amarok_man (amarok_man) wrote,
amarok_man
amarok_man

Путешествие по Лисьему Носу

История Лисьего Носа ведёт своё начало с XV века, когда на месте посёлка существовало село Лисичье на Корином носу. Слово «корин» по-фински означает «риф» или «подводный камень». Со временем слово «корин» было утрачено и осталось только выражение «Лисий Нос». Упоминание об этом месте есть в Переписной окладной книге новгородской Водской пятины 1500 года.


При Екатерине II эти земли были отданы графу Орлову в частное владение. С 1844-го до 1907 года здесь хозяйствовал графский род Стенбок-Ферморов. В 1905 году единое имение было разделено на отдельные участки с целью продажи их под дачи. Так возникли посёлки Ольгино (в честь жены А.В.Стенбок-Фермора Ольги Платоновны), Владимировка (в честь хозяина; центральная и прибрежная части современного посёлка Лисий Нос) и Александровская (в честь тогдашнего владельца Лахты Александра Владимировича). После революции название посёлка Владимировка и станция Раздельная были упразднены, а весь посёлок стал именоваться Лисий Нос.


Оборонительные сооружения

При Петре I в Лисьем Носу был построен путевой дворец, окружённый парком. Эта усадьба называлась Средние, или Старые, Дубки и до наших дней не дошла. Преемников Петра I больше интересовало стратегическое положение выдающегося вглубь Финского залива мыса. В 1808–1810 годах от него к Кронштадту была возведена сплошная свайная преграда, призванная защитить Петербург от проникновения вражеского флота. Это сооружение просуществовало до 1844 года, а через десять лет в Лисьем Носу началось строительство оружейного редута на 11 орудий и гавани. В 1921 году Лисий Нос стал плацдармом для советских войск, идущих на штурм мятежного Кронштадта. Отсюда артиллерия осаждающих обстреливала кронштадтские форты, а местные жители в страхе сидели по погребам.


Железная дорога



В июне 1892 года был утверждён проект железной дороги Санкт-Петербург — Сестрорецк протяжённостью 25 вёрст с ветками. В Лисьем Носу появилась станция Раздельная, названная так потому, что что здесь рельсы разделялись. Основная дорога шла на Сестрорецк, а трёхкилометровая ветка уходила к берегу Финского залива, к гавани, от которой шли пароходы в Кронштадт. Развитие транспортной инфраструктуры привело к тому, что Лисий Нос стал активно застраиваться дачами.




Храм во имя Святого Благоверного Князя Владимира



Красивый храм в Лисьем был построен в 1908 году по инициативе купца А.И.Нефёдова. В 1937–1938 годах храм был закрыт, но верующие добились возобновления богослужений, которые не прекращались даже во время блокады Ленинграда. Внутри — величественные витражи, круглая печь и большие напольные иконы, которые были привезены сюда верующими по льду Финского залива из Кронштадта после разорения Андреевского собора.


Место казни

В период революции 1905–1907 годов в Лисьем Носу совершались казни революционеров (современники называли его лобным местом революции), здесь же тайно хоронили казнённых. Кстати, в своё время именно здесь обосновалась финская секта хихулитов, проповедующая скорый конец света и близкое пришествие Антихриста.


Коттеджи, терема и общественные постройки

Главными достопримечательностями Лисьего Носа являются старинные дачи: из дерева и сруба, имеющие причудливые формы, острые шпили и башенки, резные ставни, они до сих пор поражают глаз былым величием и красотой. Кстати, среди дачников был и русский художник Иван Шишкин — большой поклонник здешних мест. Сейчас в Лисьем Носу есть действующая общественная баня с колоннами, а также бывший кинотеатр «Чайка».



После того, как революционные бури утихли, Лисий Нос стал функционировать как модный курорт. Во Владимировке работало два театра, а на местном пляже — буфет, где выдавали напрокат зонтики, шезлонги и даже патефоны. В 1934 году в Лисьем Носу были выделены дачи для сотрудников «Ленфильма», среди которых большой популярностью пользовался джаз-оркестр «Голубой».


Памятник «Дорога мужества»



Прямо у вокзальной станции в Лисьем стоит памятник «Дорога мужества», посвящённый блокадному Ленинграду и знаменитой Малой Дороге жизни, которая проходила здесь во время Великой Отечественной войны. По заброшенной ветке к пристани на Кронштадт ходил бронепоезд, который обстреливал финские позиции. При помощи той же пристани шло снабжение Кронштадта боеприпасами и продовольствием. Естественно, что как важный транспортный узел Лисий Нос постоянно подвергался ударам финской артиллерии и германской авиации. После войны Лисий Нос был отнесён к категории рабочих посёлков, хотя на деле он продолжал оставаться дачным пригородом. К середине 1950-х годов здесь уже проживали 20 тысяч человек.


Проект советского Диснейленда



Удивительно, но в конце 1980-х здесь планировалось построить первый советский Диснейленд — парк с аттракционами, бассейнами, океанариумом, зоопарком, ботаническим садом, театрами на 850 и 450 мест и кинотеатром из шести залов по 300 мест. К сожалению, из-за саботажа со стороны «демократической общественности» этот проект так и не был реализован.


Пляжи в окрестностях Лисьего Носа



Достопримечательности посёлка Лисий Нос — это не только архитектура, но и отличные пляжи, которые очень ценят жители Петербурга как место для отдыха. Тут есть старый Центральный пляж, имеющий узкую полоску песка. Места здесь не особо окультуренные, довольно дикие, но многие ленинградцы с удовольствием приезжают сюда с палатками или кемпингом. Недавно начал развитие пляж под громким названием Fox Beach. Тут есть уже и бары, и рестораны, и вечерние мероприятия: фестивали и дискотеки

отсюда : https://oli-da.livejournal.com/1927125.html

Tags: Петербург, природа
Subscribe

Posts from This Journal “Петербург” Tag

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →