amarok_man (amarok_man) wrote,
amarok_man
amarok_man

Category:

Транспорт В Питере.Омнибус

Омнибус на конной тяге, 1910-1911


Многие питерцы побывав в музее Электротранспорта на Васильевском хорошо представляют себе ,что такое конка-предшественница трамваев и троллейбусов.А вот об Омнибусе несправедливо позабыли.

А между тем регулярное движение омнибусов — предшественников конки, трамваев и появившихся позже автобусов началось в тогдашней столице 18 декабря 1843 года.
До этого еще летом 1830 года самые первые омнибусы стали возить пассажиров от Казанского моста к Крестовскому острову и Старой Деревне,но движение было не регулярными можно было не дождаться прибытия омнибуса на остановку вообще.
Но с декабря 1843 года появилось регулярное движение омнибусов от Гостиного двора до Васильевского острова, а в рейс они отправлялись каждые полчаса. Транспорт вмещал от 10 до 16 человек и представлял собой открытый вагон с размещёнными поперёк сиденьями для пассажиров.
При этом омнибусами не брезговала и достаточно состоятельная публика. Хотя офицерам было не положено в них перемещаться по уставу.
Проезд стоил всего 10 копеек — эту сумму себе мог позволить потратить почти каждый. Новый вид транспорта был демократичным и дешевым и поэтому - переполненным и неудобным.


И сразу,когда этот транспорт обрёл популярность, на крышах карет начали сооружать второй этаж, и тогда пассажировместимость увеличилась до 40 человек.
это было не совсем удобно. Поэтому такой омнибус звали просто — «40 мучеников».


Кстати, ещё одно забавное слово из городского фольклора – второй этаж у омнибуса петербуржцы назвали «империалом». Империал – это очень величественное, слишком пафосное название для простой деревянной скамьи, установленной на крыше. Так же весьма интересен тот факт, что первое время женщин на империал не пускали. Причина кроется вовсе не в дискриминации, а в заботе о слабом поле – просто во время подъёма на второй этаж у дам могли сверкнуть нижние юбки. А это считалось весьма неприличным.



Есть одна любопытная история о петербургском Омнибусе и поездке на нём государя императора Николая Первого. Восторженные отзывы горожан о приятной поездке по Невскому проспекту стали известны самодержцу всероссийскому, и он решил лично убедиться в удобстве общественного маршрута.

В окружении нескольких лиц из своей свиты он втиснулся в омнибус. Там было тесно, но сами понимаете, для русского царя место нашлось. Поездка прошла в приятной непринуждённой обстановке. Но её испортил излишне принципиальный кондуктор. Он подошёл к императору, и попросил заплатить за проезд гривенник – 10 копеек. к императору Николаю Первому подошёл кондуктор и говорит: - Ваше Величество, позвольте получить гривенник за проезд!

Николай Павлович оказался в затруднительном положении – у него не было с собой денег вообще. Не царское это дело – кошелёк с мелочью в кармане таскать. Никто из его свиты не решился заплатить за царя, или хотя бы тихонько передать свой кошелёк государю. И Николай пообещал кондуктору обязательно оплатить свой проезд завтра.

На следующий день в контору городских дилижансов прибыл царский камер-лакей, который доставил десять копеек долга, с приложением ДВАДЦАТИ ПЯТИ РУБЛЕЙ чаевых для кондуктора.
Регулярно по маршрутам по улицам Петербурга омнибусы пошли в 1847 году.
Вернемся же к истории:
Организацию перевозок населения в Петербурге возглавил директор Первого кадетского корпуса Шлиппенбах. Первые городские петербургские Омнибусы были ярко раскрашены, а по бортам у них красовалась надпись: "Карета Невского проспекта".


Почти одновременно с невскими полковник Кузьмин выпустил на улицы Питера " Кареты Бассейной и Садовой", затем появились кареты других владельцев, одним из которых был знаменитый купец Синебрюхов.Время шло,менялись владельцы омнибусов.

Фото 1907 года. Презентация автобуса "Гаггенау" фирмы СПБАОС (предприниматель Иванов). В СПб не было тогда других автобусных предпринимателей.

В зависимости от маршрута кареты окрашивали в различные цвета: малиновые ходили от Дегтярной улицы на Петербургскую (ныне Петроградскую сторону), синие – от Бассейной улицы (ныне улица Некрасова) до Покровской площади (ныне площадь Тургенева).


Целых пятьдесят лет омнибусы были неотъемлемой частью питерского пейзажа, но с появлением конки и трамвая стали терять свое значение и к началу Первойй мировой исчезли совсем.
Однако В Санкт-Петербурге омнибус существовал вплоть до 1914 года, а в Екатеринославе — до 1917 года и Гражданской войны.

отсюда : https://linalina20.livejournal.com/658222.html

Tags: Петербург, транспорт
Subscribe

Posts from This Journal “Петербург” Tag

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments