amarok_man (amarok_man) wrote,
amarok_man
amarok_man

Железная дорога Жезказган - Бейнеу, или Как не разочароваться Байконуром. Часть 1

Словосочетание "Новый Шёлковый путь" в последнее время на слуху. Иногда ещё добавляют "... в обход России", то ли не зная, то ли сознательно умалчивая, что через Каспийское море не предвидится моста. Железнодорожная магистраль между Европой и Восточной Азией, двумя экономическими центрами мира - идея столь очевидная, что даже не укладывается в голове, как это её не было раньше. Ключевой страной Нового Шёлкового пути стал раскинувшийся в сердце Евразии Казахстан, а ключевым звеном - проложенная в 2012-15 годах через безлюдные степи 1000-километровая линия Жезказган-Бейнеу, крупнейшая из построенных в постсоветских странах "с нуля". В Жезказган, эту Космической гавань у медных рудников, я уже приезжал 6 лет назад с востока, ну а теперь приедем сюда с запада прямо через Байконур.


Как-то, ещё в прошлом году, изучая расписания поездов по Казахстану, я вдруг увидел незнакомый прежде маршрут "Кызылорда-Жезказган". Надо заметить, железнодорожные расписания в Средней Азии меняются довольно часто, и в отличие от России, как правило в сторону расширения, но здесь что-то подсказывало - ОНО! Открыв маршрут поезда, я понял, что он идёт из Кызылорды старой Ташкентской магистралью на запад, через Джусалы, Тюратам, Казалинск, через Аральское море и Саксаульск, где вновь поворачивает на восток. О великой железнодорожной стройке в самом Сердце Степи я к тому времени уже знал, и понял, что это означает её завершённость - ведь раньше свернуть в Саксаульской было попросту некуда. И вот год спустя знойным вечером я прохаживался по шумному и людному перрону крупной станции в маленьком городке, где из ларьков под гордым вывесками "Сырдарья" и "Нева" крепко тянуло копчёной рыбой. Из темноты показался поезд непривычного в Казахстане густо-зелёного, как на старых добрых советских железных дорогах, цвета. Я поднялся в новенький полупустой вагон и, расположившись в своём купе, почти сразу уснул. А проснувшись, увидел за окном столь хорошо знакомый по Казахстанским железным дорогам пейзаж Великого Ничто:

2.


Не вполне очевидно, что активнее всего железные дороги в бывшем СССР строит именно небогатая Средняя Азия: в Туркменистане протяжённость железных дорог с 1991 года увеличилась вдвое, а в Узбекистане и в Таджикистане я в 2016 году показывал новые линии через горы, построенные в обход неудобных границ. Казахстан же здесь стоит особняком - его новые стальные магистрали тянутся сквозь самые глубинные земли страны, и чужие границы не обходят, а наоборот - соединяют. "Казахстан - крупнейшая страна без выхода к морю, но наши моря - Китай и Россия", заметил как-то один здешний премьер-министр. В итоге получилось примерно вот так: новая магистраль на этой карте обозначена фиолетовым пунктиром, и когда составлялась эта карта - ещё только строилась: названия большинства станций не совпадают с современными.

3.


При всей красоте идеи, целесообразность великой магистрали из Тихоокеанской половины Евразии в Атлантическую долгое время вызывала сомнения. Грузоподъёмность океанского контейнеровоза стоит нескольких товарняков, а порты одной только Шанхайской агломерации в год переваливают более миллиарда (!) тонн грузов. Железные дороги, даже работая исключительно на транзит, смогли бы покрыть дай бог несколько процентов товарооборота между Восточной Азией и Европой. Но есть у поезда перед ползущим через Суэцкий канал судном одно преимущество - скорость: 10-15 дней ожидания против полутора-двух месяцев. В принципе, случаев, когда новый станок, автомобиль или моток ткани какому-нибудь немцу понадобятся СРОЧНО, не так уж и много - но на загрузку этих нескольких процентов трафика вполне хватит. Старый и проверенный Транссиб ещё с советских времён активно возит грузы из Японии и Кореи, а вот из Китая куда прямее оказался путь через Казахстан, где-то на его прострах разделяющийся надвое - через Россию к Европе и через Иран на Ближний Восток. Гипотетический "путь в обход России", которым пару лет назад посылала поезд Украина - пока лишь спектакль для ясноглазой алматинской молодёжи, если та после смерти Назарбаева захочет продать свою страну океанскому гегемону за цветные бусы: паромная переправа сводит на нет все преимущества поезда, а железные дороги Азербайджана, Грузии, Турции и Балкан на огромные китайские грузопотоки мягко говоря не рассчитаны. Поэтому Новый Шёлковый путь - никак не "в обход России", на его европейском направлении мы с Казахстаном звенья одной цепи. Железнодорожную сеть Казахстана чуть спрямили двумя участками: Жетыген-Хоргос (293 километра, фактически Джаркент - АлмаАта вместо более северного хода через Джунгарские ворота) на востоке и Саксаульская-Бейнеу на западе, который продолжает линия в Иран через Новый Узень и Туркмению. На первом дневных поездов в принципе нет, зато второй расписание позволяет осмотреть при свете дня хотя бы частично. Проложенная в 2012-15 голах магистраль через Сердце Степи тянется на 1036 километров, и состоит из трёх частей: Бейнеу-Шалкар (496 километров), Саксаульская-Жезказган (517 километров) и старого участка Ташкентской магистрали между ними. По первому теперь ходит поезд Алма-Ата - Мангышлак, а по второму - тот самый Кызылорда-Жезказган. И хотя осмотрел я из всей этой 1000 километров дай бог если пару сотен - на самом деле перегон между любой парой станций даст о Новом Шёлковом пути Казахстана практически исчерпывающее впечатление:

4.


Если древний Шёлковый путь был неспешен и давал жизнь огромным городам типа Бухары или Самарканда, то на Новом Шёлковом пути поезда не чета верблюжьем караванам - ходят быстро и деловито, один за другим по однопутке, встречаясь лишь у разъездов. У железнодорожного Казахстана есть чрезвычайно узнаваемое лицо - увековеченные Чингизом Айтматовым Буранные полустанки, представляющие собой обычно вокзал и несколько домиков, сиротливо стоящих посреди необозримого пространства. Новый Шёлковый путь - это Путь Буранных полустанков:

5.


Набор построек от станции к станции и от разъезду к разъезду стандартный, а проекты их абсолютно типовые. Даже сортиры с вентиляционными трубами - те одинаковы:

6.


"Разъезды" от "станций" отличает исключительно наличие вокзала, хотя и не совсем понятно, для кого он тут и в принципе в чём разница - населённых пунктов, сколько хватает глаз, ни с разъездов не видать, ни со станций, а стоянки - одинаковые 1-3 минуты. Думается, ездят с этих станций в основном сами путейцы, когда кончается их вахта:

7.


Да изредка жители зимовок, своим видом пробуждающих в памяти старый Канзас эпохи "Пыльного котла" и безработных окки:

8.


Степь кругом однообразна даже по меркам всех прочих степей, и кроме зимовок да станций её оживляют разве что редкие стада драных верблюдов:

9.


И кладбища вдали от аулов, на кочёвках предков:

10.


Ну, может ещё солончак или озерцо порой блеснут на солнце:

11.


Большую часть пути железную дорогу сопровождает перемётная изгородь. Зимы здесь малоснежные, но злые степные ветра тащат по растрескавшейся глине позёмку, и уткнувшись в препятствие, она очень быстро превращается в высокий сугроб. Здесь изгороди особенно капитальны - а значит, и ветра особенно злы:

11а.


А вот для чего столбам хелицеры - не знаю, возможно по степям бродит очень большая сольпуга:

12а.


От Саксаульской до Жезказгана поезд идёт 10,5 часов, и ночью я проспал станции Карашеген и Абай да пяток разъездов. Рано утром я фотографировал сквозь пыльное стекло станцию Промежуточная, ещё не зная, что она точно такая же, как Косколь, Коктал, Байконур или Карсакпай. Единственная на все полтысячи километров станция, которая действительно станция, а не разъезд с именем собственным и вокзалом - это Косколь, потому что на ней есть депо:

12.


У горизонта заметен аул:

13.


А поезд стоит целых 15 минут, в которые можно разве что размять ноги да покурить - на станции нет и самого захудалого магазинчика, а до села всё равно не сбегать. Обратите внимание на надпись - практически по всему бывшему СССР язык железных дорог по-прежнему русский:

14.


Вот так здешние вокзалы выглядят с обратной стороны:

15.


А так - внутри. Крошечный зал ожидания занимает от силы треть постройки, и вход в него только один - с перрона. В расписании - 4 строчки, но пока это явное излишество, хотя может быть позже здесь пойдёт ещё какой-нибудь поезд, например Астана-Мангышлак.

16.


Между тем, Косколь стоит на незримой границе, за которой степь начинает меняться, простор её идёт холмами, а трава становится выше и сочнее. Это граница Младшего и Среднего жузов, то есть Среднеазиатского Казахстана с Казахстаном Сибирским. На смену лоскуткам-пустыням Южного Казахстана приходит Сары-Арка, или Казахский Мелкосопочник - степная возвышенность в верховьях иртышских притоков. Здесь даже воздух становится иным - более синим и влажным:

17.


В лужицах степных ручьёв, на которых ветер успевает разогнать почти морскую рябь - журавли:

18.


Смотреть в окно становится интересно:

19.


Очередной некрополь намекает, что рядом населённый пункт:

20.


И в общем хоть и предупреждали меня, что Байконур, о посещении которого я мечтал столько лет, меня разочарует - я не ожидал, что НАСТОЛЬКО!

21.


Да-да, вот этот утлый аул и есть Байконур! Не верите - вот вам въездной знак, даже с ракетой на стеле:

22.


И вот сюда, стало быть, поезд из Москвы должен привозить контейнеры с разобранным космическим кораблём, который понурые киргизы-гастрбайтеры вываливают на землю да сколачивают кувалдой. Космонавты, видимо, прилетают вертолётом, ещё в Жезказгане надев скафандры, и быстро да сердито занимают свои места. Те же киргизы посредствам ручной лебёдки вертикализуют ракету на ровном месте, и кажется чудом, что она хоть иногда не падает в итоге в Тихий океан. В общем, нечего делать на Байконуре!

23.


На самом деле ветераны космодрома не случайно называют его Тюратам, а город рядом с ним - Ленинск. "Космодром Байконур" фигурировал в советских публикациях для конспирации, и с тем же успехом его могли назвать Гогланд, Варандей, Эгвекинот или Китай-город. Есть легенда, что рядом с аулом Байконур в 1950-х годах стоял даже муляж космодрома для вражеских самолётов разведки (спутников разведки тогда, слава Богу, не было), но местные (а я ехал с мужиком, у которого тут друг живёт) об этом ничего не слышали. Другая легенда гласит, что как-то в середине 19 века одного московского мещанина отправили на Байконур в ссылку за вольнодумские разговоры о полётах на Луну. Это легенда уже в чистом виде: в крайнем случае сюда за такие разговорчики в полку могли отправить офицера, да только появился этот Байконур лишь накануне Первой Мировой войны, и при каких обстоятельствах - я расскажу чуть позже. Ну а когда с Тюратама взлетели Первый спутник, ставший великим вызовом для американцев, или несчастная Лайка, по которой в едином порыве скорбел весь Западный мир, и наконец Гагарин, которому даже самые заклятые враги аплодировали, конспиративное название "Байконур" приросло к космодрому окончательно и со временем сделалось официальным. Так что, друзья, если поедете вдруг на Байконур поездом - помните, что билет надо брать до станции Тюратам, в то время как у станции Байконур космодрома НЕТ!

24.


Между тем, вдали вырисовываются горы. Это Улутау (1133м), один из многих "островов" Сары-Арки, бывший своеобразной "столицей" казахских кочевий - сюда, к границе трёх жузов, степняки порой съезжались держать курултай. Поговаривают даже, что Астану Назарбаев поначалу хотел строить именно в Жезказгане, но подвела транспортная труднодоступность и дефицит воды. Впрочем, самого Улутау я не видел ни в прошлый приезд, ни в этот - лишь его отроги, придающие этой степи живописность.

25.


Да речки, в которые превращаются ветра, спотыкаясь о вершины гор:

26.

отсюда : https://varandej.livejournal.com/948223.html

продолжение следует

Tags: Казахстан, космос
Subscribe

Posts from This Journal “Казахстан” Tag

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments