amarok_man (amarok_man) wrote,
amarok_man
amarok_man

Раньше, чем в Санкт-Петербурге и Москве трамвай появился в Витебске

18 июня исполняется 120 лет, как на территории современной Беларуси открыли трамвайное движение. Первым городом, где появилось новшество, стал Витебск. На трамвае здесь начали ездить раньше, чем в Санкт-Петербурге, Москве и Минске. По случаю юбилея предлагаю совершить экскурсию в прошлое и вспомнить наиболее интересные факты из истории этого вида транспорта.

Пускать в Витебске трамвай или нет, решали несколько лет. В 1895 году в городскую управу поступили сразу три прошения от разных граждан о предоставлении концессии на строительство и эксплуатацию конно-электрической дороги. Власти внимательно рассмотрели все проекты.

Особенности рельефа Витебска (перепады высот, крутизна горок) не позволяли использовать конно-железную дорогу, необходима была электрическая. Почти все электрические железные дороги в России и за границей в то время имели воздушные провода. Именно такую систему, считавшуюся безопасной, и предложил витеблянам француз Фернан Гильон. Городская дума одобрила его проект. Говоря современным языком, он выиграл тендер на строительство.

Гильон должен был построить трамвай за собственный счет, и при его эксплуатации выплачивать в городскую казну с каждого действующего вагона в первое десятилетие по 30 рублей, во второе — по 40, в каждое последующее — по 50 рублей. При подписании договора француз представил витебским властям залог в 10 тысяч рублей.


В апреле 1896 года в Брюсселе создали акционерное общество «Витебский трамвай», председателем совета администрации которого являлся Фернан Гильон, а главным собственником — бельгийский холдинг «Союз трамваев». Он, а также немецкая акционерная компания по электрификации «Шукерт и К», с которой холдинг заключил контракт, стали основными строителями трамвая в Витебске.

Проект утвердило Министерство внутренних дел. И весной 1897 года в Витебске началась историческая стройка. Центр города значительно изменился: на улицах проложили трамвайные пути, установили столбы для воздушных линий — более 400 на расстоянии около 34 метров друг от друга.

Улицы были узкими, поэтому путь прокладывали одиночный с разъездами, только на площадях и широких участках дороги — двойной.





Сегодня в Беларуси всего четыре города, где ходят трамваи: Витебск, Минск, Новополоцк и Мозырь.

При этом в Витебске трамвайная сеть самая разветвленная. Она насчитывает 9 маршрутов, общая протяженность которых составляет более 207,2 км. По будним дням на линиях в среднем работают 56 вагонов, по выходным — 39. Ежедневно вагон проезжает около 300 км, остановки — через 500 метров-километр. Две трети водителей — женщины.

В Витебске создают парк ретротрамваев. Здесь две точные копии вагонов из позапрошлого века. На территории депо также установили памятник трамваю. На постаменте — настоящий вагон, выпущенный во времена НЭПа, в 1925 году. Его торжественно открыли на праздновании 110-летия начала трамвайного движения в Беларуси. Неподалеку стоит и памятник кондуктору.

Туристы могут посетить Музей истории витебского трамвая (улица 5-я Фрунзе, 7а). В экспозиции — более 2 тысяч экспонатов, в том числе документы, макеты вагонов, фотографии и картины, схемы маршрутов и т.д.



спасибо tut.by

отсюда : https://skrust.livejournal.com/1868742.html

Tags: Беларусь, Витебск, история техники, транспорт
Subscribe
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

Bestgera544

June 19 2018, 17:09:39 UTC 4 weeks ago Edited:  June 19 2018, 17:10:13 UTC

  • New comment
Первый трамвай, если его можно назвать так, пустили в Петербурге в 1895 году, по...Неве. Зимой.

Дело в том, что рельсы вмораживались/замораживались в лед на Неве и по ним шел трамвай.

....В 1880 году в городе прошли первые испытания электрического вагона изобретённого Фёдором Пироцким, прототипа трамвая. Владельцы конок препятствовали развитию нового транспорта, и в 1895 году электрический трамвай был запущен по льду Невы, поскольку закон ограждал коночников от конкуренции на улицах города. Шпалы, рельсы и столбы для контактной сети врезались прямо в лёд.

Сначала было проложено три линии: «Сенатская площадь—Васильевский остров», «Дворцовая набережная—Мытнинская набережная» и «Суворовская площадь—Выборгская сторона», позже ещё одна — «Суворовская площадь—Петроградская сторона». Все линии были узкоколейными однопутными с разъездами. Существовал такой трамвай недолго, в 1910 году трамвайные линии по льду Невы были проложены в последний раз.....(ц)