amarok_man (amarok_man) wrote,
amarok_man
amarok_man

Железная дорога Жезказган - Бейнеу, или Как не разочароваться Байконуром. Часть 1

Словосочетание "Новый Шёлковый путь" в последнее время на слуху. Иногда ещё добавляют "... в обход России", то ли не зная, то ли сознательно умалчивая, что через Каспийское море не предвидится моста. Железнодорожная магистраль между Европой и Восточной Азией, двумя экономическими центрами мира - идея столь очевидная, что даже не укладывается в голове, как это её не было раньше. Ключевой страной Нового Шёлкового пути стал раскинувшийся в сердце Евразии Казахстан, а ключевым звеном - проложенная в 2012-15 годах через безлюдные степи 1000-километровая линия Жезказган-Бейнеу, крупнейшая из построенных в постсоветских странах "с нуля". В Жезказган, эту Космической гавань у медных рудников, я уже приезжал 6 лет назад с востока, ну а теперь приедем сюда с запада прямо через Байконур.


Как-то, ещё в прошлом году, изучая расписания поездов по Казахстану, я вдруг увидел незнакомый прежде маршрут "Кызылорда-Жезказган". Надо заметить, железнодорожные расписания в Средней Азии меняются довольно часто, и в отличие от России, как правило в сторону расширения, но здесь что-то подсказывало - ОНО! Открыв маршрут поезда, я понял, что он идёт из Кызылорды старой Ташкентской магистралью на запад, через Джусалы, Тюратам, Казалинск, через Аральское море и Саксаульск, где вновь поворачивает на восток. О великой железнодорожной стройке в самом Сердце Степи я к тому времени уже знал, и понял, что это означает её завершённость - ведь раньше свернуть в Саксаульской было попросту некуда. И вот год спустя знойным вечером я прохаживался по шумному и людному перрону крупной станции в маленьком городке, где из ларьков под гордым вывесками "Сырдарья" и "Нева" крепко тянуло копчёной рыбой. Из темноты показался поезд непривычного в Казахстане густо-зелёного, как на старых добрых советских железных дорогах, цвета. Я поднялся в новенький полупустой вагон и, расположившись в своём купе, почти сразу уснул. А проснувшись, увидел за окном столь хорошо знакомый по Казахстанским железным дорогам пейзаж Великого Ничто:

2.


Не вполне очевидно, что активнее всего железные дороги в бывшем СССР строит именно небогатая Средняя Азия: в Туркменистане протяжённость железных дорог с 1991 года увеличилась вдвое, а в Узбекистане и в Таджикистане я в 2016 году показывал новые линии через горы, построенные в обход неудобных границ. Казахстан же здесь стоит особняком - его новые стальные магистрали тянутся сквозь самые глубинные земли страны, и чужие границы не обходят, а наоборот - соединяют. "Казахстан - крупнейшая страна без выхода к морю, но наши моря - Китай и Россия", заметил как-то один здешний премьер-министр. В итоге получилось примерно вот так: новая магистраль на этой карте обозначена фиолетовым пунктиром, и когда составлялась эта карта - ещё только строилась: названия большинства станций не совпадают с современными.

3.


При всей красоте идеи, целесообразность великой магистрали из Тихоокеанской половины Евразии в Атлантическую долгое время вызывала сомнения. Грузоподъёмность океанского контейнеровоза стоит нескольких товарняков, а порты одной только Шанхайской агломерации в год переваливают более миллиарда (!) тонн грузов. Железные дороги, даже работая исключительно на транзит, смогли бы покрыть дай бог несколько процентов товарооборота между Восточной Азией и Европой. Но есть у поезда перед ползущим через Суэцкий канал судном одно преимущество - скорость: 10-15 дней ожидания против полутора-двух месяцев. В принципе, случаев, когда новый станок, автомобиль или моток ткани какому-нибудь немцу понадобятся СРОЧНО, не так уж и много - но на загрузку этих нескольких процентов трафика вполне хватит. Старый и проверенный Транссиб ещё с советских времён активно возит грузы из Японии и Кореи, а вот из Китая куда прямее оказался путь через Казахстан, где-то на его прострах разделяющийся надвое - через Россию к Европе и через Иран на Ближний Восток. Гипотетический "путь в обход России", которым пару лет назад посылала поезд Украина - пока лишь спектакль для ясноглазой алматинской молодёжи, если та после смерти Назарбаева захочет продать свою страну океанскому гегемону за цветные бусы: паромная переправа сводит на нет все преимущества поезда, а железные дороги Азербайджана, Грузии, Турции и Балкан на огромные китайские грузопотоки мягко говоря не рассчитаны. Поэтому Новый Шёлковый путь - никак не "в обход России", на его европейском направлении мы с Казахстаном звенья одной цепи. Железнодорожную сеть Казахстана чуть спрямили двумя участками: Жетыген-Хоргос (293 километра, фактически Джаркент - АлмаАта вместо более северного хода через Джунгарские ворота) на востоке и Саксаульская-Бейнеу на западе, который продолжает линия в Иран через Новый Узень и Туркмению. На первом дневных поездов в принципе нет, зато второй расписание позволяет осмотреть при свете дня хотя бы частично. Проложенная в 2012-15 голах магистраль через Сердце Степи тянется на 1036 километров, и состоит из трёх частей: Бейнеу-Шалкар (496 километров), Саксаульская-Жезказган (517 километров) и старого участка Ташкентской магистрали между ними. По первому теперь ходит поезд Алма-Ата - Мангышлак, а по второму - тот самый Кызылорда-Жезказган. И хотя осмотрел я из всей этой 1000 километров дай бог если пару сотен - на самом деле перегон между любой парой станций даст о Новом Шёлковом пути Казахстана практически исчерпывающее впечатление:

4.


Если древний Шёлковый путь был неспешен и давал жизнь огромным городам типа Бухары или Самарканда, то на Новом Шёлковом пути поезда не чета верблюжьем караванам - ходят быстро и деловито, один за другим по однопутке, встречаясь лишь у разъездов. У железнодорожного Казахстана есть чрезвычайно узнаваемое лицо - увековеченные Чингизом Айтматовым Буранные полустанки, представляющие собой обычно вокзал и несколько домиков, сиротливо стоящих посреди необозримого пространства. Новый Шёлковый путь - это Путь Буранных полустанков:

5.


Набор построек от станции к станции и от разъезду к разъезду стандартный, а проекты их абсолютно типовые. Даже сортиры с вентиляционными трубами - те одинаковы:

6.


"Разъезды" от "станций" отличает исключительно наличие вокзала, хотя и не совсем понятно, для кого он тут и в принципе в чём разница - населённых пунктов, сколько хватает глаз, ни с разъездов не видать, ни со станций, а стоянки - одинаковые 1-3 минуты. Думается, ездят с этих станций в основном сами путейцы, когда кончается их вахта:

7.


Да изредка жители зимовок, своим видом пробуждающих в памяти старый Канзас эпохи "Пыльного котла" и безработных окки:

8.


Степь кругом однообразна даже по меркам всех прочих степей, и кроме зимовок да станций её оживляют разве что редкие стада драных верблюдов:

9.


И кладбища вдали от аулов, на кочёвках предков:

10.


Ну, может ещё солончак или озерцо порой блеснут на солнце:

11.


Большую часть пути железную дорогу сопровождает перемётная изгородь. Зимы здесь малоснежные, но злые степные ветра тащат по растрескавшейся глине позёмку, и уткнувшись в препятствие, она очень быстро превращается в высокий сугроб. Здесь изгороди особенно капитальны - а значит, и ветра особенно злы:

11а.


А вот для чего столбам хелицеры - не знаю, возможно по степям бродит очень большая сольпуга:

12а.


От Саксаульской до Жезказгана поезд идёт 10,5 часов, и ночью я проспал станции Карашеген и Абай да пяток разъездов. Рано утром я фотографировал сквозь пыльное стекло станцию Промежуточная, ещё не зная, что она точно такая же, как Косколь, Коктал, Байконур или Карсакпай. Единственная на все полтысячи километров станция, которая действительно станция, а не разъезд с именем собственным и вокзалом - это Косколь, потому что на ней есть депо:

12.


У горизонта заметен аул:

13.


А поезд стоит целых 15 минут, в которые можно разве что размять ноги да покурить - на станции нет и самого захудалого магазинчика, а до села всё равно не сбегать. Обратите внимание на надпись - практически по всему бывшему СССР язык железных дорог по-прежнему русский:

14.


Вот так здешние вокзалы выглядят с обратной стороны:

15.


А так - внутри. Крошечный зал ожидания занимает от силы треть постройки, и вход в него только один - с перрона. В расписании - 4 строчки, но пока это явное излишество, хотя может быть позже здесь пойдёт ещё какой-нибудь поезд, например Астана-Мангышлак.

16.


Между тем, Косколь стоит на незримой границе, за которой степь начинает меняться, простор её идёт холмами, а трава становится выше и сочнее. Это граница Младшего и Среднего жузов, то есть Среднеазиатского Казахстана с Казахстаном Сибирским. На смену лоскуткам-пустыням Южного Казахстана приходит Сары-Арка, или Казахский Мелкосопочник - степная возвышенность в верховьях иртышских притоков. Здесь даже воздух становится иным - более синим и влажным:

17.


В лужицах степных ручьёв, на которых ветер успевает разогнать почти морскую рябь - журавли:

18.


Смотреть в окно становится интересно:

19.


Очередной некрополь намекает, что рядом населённый пункт:

20.


И в общем хоть и предупреждали меня, что Байконур, о посещении которого я мечтал столько лет, меня разочарует - я не ожидал, что НАСТОЛЬКО!

21.


Да-да, вот этот утлый аул и есть Байконур! Не верите - вот вам въездной знак, даже с ракетой на стеле:

22.


И вот сюда, стало быть, поезд из Москвы должен привозить контейнеры с разобранным космическим кораблём, который понурые киргизы-гастрбайтеры вываливают на землю да сколачивают кувалдой. Космонавты, видимо, прилетают вертолётом, ещё в Жезказгане надев скафандры, и быстро да сердито занимают свои места. Те же киргизы посредствам ручной лебёдки вертикализуют ракету на ровном месте, и кажется чудом, что она хоть иногда не падает в итоге в Тихий океан. В общем, нечего делать на Байконуре!

23.


На самом деле ветераны космодрома не случайно называют его Тюратам, а город рядом с ним - Ленинск. "Космодром Байконур" фигурировал в советских публикациях для конспирации, и с тем же успехом его могли назвать Гогланд, Варандей, Эгвекинот или Китай-город. Есть легенда, что рядом с аулом Байконур в 1950-х годах стоял даже муляж космодрома для вражеских самолётов разведки (спутников разведки тогда, слава Богу, не было), но местные (а я ехал с мужиком, у которого тут друг живёт) об этом ничего не слышали. Другая легенда гласит, что как-то в середине 19 века одного московского мещанина отправили на Байконур в ссылку за вольнодумские разговоры о полётах на Луну. Это легенда уже в чистом виде: в крайнем случае сюда за такие разговорчики в полку могли отправить офицера, да только появился этот Байконур лишь накануне Первой Мировой войны, и при каких обстоятельствах - я расскажу чуть позже. Ну а когда с Тюратама взлетели Первый спутник, ставший великим вызовом для американцев, или несчастная Лайка, по которой в едином порыве скорбел весь Западный мир, и наконец Гагарин, которому даже самые заклятые враги аплодировали, конспиративное название "Байконур" приросло к космодрому окончательно и со временем сделалось официальным. Так что, друзья, если поедете вдруг на Байконур поездом - помните, что билет надо брать до станции Тюратам, в то время как у станции Байконур космодрома НЕТ!

24.


Между тем, вдали вырисовываются горы. Это Улутау (1133м), один из многих "островов" Сары-Арки, бывший своеобразной "столицей" казахских кочевий - сюда, к границе трёх жузов, степняки порой съезжались держать курултай. Поговаривают даже, что Астану Назарбаев поначалу хотел строить именно в Жезказгане, но подвела транспортная труднодоступность и дефицит воды. Впрочем, самого Улутау я не видел ни в прошлый приезд, ни в этот - лишь его отроги, придающие этой степи живописность.

25.


Да речки, в которые превращаются ветра, спотыкаясь о вершины гор:

26.

отсюда : https://varandej.livejournal.com/948223.html

продолжение следует

Tags: Казахстан, космос
Subscribe

Posts from This Journal “Казахстан” Tag

promo goodspb 19:58, вчера 8
Buy for 40 tokens
В США арестовали женщину, спасшую 17 кошек и 10 собак во время урагана «Флоренс» чьи хозяева их бросили во время бедствия. Некоторые питомцы были ранены и она их выхаживала без ветеринарной лицензии простыми домашними лекарствами. За это её ждёт тюрьма, может быть даже надолго.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments