильме, говорят, не забыли народный костюм, так что подобные сюжеты - тоже колорит Большой Югории.

14.


А ещё на станции Елецкая обязательно надо зайти в буфет и купить там пирожков, честных и вкусных. Достаточно сказать, что здесь я впервые в жизни сумел съесть пирожок с капустой (вообще-то на дух их не переношу), который мне случайно подсунули вместо пирожка с рисом и яйцом. В Елецкой же нас застиг закат: мы на долготе Тюмени, но время здесь московское, и потому Коми и НАО - край радикальных жаворонков: в марте тут в 4 утра уже светло, а в 5 вечера наползают сумерки.

15.


Но две недели спустя я ехал обратно, догоняя Xpen'ы в Воркуте, и так как в Елецкую оба поезда приходят одновременно - до заката как раз увидел вторую половину пути. Здесь фото пойдут вспять реальному времени - от заката к полудню. Пасмурным, хотя и более долгим днём стемнело раньше, в темноте проехали станции Хорота и Полярный Урал (см. летний пост), и близ последней, у её восточной горловины, я наконец сфотографировал сквозь неимоверно грязное вагонное стекло обязательный атрибут дорог через Урал - стелу "Европа-Азия" на границе Республике Коми и Ямало-Ненецкого округа. Летом я глядел в северные окна (левые, если ехать в Лабытнанги), а она по ходу нашего движения справа:

16а.


Заброшенный посёлок геологов и военных Полярный, куда я в августе с суровой тургруппой доезжал по горам на красной шишиге:

16.


Уральский хребет здесь исключительно узок, порядка 40 километров, и поезд пересекает его в общем-то за полтора часа - но красота гор берёт своё: запоминается он как добрая половина пути. Вот знакомые с лета Нефритовая долина:

17.


И угрюмый неприступный Рай-Из километровой высоты:

18.


Высокие горы, целком покрытые снегом, смотрятся сюрреалистически:

19.


Но в белом снегу лучше видны чёрные зубастые скалы, летом сливавшиеся с фоном:

20.


21.


Долина Соби широка, горы вроде и нависают над железной дорогой, но всё же рельсы проложены по ровному месту. По пути - лишь полустанки-"километры", на которых "Полярная Стрела" не останавливается вовсе, а пассажирский поезд стоит минут по 7-10.

22.


На одном из полустанков высаживались ненецкие девушки в их тёплых расшитых ягушках, видимо ездившие затариваться в Лабытнанги:

23.


Значит, где-то неподалёку - стойбище. Ненцы умеют ставить их так, чтобы находясь близ дороги, быть скрытыми от посторонних глаз:

продолжение следует

отсюда : https://varandej.livejournal.com/793216.html

Tags: Север, Ямал
Subscribe

Posts from This Journal “Север” Tag

  • Есть такой праздник...

    В эти выходные у газовиков и нефтяников праздник. Большинство людей в стране может и не знают, что такой есть вообще. А я отработав на Ямальском…

  • Два фильма за рубчик и дас ист фантастиш бесплатно

    Помните "эпоху" видеосалонов ?! Когда на просторах страны повсеместно стали появляться доморощенные "киношки" в помещениях…

  • Освобождён от уголовной ответственности

    Наверняка многие помнят нашумевшую историю, произошедшую в Нарьян-Маре поздней осенью прошлого года. 31 октября во время тихого часа посторонний…

  • Аккуратней везите цветы, чтобы не замёрзли...

    Завтра женский праздник. С цветами и подарками сейчас проблем нет. На любой вкус и кошелёк можно букет выбрать. В любом регионе. Сейчас и на…

  • День оленевода 2020

    Вот уже семь лет как уехал на Большую Землю с Крайнего Севера, а всё равно не теряю связь с ним. Помню и люблю этот суровый, но очень красивый…

  • Самое медленное ДТП

    В Апатитах на перекрестке улицы Воинов-Интернационалистов и проспекта Сидоренко столкнулись два внедорожника. Инцидент сняла камера наружного…

  • С Праздником! С Днём Советской Армии!

    Поздравляю всех своих друзей с праздником Советской Армии и Военно-Морского Флота ! Пусть будет небо мирным и чистым. Желаю вам добра,…

  • Зачем он вам?! Он же последыш...

    Ещё один из старых постов о нашем коте Семёне, который хочется вспомнить заново. Он о том, как появился кот Семён в нашей семье. И она ему стала…

  • Дед, ты же на Севере был?!

    Наш малой внук, тот самый который юный художник-пятилетка, порадовал новой картиной. И нарисовал он её именно для нас. Вчера пришёл к нам с…

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 50 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →