amarok_man (amarok_man) wrote,
amarok_man
amarok_man

Categories:

Пограничная стража Российской Империи

История пограничной службы Российской Империи . Вот что написано о её создании в Википедии:

«Отдельный корпус пограничной стражи — формирование специального назначения (корпус, отдельный род войск) в Вооружённых Силах Российской империи, предназначенное для охраны границ государства, находился в ведении Министерства финансов, но в военное время мог поступить в распоряжение Военного министра.


Корпус создан указом Александра III в 1893 году путём выделения в особое военное формирование отделения пограничного надзора Департамента таможенных сборов Министерства финансов России:»

источник:https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%82%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BF%D1%83%D1%81_%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B8
Но рубежом, который определил новый период развития пограничной службы России, может быть назван 1827 г. В августе 1827 г. император Николай I утвердил Положение об образовании в России пограничной таможенной стражи, основанной на воинских началах. Первоначально созданная исключительно для борьбы с контрабандой . к концу 1830-х годов стража стала обеспечивать охрану государственной границы империи, в пределах приграничной территории империи решать задачи защиты ее территориальных, военных, экономических и политических интересов, карантинного надзора, задержания беглецов, дезертиров и бродяг. При этом круг задач пограничной стражи из десятилетия в десятилетие расширялся. С 1835 года повсеместно вдоль всей западной границы империи таможенная пограничная стража впервые стала именоваться "пограничной стражей". И вот 15 октября 1893 г. по указу императора Александра III был создан Отдельный корпус пограничной стражи с непосредственным его подчинением министру финансов. Структура ОКПС на примере 1-ого округа:

Вновь разработанная и утвержденная на высшем государственном уровне нормативная база в области регулирования деятельности ОКПС значительно усилила место и роль Корпуса в системе государственного устройства империи, придав ему характер целостной самостоятельной Пограничной службы. При этом число задач, возлагавшихся на ОКПС, значительно возросло. Они стали подразделяться на задачи мирного и задачи военного времени. Отдельный корпус пограничной стражи стал составной частью вооруженных сил Российской империи. Его силам и средствам было отведено заметное место в мобилизационных планах страны. При этом задача борьбы с контрабандным промыслом на границе являлась первостепенной. В силу этого руководство деятельностью пограничной стражи было возложено на Министерство финансов Российской империи. Со второй половины XIX в. в связи с ростом революционного движения, проникновением с Запада идей марксизма и анархизма, постепенным перемещением центра революционного движения из Европы в Россию на границе дополнительно был организован политический контроль жандармских органов. Положение об этом впервые было зафиксировано в Таможенном уставе 1857 г. В последующем, в 1871 г., в четырнадцати таможенных учреждениях западной границы были учреждены жандармские пропускные пункты, призванные защищать устои монархии, не допускать в Россию крамолу и ее носителей. Число этих пунктов быстро росло. В 1914 г. они действовали уже в 56 таможенных учреждениях. Ни одно транспортное средство не могло проследовать через границу без ведома жандармов. Объяснялось это тем, что пограничная стража в основном боролась с контрабандой и не нацеливалась на борьбу с политическим противником. Так, кроме войсковой и таможенной, параллельно рождалась на границе еще одна, третья система - жандармская. Усиление политического контроля было адекватно реальной опасности, возникшей со стороны революционных партий царскому самодержавию. Пограничная стража России стала решать задачи и в интересах ведомства жандармов.

Нижние чины 14-й Ченстоховской бригады .

Борьба с контрабандой оставалась важнейшей задачей пограничной стражи. В 1883 г. произошло укрупнение таможенных округов, количество которых было доведено до семи штук с центрами в Санкт-Петербурге, Вильно, Варшаве, Бердичеве, Одессе, Тифлисе и Ташкенте. Одновременно происходило увеличение численности личного состава пограничной стражи, который в 1889 г. насчитывал 36 519 нижних чинов и 1147 офицеров. Они были объединены в 32 бригады и 2 особых отдела. Параллельно были упорядочены воинские звания — в пограничной страже вводились звания, действовавшие в кавалерийских подразделениях российской армии. Прапорщик именовался корнетом, штабс-капитан и капитан — штаб-ротмистром и ротмистром соответственно. Задачи по совершенствованию системы охраны государственной границы потребовали создания новых подразделений пограничной стражи, прежде всего в тех регионах Российской империи, где находились наименее защищенные участки государственной границы. Одним из таких регионов был Кавказ. В 1882-1883 гг. были созданы Черноморская, Бакинская и Карская бригады пограничной стражи общей численностью личного состава в 75 офицеров и 2401 нижний чин. В 1894 г. было принято решение о формировании пограничных подразделений в Средней Азии. 6 июня 1894 г. император подписал указ о создании Закаспийской бригады пограничной стражи численностью в 1559 офицеров и нижних чинов, и Амударьинской бригады пограничной стражи численностью в 1035 офицеров и нижних чинов. В задачи этих бригад входила охрана государственной границы на территории современных Туркмении, Узбекистана и Таджикистана.

Вержболово. Погранпункт.

Первым шефом Отдельного корпуса пограничной стражи стал тогдашний министр финансов Российской империи граф Сергей Юльевич Витте. Командиром Отдельного корпуса пограничной стражи стал генерал от артиллерии А.Д. Свиньин. Александр Дмитриевич Свиньин (1831-1913) до назначения первым командиром пограничного корпуса служил в артиллерии. В 1851 г. двадцатилетний прапорщик Свиньин получил назначение в 3-ю бригаду полевой артиллерии. В 1875 г. он был назначен командиром 1-й батареи 29-й артиллерийской бригады, затем — 1-й батареи 30-й артиллерийской бригады. Участвовал в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. В 1878-1879 гг. он значился помощником начальника артиллерии княжества Болгарского, затем командовал 30-й артиллерийской бригадой и был начальником артиллерии 7-го армейского корпуса и Гвардейского корпуса. С 15 октября 1893 г. по 13 апреля 1908 г. генерал от артиллерии Свиньин возглавлял Отдельный корпус пограничной стражи. Это был опытный армейский офицер, фактически создавший систему охраны государственной границы Российской империи.

Офицеры 5-й Горждинской пограничной бригады.
В подчинении командира корпуса находился штаб корпуса, который непосредственно организовывал комплектование, служебно-боевую подготовку и материально-техническое обеспечение подразделений Отдельного корпуса пограничной стражи. Деятельность корпуса была сведена к несению двух основных видов службы — сторожевой и разведывательной. Сторожевая служба предполагала наблюдение за государственной границей, разведывательная служба — осуществление войсковой и агентурной разведки в районе государственной границы с целью сбора информации о возможном нарушении государственной границы. Государственная граница была разделена на дистанции, каждая из которых находилась в ведении офицера пограничной стражи. Дистанции разделялись на разъезды, которые охранялись кордонами или постами пограничной стражи. Охрана участков границы осуществлялась следующими способами: часовой, секрет, конный разъезд и объезд, летучий отряд, часовой у таможенной рогатки, дежурный у поста, засада. Пограничные наряды действовали также на железной дороге — для борьбы с попытками провоза контрабанды железнодорожным транспортом.

Пост Ракувка Ракувского отряда Вержболовской бригады.
Серьезной проблемой для российского государства в рассматриваемый период оставалось обеспечение охраны государственной границы в восточной части страны. Прежде всего, речь идет о Дальнем Востоке, где существовали неурегулированные территориальные споры с Китаем. Когда российское правительство все же смогло договориться с императорским правительством Китая о строительстве Китайской Восточной железной дороги через Маньчжурию, возникла потребность в создании пограничных подразделений на КВЖД. Сам факт функционирования КВЖД вызывал большое недовольство и у китайских властей, и у японского правительства, претендовавшего на влияние в Маньчжурии. Периодически на объекты КВЖД нападали китайские бандиты — хунхузы, а во время восстания ихэтуаней в 1900 году, было разрушено около 1000 километров железной дороги. Русское население, представленное сотрудниками КВЖД и обслуживающим персоналом, также подвергалось риску быть ограбленным и убитым китайскими бандитами. Поэтому, в целях обеспечения безопасности железной дороги, перевозимых грузов и объектов инфраструктуры, была создана охрана, подчиненная администрации железной дороги и финансировавшаяся из бюджета КВЖД. Когда в 1897 г. на реку Сунгари прибыли строители Строительного управления КВЖД под руководством инженера А.И. Шидловского, их сопровождала пешая Кубанская полусотня есаула Повиевского. Поскольку Российская империя, в соответствии с заключенным с Китаем договором не имела права держать в полосе КВЖД подразделения регулярных сухопутных войск, задачи по охране самой железной дороги и ее строителей было решено поручить специально формируемой Охранной страже КВЖД, которая комплектовалась военнослужащими и пограничниками, формально выходившими в отставку и более не считающимися офицерами и унтер-офицерами регулярной российской армии. Численность Охранной стражи КВЖД составляла 699 конных нижних чинов и 120 офицеров. Начальник стражи находился в непосредственном подчинении главного инженера КВЖД. Во время восстания ихэтуаней Охранная стража
стража вместе с регулярной армией участвовала в боевых действиях против китайских повстанцев, предотвращая попытки диверсий на железной дороге и нападений на места жительства сотрудников и строителей КВЖД. Охранная стража КВЖД имела собственное обмундирование. Стражники КВЖД носили синие шаровары и черные тужурки, кант шаровар, петлицы были желтого цвета, как и верх у папахи. На фуражках были черные околыши и желтые тульи. У офицерских мундиров петлицы были черные с желтым кантом.  У стражников отсутствовали погоны на форме — вместо них офицеры носили наплечные позолоченные жгуты, а вахмистры и урядники носили галуны на рукавах тужурок.

В 1901 г. на основе охранного подразделения КВЖД был создан Заамурский округ пограничной стражи. Командующим округом стал полковник А.А. Генгросс. Округ имел стратегическое значение в обеспечении обороноспособности и безопасности Дальнего Востока, поскольку осуществлял охрану КВЖД и прилегающих территорий. Штат округа был установлен в 55 конных сотен, 55 рот и 6 конно-горных батарей. Они объединялись в 12 отрядов и 4 пограничные бригады. Общая численность пограничной стражи Заамурского округа составляла около 25 тысяч офицеров и нижних чинов. На территории округа размещались 24 учебные команды, артиллерийская учебная команда и артиллерийский склад. Таким образом, Заамурский пограничный округ занял особое положение в структуре Отдельного корпуса пограничной стражи. Численность офицеров и нижних чинов в подразделениях округа достигала 25 тысяч человек, а в Отдельном корпусе пограничной стражи, если не учитывать Заамурский округ, служило всего 35 тысяч человек. То есть, по численности округ был ненамного меньше, чем весь корпус пограничной стражи страны. Участок железной дороги между Каюанем и Харбином охраняла 2-я бригада округа в составе 18 рот, 18 кавалерийских сотен и 3 артиллерийских батарей. Также в компетенцию этой бригады входила охрана водной территории — реки Сунгари от Харбина до Амура. Участок железной дороги между Каюанем и Порт-Артуром находился в компетенции 4-й бригады пограничной стражи, состав и структура которой были ненамного слабее 2-й бригады. Определенную общность с пограничными подразделениями на КВЖД имели пограничные отряды в Закавказье и Средней Азии, охранявшие государственную границу с Персией, Турцией и Афганистаном. Здесь служба была наиболее напряженной, поскольку помимо контрабандистов существовал постоянный риск перехода государственной границы вооруженными бандами, совершающими разбойные нападения. Пограничная стража отвечала за охрану Черноморского и Каспийского побережья, лишь участок между Гаграми и Геленджиком охраняло казачье войско.

Акваторию Черного моря патрулировали крейсера флотилии Отдельного корпуса пограничной стражи. Для поддержки пограничной стражи в Закавказье выделялись подразделения регулярной армии и казачьих войск. В частности, Карской бригаде пограничной стражи были приданы три роты от 20-й и 39-й пехотных дивизий, Эриванской бригаде пограничной стражи — рота 39-й пехотной дивизии. В Приамурском округе и Забайкалье пограничную службу несли три сотни Заамурского округа пограничной стражи общей численностью 350 офицеров и нижних чинов. В районе Памира государственную границу охранял армейский Памирский отряд, ряд участков государственной границы продолжал и в начале ХХ века охраняться казачьими подразделениями.
Когда вспыхнула Русско-японская война, Заамурский округ пограничной стражи принимал в ней самое непосредственное участие. Подразделения пограничников не только охраняли линию КВЖД, но и участвовали в боевых столкновениях с японскими войсками, предотвращали диверсии и вылазки китайских бандитов — хунхузов. Всего подразделения округа участвовали в 200 боестолкновениях, а также предотвратили 128 диверсий на железной дороге. Подразделения округа участвовали в боевых действиях в районе Порт-Артура, Ляояна и Мукдена. В оперативном отношении в годы войны округ подчинялся командованию Маньчжурской армии. В послевоенный период охрана КВЖД постепенно стала сокращаться, что было обусловлено Портсмутским мирным договором. 14 октября 1907 г. Заамурский округ был реорганизован и с этого времени включал в свой состав 54 роты, 42 сотни, 4 батареи и 25 учебных команд. Все эти подразделения составляли 12 отрядов, объединенных в три бригады. Также был открыт Заамурский окружной госпиталь для лечения раненых и больных пограничников. При штабе округа были организованы школы японского и китайского языков, налажена трудоемкая работа по созданию топографических карт, проведению топографических исследований. В 1910 г. округ был вновь реорганизован, на этот раз в сторону большей «милитаризации» его структуры. В состав округа отныне входили 6 пеших и 6 конных полков, включавших 60 рот и 36 сотен с 6 пулеметными командами и 7 учебными частями. Кроме того, в распоряжении штаба округа находились 4 артиллерийские батареи, саперная рота и подразделения обслуживания. В 1915 г. значительная часть личного состава Заамурского округа пограничной стражи, как свежие силы, была направлена на австро-германский фронт для участия в боевых действиях.В состав Заамурского округа пограничной стражи входила Заамурская пограничная железнодорожная бригада. Ее формирование началось в 1903 г. и первый год она включала управление бригады и четыре трехротных батальона. В мае 1904 г. 1-й и 2-й батальоны бригады стали четырехротными, а 3-й и 4-й батальоны — пятиротными. В задачи бригады входило обеспечение бесперебойного функционирования Китайской Восточной железной дороги, в особенности в периоды чрезвычайных ситуаций. Основой формирования бригады стали железнодорожные и саперные роты российской армии. Численность железнодорожной роты составляла 325 нижних чинов, в том числе 125 нижних чинов выделялись из железнодорожных и саперных подразделений, а 200 человек — из пехоты. Во время войны с Японией именно Заамурская железнодорожная бригада несла на себе основные задачи по обеспечению бесперебойного функционирования и охраны Китайской Восточной железной дороги. В частности, подразделения бригады решали вопросы по организации перевозки войск, эвакуации раненых военнослужащих, обеспечению полноценной эксплуатации железнодорожных веток, восстановлению поврежденного полотна железной дороги.

Нижние чины Заамурской железнодорожной бригады.

К 1914 г. в состав Заамурской пограничной железнодорожной бригады входили подразделения управления и штаба бригады, три восьмиротных полка широкой колеи. Бригада подчинялась командиру Отдельного корпуса пограничной стражи, но выступала в качестве базы для учебно-боевой подготовки специалистов железнодорожных частей императорской армии. С началом Первой мировой войны командование осознало необходимость формирования еще одного железнодорожного соединения, базой для которого также стала Заамурская пограничная железнодорожная бригада. На территории Кавказа была сформирована 2-я Заамурская пограничная железнодорожная бригада в составе управления бригады и трех железнодорожных батальонов. Каждый батальон включал 35 офицеров и 1046 нижних чинов — солдат и унтер-офицеров. В январе 1916 г. бойцы 4-й роты 1-й Заамурской пограничной железнодорожной бригады под командованием капитана Крживоблоцкого участвовали в строительстве самоходного бронированного вагона «Заамурец». В начале 1917 г. «Заамурец» использовался в качестве зенитной самоходной установки на Юго-Западном фронте. Командиром бригады был назначен полковник Михаил Колобов, прежде занимавший должность начальника штаба 1-й Заамурской пограничной железнодорожной бригады. Впоследствии Колобов стал руководителем военного отдела КВЖД, а затем принимал участие в Белом движении и после установления власти большевистской партии эмигрировал в Китай.

Первая мировая война и революция

Пограничная стража играла важнейшую роль в защите государственной границы Российской империи. Служба пограничников тогда, как и сейчас, оставалась очень рискованной, но офицеры и нижние чины выполняли свой служебный долг с честью, порой отдавая здоровье и жизни за безопасность российского государства. Только за двадцать лет с 1894 по 1913 гг. пограничная стража участвовала в 3595 вооруженных столкновениях. Пограничниками было ликвидировано 1302 нарушителя границы, при этом общее количество погибших в боях с нарушителями и контрабандистами пограничников за 20 лет составило 177 человек. Подготовка пограничников была направлена на обеспечение постоянной готовности к вступлению в боевые действия. Фактически пограничники и в мирное время функционировали в режиме военного времени. К моменту начала Первой мировой войны Отдельный корпус пограничной стражи включал в свой состав семь западных и южных округов, 31 пограничную бригаду, 2 особых отдела, крейсерскую флотилию в составе 10 морских крейсеров, Заамурский округ. Численность пограничной стражи достигала 60 000 офицеров и нижних чинов. После начала Первой мировой войны подразделения пограничной стражи были включены в состав действующей армии. 1 января 1917 г. Отдельный корпус пограничной стражи был переименован в Отдельный пограничный корпус. Те пограничные части, которые охраняли границу со странами, с которыми Российская империя не вела боевые действия, фактически функционировали в прежнем режиме, остальные действовали в составе российской армии.
Одним из серьезных недостатков пограничной стражи Российской империи было отсутствие специализированных учебных заведений для подготовки офицерского состава Отдельного корпуса пограничной стражи. Между тем, специфика службы на границе требовала наличия и определенных специальных знаний, которыми не всегда владели вчерашние армейские офицеры. Офицерский состав пограничной стражи комплектовался, прежде всего, из числа офицеров казачьих войск и кавалерии, в меньшей степени — пехоты и артиллерии. Также были собственные специалисты медицинской и оружейной служб. Нижние чины, как уже говорилось выше, набирались на общих для всех вооруженных сил основаниях. Нижними чинами заполнялись строевые и нестроевые должности пограничного корпуса. К нижним чинам относились: зауряд-прапорщики, зауряд-военные чиновники, подпрапорщики, вахмистры и фельдфебеля, старшие унтер-офицеры (младшие вахмистры), нестроевые старшего разряда с фельдфебельскими отличиями, младшие унтер-офицеры (начальники постов) и нестроевые старшего разряда, ефрейторы, рядовые (объездчики, стражники). На нестроевых должностях служили писаря и другой обслуживающий персонал штабов и подразделений.

Революция 1917 г. повлекла за собой кардинальные преобразования в системе охраны государственной границы. 5 марта 1917 г. в Петрограде состоялось собрание пограничников, председательствовал на котором унтер-офицер Р.А. Муклевич. В соответствии с решением собрания был освобожден от занимаемой должности командир корпуса генерал от инфантерии Н.А. Пыхачев, а место командира корпуса занял генерал-лейтенант Г.Г. Мокасей-Шибинский. Начальником штаба корпуса вместо уволенного генерал-лейтенанта Н.К. Кононова стал полковник С.Г. Шамшев. Ко времени рассматриваемых событий большая часть государственной границы в Европейской части России и в Закавказье была нарушена в результате войны и не контролировалась российским государством. После Октябрьской революции и появления советского государства вопрос об охране государственной границы был вновь актуализирован. По решению советского правительства было создано Главное управление пограничной охраны при Народном комиссариате по делам финансов. Основой для создания Главка послужило управление и штаб Отдельного пограничного корпуса. В июле 1918 г. в Главке пограничной охраны оставалось до 90% бывших офицеров старой царской пограничной охраны. Показательно, что среди них не было ни одного члена РКП (б), что вызывало недовольство партийного руководства. В конечном итоге партийное руководство приняло решение о смещении начальника Управления бывшего царского генерал-лейтенанта Мокасей-Шибинского. Генерала обвинили в том, что он назначает на руководящие должности исключительно военных специалистов, но не коммунистов, сохраняет в управлении старорежимные порядки и не стремится к его переустройству. Комиссары Главка рекомендовали советскому руководству освободить Мокасей-Шибинского от занимаемой должности и поставить на его место С.Г. Шамшева. 6 сентября 1918 г. Мокасей-Шибинский был освобожден от должности начальника Главного управления пограничной охраны, а новым начальником был назначен С.Г. Шамшев. В сентябре 1918 г. Совет пограничной охраны ходатайствовал перед председателем Военно-Революционного Совета о ликвидации пограничной охраны. Была создана Временная Ликвидационная комиссия, которой предписывалось к 15 февраля 1919 г. завершить работы по ликвидации Главного управления пограничной охраны. Так закончилась история дореволюционной и первых лет революции пограничной охраны российского государства. Вместе с тем следует отметить, что именно в советский период произошло подлинное становление органов пограничной охраны и пограничных войск, которые превратились в действительно мощный и эффективный инструмент защиты государственных интересов.
источник: http://topwar.ru/75973-.html

Tags: пограничники, российская империя
Subscribe

Posts from This Journal “пограничники” Tag

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments