amarok_man (amarok_man) wrote,
amarok_man
amarok_man

Бренд "Восточный Экспресс"

Все мы с детства слышали это название: “Восточный экспресс”. По нему снимали фильмы, писали книги, делали постановки. Откуда оно нам знакомо, и что это такое - Восточный Экспресс, давайте разберемся.


Фото 2.


Восточный Экспресс - это пассажирский поезд-люкс между Европой и Азией, отправлявшийся из Парижа в Константинополь (ныне Стамбул). Примечательно что по-франзузки поезд называется Orient Express, и известен еще и под этим именем.

В разное время, поезд отправлялся и из Лондона в Венецию, и маршрутом Париж-Венеция и даже Москва-Пекин. В разное время в «Восточном экспрессе» путешествовали Франц-Иосиф, Елизавета II, Оноре де Бальзак, Шарль де Голль, Агата Кристи и другие знаменитости.

Немного истории…


Фото 3.


Своим появлением «Восточный экспресс» обязан бельгийскому инженеру и финансисту Джорджу Ногельмакеру. Совсем молодым он отправился в США, где увидел диковинные для европейца спальные вагоны, изобретенные М.Пульманом. Джордж решил, что такие разделенные на несколько купе вагоны-отели прекрасно подошли бы и для Старого Света. Дальше — больше. Он создает в 1876 году Международную компанию спальных вагонов со штаб-квартирой в Брюсселе. Эта компания и отправила в путь первый из принадлежавших ей поездов серии «Восточный экспресс». Произошло это в октябре 1883 года.

Фото 4.


Уже в 1889 году поезда преодолевали путь от Парижа до Стамбула, равный более чем 3000 километрам, за 67 часов. Позднее время в пути сократилось еще на 5 часов. Да и средняя скорость для того времени была неслыханной — 50 км/ч, — и это при большей частью гористой местности. А в конце пути пассажиров ожидал единственный в мире мост, соединивший два континента — Европу и Азию.

Поезд действительно был шикарным. Чтобы у пассажиров не было повода жаловаться на неудобства, компания не скупилась на средства, продумав сервис до самых мелочей. Это был не просто ночной поезд с рестораном, а настоящий 5-звездный (по современным меркам) гранд-отель на колесах. В обитых плюшем спальнях сервировался завтрак вышколенными официантами. А повара старались поразить пассажиров изысканными деликатесами, среди которых блюда из осетрины и фазана были не самыми оригинальными.

Фото 5.


Стены купе были отделаны ценными сортами деревьев с инкрустацией, шторы и занавески сшиты из генуэзского бархата, люстры выполнены из хрусталя. Наибольшее впечатление производит вагон-ресторан в стиле салонов времен Людовика XV, рассчитанный на 24 персоны. Причем, часть вагона была отдана в распоряжение курящих. На стенах висели акварели Делакруа, других классиков мировой живописи, а к услугам читающей публики имелась библиотека.

Вот только в первом рейсе мужчинам рекомендовалось иметь при себе оружие, а женщинам — спать одетыми. Путь был загадочным, большая часть маршрута проходила через горы. В дороге всякое могло произойти: и нападение бандитов, и снежные заносы. Но опасения были напрасны, через 3 дня, 9 часов и 40 минут поезд, ни разу не сбившись с графика, благополучно прибыл в Стамбул. Это был первый в мире трансконтинентальный экспресс, прокатившийся между странами Европы, для которых в ту пору не существовало даже системы координации времени.

Фото 6.


Естественно, и пассажиры этого поезда подобрались из элитной среды: дипломаты, миллиардеры, нефтяные короли, дипкурьеры, крупные бизнесмены — те, кто причислял себя к высшему свету. Не мог себе, к примеру, отказать в таком удовольствии болгарский царь Фердинанд. Мало того, он сам не раз управлял поездом, когда тот проходил по территории его страны. И только после вмешательства руководства Международной компании спальных вагонов монарху пришлось отказаться от этой милой забавы.

А вот другой, уже более драматический эпизод. Армянский нефтяной магнат Гульбенкян спасался на этом поезде от турецкого паши. В пути он прятал в персидском ковре своего сына. На экспрессе постоянно ездили основатель современного турецкого государства Кемаль Атарюрк и знаменитый шеф немецкой разведки, посол фашистской Германии в Турции фон Паппен, шведский дипломат Рауль Валленберг. Не раз украшала своим присутствием салоны «Восточного экспресса» танцовщица-авантюристка Мата Хари. Всё в поезде было устроено на высшем уровне, с учетом любых пожеланий клиентов, в том числе и желания сохранить инкогнито — совершить путешествие в обстановке полнейшей секретности.

Фото 7.


Не были безразличны к «Восточному экспрессу» и известные писатели, режиссеры мирового кино. Ему посвятил один из своих романов английский писатель Грэм Грин. Ян Флеминг в своей книге «Из России с любовью» отправил на нем из Стамбула своего Джеймса Бонда. Альфред Хичкок поставил фильм «Исчезнувшая женщина», основные события которого развивались в экспрессе. Но объемнее всех эта тема была представлена у королевы детективов Агаты Кристи в ее известном романе «Убийство в «Восточном экспрессе»». Кристи не раз была пассажиром этого поезда, он ей безумно нравился. Особенно писательнице запомнилась поездка в зимнюю пору 1931 года, когда она возвращалась из Стамбула домой, в Англию. В письме к мужу она описала подробно, как поезд останавливался на час, а то и другой, из-за сильных снегопадов. Поэтому в своем романе она и включила этот эпизод: поезд остановился из-за снежного заноса и это, в какой-то мере, спутало карты убийц.

К моменту выхода романа Агаты Кристи в 1933 году поезд стал называться «Симплон-Восточный экспресс». Почему? Во всем «виноват» проложенный в 1909 году Симплонский туннель в Альпах, а потому после окончания Первой мировой войны поезда, ради экономии времени, стали следовать через Милан, Триест, Загреб и затем, попав на привычную колею в Белграде, продолжали прежний маршрут.

Фото 8.


В богатой истории «Восточного экспресса», как в зеркале, отразились политические события ХХ века. Во время Первой мировой войны он поменял название на «Балкан Цуг» и связывал Берлин с Софией и Стамбулом — столицами тех стран, которые воевали против государств Антанты. Затем настал черед уже упоминавшегося «Симплон-Восточного экспресса». В разгар Второй мировой войны появился псевдо-«Восточный экспресс». Он использовался лидерами третьего рейха, на нем из Берлина в Турцию ездили гитлеровские военные и чиновники, а также представители союзных Германии и нейтральных стран.

И лишь по окончании войны, в 1947 году, был возобновлен прежний маршрут. Но, увы, в этот период он стал приобретать печальную славу поезда «холодной войны», ибо путь его лежал через территории государств, принадлежавших к разным политическим системам. Из-за этого возникали постоянные задержки в пути, связанные отнюдь не с техническими причинами. К тому же знаменитый некогда состав, уменьшившись в размерах, стал быстро терять красивое оперение. Изменились лица пассажиров, снизилось качество сервиса.

Фото 9.


Однажды, проехавшись на легендарном экспрессе, журналист «Нью-Йорк Таймс» так описывал этот период в жизни поезда: «На границах соцстран пассажиров вместо улыбок встречали настороженные взгляды таможенников. Они совали свои носы под сиденья, отвинчивали панели в потолке в поисках контрабанды. Проходы в моем вагоне были забиты коробками с телевизорами, стиральными машинами, которые везли домой поработавшие за границей люди»… Деградация экспресса становилась все заметнее. Состоятельная публика начала отдавать предпочтение авиалайнерам.

Паровоз Восточного Экспресса в виде памятника в Стамбуле



Фото 10.


В течение 94 лет «Восточный экспресс» возил богатых туристов, королей, удачливых аферистов, шпионов высокого класса и самых красивых женщин мира. 19 мая 1977 года он отправился в свой последний путь — слишком возросла стоимость его эксплуатации. Сейчас под названием «Восточный экспресс» из Парижа отправляется поезд до Будапешта и Бухареста. Как говорят очевидцы, проснувшись утром в купе, вы теперь на столике рядом с диваном не увидите завтрак и свежий номер газеты «Обсервер». Поезд сегодня лишь отдаленно напоминает своего предшественника.

Фото 11.


Еще несколько моментов:

"Мимо них проплывает длинный, залитый огнями перрон. "Восточный экспресс" отправился в трехдневное путешествие по Европе..."

Эта цитата из романа способна ввести в заблуждение. Как, столько разговоров - и всего три дня? Но прелесть железнодорожного вояжа в том и состоит, что присоединиться к нему можно не только на старте, а соскочить легко, не дожидаясь финала. И можно ничего не планировать заранее.

Это и отличает настоящего путешественника от заштатного туриста. Как сформулировал это принципиальное отличие американский классик Пол Боулз, турист, приехав на место, думает о том, когда поедет обратно, а путешественник не знает, уедет ли вообще.

"Восточный экспресс" всегда был поездом для путешественников. С тех самых пор, когда в 1881 году молодой бельгийский инженер Жорж Нагельмакерс основал свою компанию для производства железнодорожных вагонов класса "люкс" La Compagnie Internationale des Wagons-Lits, а 5 октября 1883 года он сам и 40 его гостей погрузились в вагоны, стоявшие у платформы Страсбургского вокзала в Париже, и отправились в свое первое настоящее путешествие в Стамбул. Доехали они, правда, лишь до Бухареста, там пересели на паром и по морю добирались до Босфора. Но первый железнодорожный маршрут, соединивший Запад с Востоком, был открыт.

Инициатива была принята и понята современниками. К 1889 году стараниями Нагельмакерса и Джорджа Пульмана Venice Simplon Orient Express был превращен в самое современное и роскошное средство не передвижения, но путешествия - королей, политиков, кинозвезд и шпионов. И непонятно, кто кому делал большую славу - поезд им или они поезду.

Покачиваясь в такт ритму вагонных колес, эти дамы в шелках и их ничем не занятые господа в смокингах вдыхали коньячные пары и упивались шампанским. А ловкий стюард тем временем превращал их купе из гостиной с хрусталем Lalique в спальню. И ставил у постели ночные туфли. И покинуть этот уют не было сил: даже сойдя "на берег", счастливая пара торопилась вернуться "на борт", чтобы вновь исчезнуть через день, два, неделю. И так многие десятилетия, пока министры и актрисы не пересели на самолеты. А Orient Express из символа роскоши не превратился в живое воспоминание. И когда в 1960-х этот легендарный поезд совершил свой последний круиз, все думали, что его давно нет.

Фото 12.


"Восточный экспресс" был слишком дорог, чтобы о нем мечтать. Он мог быть только идеалом. Или реальностью - для тех, кто мог ее себе позволить.

Это правило действует и теперь. Только королей сменили жены миллионеров и богатые американцы, справляющие в Orient Express свою "медовую неделю". Или две. Верхнего предела, как и нижнего, - нет.

И маршрутов прибавилось - как, впрочем, и поездов. Orient Express - это не состав и даже не маршрут. Это бренд, но не модный, а вечный. И найти его можно везде. Eastern & Orient Express ходит из Сингапура в Малайзию и Бангкок - построенный в 1973 году в Японии, он был воссоздан той же компанией дизайнеров, что и Venice Simplon Orient Express, с поправкой на колониальный стиль и открытым вагоном из ратанга - смотровым. Поезд Great South Pacific Express возит народ вдоль южного побережья Австралии - в вагончиках, копирующих "родные" с такой точностью, что и Пульман бы не отличил.

The Blue Train ходит по Югу Африки - из Претории в Кейптаун, а Rovos Rail, с интерьерами в стиле позднего ар деко и паровозами, - по ЮАР и Намибии, от национального парка Крюгер до водопада Виктория и пустыни Намиб. В каждом Rovos Rail - 36 двухместных купе, со спальней, гостиной и настоящей ванной (а не душем), а в конце состава - обзорный вагон со стеклянной задней стенкой. По маршруту Москва-Пекин ездит наш "Восточный экспресс", собранный из аутентичных вагонов венецианского предка, которые в 1993 году были переданы России и восстановлены на Тамбовском заводе. Его пассажиры - зажиточные европейские пенсионеры, у которых хватает средств, чтобы добраться от Москвы до Китая. И осталось время, чтобы все успеть.

Фото 13.


Фото 14.


В настоящее время Orient Express — это бренд, но не модный, а вечный. И найти его можно везде. Eastern & Orient Express ходит из Сингапура в Малайзию и Бангкок — построенный в 1973 году в Японии, он был воссоздан той же компанией дизайнеров, что и Venice Simplon Orient Express, с поправкой на колониальный стиль и открытым вагоном из ратанга — смотровым.

Поезд Great South Pacific Express возит народ вдоль южного побережья Австралии — в вагончиках, копирующих “родные” с такой точностью, что и Пульман бы не отличил. The Blue Train ходит по Югу Африки — из Претории в Кейптаун, а Rovos Rail, с интерьерами в стиле позднего ар деко и паровозами, — по ЮАР и Намибии, от национального парка Крюгер до водопада Виктория и пустыни Намиб. В каждом Rovos Rail — 36 двухместных купе, со спальней, гостиной и настоящей ванной (а не душем), а в конце состава — обзорный вагон со стеклянной задней стенкой.

По маршруту Москва-Пекин ездит наш “Восточный экспресс”, собранный из аутентичных вагонов венецианского предка, которые в 1993 году были переданы России и восстановлены на Тамбовском заводе.

В мире осталось только 2 поезда, запущенных в 1883 году. Один из них ржавеет в Бельгии. Туда мы и отправляемся. Вот Фото Brian Romeijn:

Фото 15.


Фото 16.


Фото 17.


Фото 18.


Фото 19.


Фото 20.


Фото 21.

Источник

Tags: железные дороги, история, история техники
Subscribe

Posts from This Journal “железные дороги” Tag

  • Как «Сапсан», только быстрее

    Компания «Российские железные дороги» представила концепт первого в РФ высокоскоростного поезда. Он будет курсировать между Москвой и…

  • "Иволга" становится на рельсы

    "Иволги" — так называются новые электропоезда, собранные на Тверском вагоностроительном заводе специально для Московских…

  • Выстрелы по собственным ногам

    Железнодорожное сообщение России и Украины может быть прекращено по инициативе украинской стороны. Об этом в эфире телеканала "1+1"…

  • Без кондиционеров и биотуалетов

    Старые железнодорожные вагоны без кондиционеров и биотуалетов будут использоваться РЖД для перевозки пассажиров по самым экономным ценам.…

  • Хватай мешки, вокзал отходит...

    Довольно часто приходится слышать об "извечном" российском бардаке и пофигизме. Стало уже притчей во языцах. И воспринимается уже, как…

  • Князь Хилков-кочегар, машинист паровоза, министр путей сообщения

    Князь Хилков — дворянин и богатый помещик, который раздал свои земли крестьянам, и сделал блистательную карьеру, пройдя путь от кочегара на…

  • Билет для кота

    А вы в курсе, что кошкам без билета путешествовать не полагается ?! Можно конечнно и "зайцем" их провезти, но если по правилам, то…

  • Невозвратные билеты на поезда

    Президент России Владимир Путин подписал закон, по которому устанавливаются специальные тарифы на невозвратные железнодорожные билеты, что…

  • Реактивный поезд

    Задачу спроектировать высокоскоростной локомотив поставили перед конструкторским бюро Яковлева и Калининским (ныне Тверским) вагоностроительным…

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

Bestkellylynch

June 28 2018, 09:16:04 UTC 7 months ago

  • New comment
> «Убийство в «Восточном экспрессе»»

в этом романе как раз в экспрессе ехали "европейские колонизаторы":

Пуаро, возвращавшийся из командировки в Сирию (тогда - французская колония);
Несколько англичан, возвращавшихся из Ирака и Индии (тогда - английские колонии)