amarok_man (amarok_man) wrote,
amarok_man

"На холодном Ямале, на Полярном Урале..." Часть 2

продолжени. Начало здесь : https://amarok-man.livejournal.com/3539988.html

Ещё пара зигзагов вдоль реки - и откроется Харп. В долине Соби было невыносимо ветрено, при том что в окрестных тундрах тишь да гладь - стоковые ветра превращают узкий проход в аэродинамическую трубу.

Тот же дикий ветер хлестал по перрону и в Харпе - про этот посёлок с его зонами общероссийского масштаба я подробнее рассказывал опять же летом. Отсюда до Лабытнанги поезд тащится еле-еле, да и стоит здесь час, поэтому многие пассажиры тут пересаживаются на маршрутки и такси "по заполнению".

А вот так выглядят ненки без ягушек, в Харпе выходившие в магазин:

Напомню, что эти кадры сняты на обратном пути, а по дороге "туда", по словам Максима raven_ptitsa (который собственно мне поездку на День оленевода и устроил) ненецкое стойбище было в тундре между Харпом и Обской - возможно, то же самое, просто сместившееся за две недели выше по горам. В Обской, начальной точке самой северной на планете железной дороги по Ямальскому полуострову (кстати, это неправда, что ни один блоггер по ней не ездил - когда-то на ней проводил съёмки мэтр транспортной фотографии russos), я в этот раз не фотографировал ни голубых вагонов "Газпрома", ни уродливого недостроенного вокзала. Зато вот попался такой агрегат - самоходный дефектоскоп:

Ну а там и Лабытнанги рядом. Ненки садятся в вагон, хотя по сюжету поста, скорее, с него выходят:

И в общем, я не знаю, когда эта линия впечатляет больше - летом или зимой. В оба сезона - необъятность пространств, красота гор (благодаря котором эта линия была бы самым живописным куском Трансполярки, даже если бы её построили целиком), и видны те детали, которых не видно в другой сезон. Летом и осенью - более яркие краски, зимой - звериные следы и близость стойбищ. А на вокзале ненец и азербайджанец стоят в одной очереди. Человек с собачкой и фотоаппаратом тоже интересен, и в клетке левее него сидела обезьяна, периодически оравшая страшным голосом - это циркачи-гастролёры, ехавшие выступать в Воркуту.

На вокзале в Лабытнангах я ночевал летом, а в этот раз - даже дважды: его комнаты отдыха по сути являются полноценной гостиницей с удобствами в номере и гостиничными же ценами в 1500 рублей за 12 часов. Это, впрочем, если без подселения, я же предпочитал выждать, когда пройдёт народ с пребывающего к ночи воркутиеского поезда, и убедившись, что прошёл он мимо вокзала, заселялся на 300 рублей дешевле с возможным, но так и не случавшимся подселением. Как бы то ни было, эти комнаты отдыха - самое дешёвое из приличных место ночлега в Салехарде и Лабытнангах. Парой кварталов выше по главной улице отправляются маршрутки в город, а вот такси стоит целых 700 рублей...

Взгляд с лабытнангского берега на Обь и за Полярный круг, проходящий у Ангальского мыса слева - Салехард хотя и числится "городом на Полярном круге", а всё же центр его чуть южнее. Летом мы с Констнатином nord_ursus прошли Иртыш и Обь от Омска до Антипаюты, в этот раз моё общение с великой рекой ограничилось двумя переездами по льду, с которых не удалось сделать ни одной фотографии - "туда" ехал в маршрутке с заиндевевшими стёклами, а обратно - по темноте. Про Лабытнанги и близлежащую часть Салехарда у меня был отдельный пост, а зимнюю ледовую переправу в своё время показывал periskop.

О Салехарде с лета у меня было два поста - общий колорит и достопримечательности - Старый Обдорск и Мёртвая дорога. Но как оказалось, жизнь в маленькой столице богатейшего российского региона не стоит на месте, и за полгода авиамузей близ аэропорта (см. пост про Лабытнанги) успел пополниться самолётом Ту-134:

А автомузей у АТП в бывшем депо Мёртвой дороги (которое, кстати, не гараж во дворе, а само это здание, обложенное в 1990-х кирпичом) помимо пары грузовиков и ГАЗика разжился раритетным автобусом:

Обдорский острог хотя и "клюква" (в селе Обдорск никогда не было острога, да и сделан он с рядом ошибок), а всё-таки красив:

Устье Полуя у его подножья, фактически часть Обской поймы, дальний берег которой тонет в морозной дымке:

Старый Обдорск в отсутствии зелени, неизменно разбавляющей панорамы русских городов, смотрится неожиданно целостным:

Суровый и дымный зимний Салехард вообще не похож на цветной и гламурный Салехард летний:

Даже в центре с его новостройками впечатление совершенно другое:

Зашли в центр национальных культур:

Где проходила выставка, посвящённая сихиртя - мифическому народу, якобы жившему тут до ненцев, с приходом которых они ушли под землю, прихватив с собой своё главное богатство - стада яхоров, "земляных оленей", то есть мамонтов. Сихиртя в ненецких поверьях были ещё и прекрасными кузнецами и резчиками, и в общем занимали ту же нишу, что в европейской мифологии гномы - подземный народ умельцев-карликов, с которыми отождеставлялось всё необычное, найденное в земле, будь то древние клады или мамонтовые кости. На самом деле кто-то тут до ненцев действительно жил, русским сихиртя были известны как печора, и хотя их язык восстановить уже невозможно, по десятку сохранившихся названий учёные предпологают, что их ближайшая родня из ныне живущих народов - саамы.

О ямальских древностях - старинном Горнокнязевске, городищах Усть-Полуй и Ангальский мыс и даже о Мангазее, вернее её экспонатах в Салехарде, у меня тоже был отдельный пост. Выставка же, с археологическими находками, хантыйскими бубнами, саблями, священными покрывалами да различными статуэтками и рисунками на тему сихиртя, мне в общем понравилась и очень кстати напомнила историю мест, куда я только приехал.

У рынка "Дары Ямала" снова повстречались ненцы, приехавшие в город торговать олениной, рыбой и национальной одеждой:

А в самих крытых "Дарах Ямала" торговал кубанским мёдом хитроватый казак. Неоказачество, между прочим, в ЯНАО в принципе довольно развито.

...Утром из Лабытнанги я приехал в аэропорт, где меня встретили уже упоминавшийся Максим и надымчанин Миша на чёрном "Паджеро". Максим отправлял семью в Надым самолётом, а нам троим предстоял путь туда по земле. Навернув кружок по Салехарду через показанные выше места, мы заехали за вещами в гостиницу "Теремки" с ледяной обезьяной у входа:

Да мимо заброшенной станции тропосферной связи у поворота на Горнокнязевск рванули на восток.

отсюда : https://varandej.livejournal.com/793216.html

Tags: Север, Ямал

Posts from This Journal “Ямал” Tag

• Полковник Барабанов-"хозяин" Ямальского Севера

Ранее в журнале писал о строительстве железной дороги на Севере: Салехард - Игарка. Так называемая стройка №501-503 ГУЛЖДС ГУЛАГ, строившаяся в…

• О "графе" с Крайнего Севера

Повторю свой самый первый пост, который написал когда-то в журнал. Наверняка его многие не читали, а он-на мой взгляд, довольно интересный. О…

• Вот так дороги мостить надо

Эта отремонтировання дорога в посёлке Коротчаево Ямало-Ненецкий округ. Когда жил и работал в ЯНАО ездил в отпуск\с отпуска именно по этой дороге,…

• Легенда Ямала

Это так рыбные консервы называются. Вчера в магазине увидели консервы со знакомыми по Северу названиями рыбы: сырок, чир. Был ещё пыжьян. Это же…

• Месяц поисков ничего не дал...

Больше двадцати лет жил и работал на Крайнем Севере. Начинал свою северную жизнь в середине 80-х. Именно тогда начал летать вахтой в Среднее…

• Край бурановый...

Прожив в Надыме более 20 лет, осенью 2012 года покидали его. Уезжали на постоянное жительство на Большую Землю. Уже и хотелось вернуться в свои…

• Айбордать и рагу из песца

Более двадцати лет жил и работал на Ямале. Суровая и в тоже время очень красивая земля. Мы были приезжими людьми в этих краях, ко многому нужно…

• На курорты южного побережья Карского моря

Всё ещё жалуетесь на дождливый и холодный июль ?! Так это легко исправимо. И даже не нужно лететь на берега Средиземного моря, на турецкие…

• Ань Тарова !

В эти выходные прошли очередные, уже XXIV традиционные соревнования оленеводов на Кубок Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа. Более…

Buy promo for minimal price.