amarok_man (amarok_man) wrote,
amarok_man
amarok_man

От Ставрополя до Тольятти

Яркая страница летописи ничем не примечательного, кроме уникальной природы городка Ставрополя открылась в 1950 году, когда он стал центром строительства Волжской ГЭС имени Ленина. В связи с заполнением ложа Куйбышевского водохранилища город “переехал” на новое место. На проектную мощность ГЭС была выведена в 1957 году. Сооружение в Жигулях гигантской “фабрики” электричества, по существу, привело к рождению нового города – индустриального Ставрополя, который со временем стал крупным центром химической промышленности, машиностроения и стройиндустрии.


Волжская ГЭС имени Ленина (ныне Жигулевская ГЭС) была построена в рекордно короткие сроки с 1950 по 1957 год.

ot-stavropolia-do-toliatti-foto-01

Новый город с прежним названием “Ставрополь” стал быстро расти благодаря тысячам прибывших на всероссийскую стройку специалистов и строителей. Комсомольский район возводился практически одновременно с Волжской ГЭС. До сих пор здесь сохранились малоэтажные здания сталинского и хрущевского периодов. Только в Комсомольске есть парк, где нет ни одного посаженного дерева, так как он создан прямо на участке соснового бора. На фото верхние шлюзы, строящийся элеватор и комсомольский район, который первоначально назывался Кунеевка, по названию бывшей на этом месте деревни.

ot-stavropolia-do-toliatti-foto-02

Для празднования успешного завершения строительства Волжской ГЭС 9 августа 1958 года в Ставрополь прибыл Н. Хрущев с правительственной делегацией.

ot-stavropolia-do-toliatti-foto-03

Еще один поселок, возникший при строительстве ГЭС, носит название Шлюзовой – по расположению рядом с верхними шлюзами. Поселок начинался с временной застройки. Силами Куйбышевидростроя в 1950 году были построены казармы. Через год в районе Шлюзового посёлка были построены 5000 кв. метров общежитий. Проект застройки поселка Шлюзового разрабатывался институтом «Ленгипрогор» в несколько этапов. 5 июня 1951 года была выбрана площадка для посёлка. В 1951 году был представлен первый проект, автором которого был И.Г. Ромм. 10 сентября 1951 года проект был рассмотрен на заседании у заместителя начальника по делам архитектуры Совета Министров РСФР.

Проект предусматривал 3-4-х этажную застройку, две площади с клубом и зданием управления шлюзов. Вдоль берега канала должна была быть проложена набережная с красивым видом с воды, перпендикулярно ей – главная улица. Её начало обозначало высотное здание с башней. Застройка кварталов предполагала здания сложной конфигурации, особенно в прибрежной части. На въезде в посёлок со стороны города Куйбышева (ныне Самара) были запроектированы два симметрично расположенных здания с полукруглыми фасадами. Концевые участки улиц, являющиеся въездом в посёлок, предусматривали здания с более богатыми архитектурными формами. Всего в первой очереди посёлка должны были построить 42 жилых каменных строения. Магазины и предприятия сферы обслуживания предполагалось размещать на первых этажах жилых домов.

Посёлок проектировался на 7200 жителей. Согласно нормам тех лет, в посёлке должны быть построены школа на 960 мест, 3 яслей и 3 детских сада, больница на 70 коек, амбулатория, баня, гостиница.

В феврале 1952 года проект был ещё раз рассмотрен в Москве и в апреле был утверждён с дополнениями. На заседании было рекомендовано облегчить конфигурацию зданий и выработать более упрощённый тип, уменьшить размеры площади за счёт смещения здания клуба к управлению шлюзов. В 1953 году проект был доработан. В этом же году для поселка Шлюзового был принят проект клуба на 320 мест.

В 1952 году в Шлюзовом были сданы в эксплуатацию около 3 тысяч кв. метров жилья, в 1953 году – ещё 3 тысячи. К январю 1955 года здесь было построено 11 тысяч кв. метров жилья. В октябре 1956 года в поселке Шлюзовой были приняты Государственной комиссией несколько зданий, в том числе школа на 880 учащихся. Эта школа была самой крупной в Ставрополе. На здании до сих пор сохранилась надпись «Средняя трудовая школа №2» (ул. Ставропольская,1).

ot-stavropolia-do-toliatti-foto-04

Микрорайон Портпосёлок начал свою историю как самостоятельный рабочий городок гидростроителей и работников будущего порта. 3 февраля 1953 года Ставропольский Горисполком обратился в Куйбышевский облисполком с просьбой включить территорию Портпосёлка в черту нового Ставрополя. В Портпоселке были построены деревянные финские домики на 2 хозяев с водопроводом, канализацией, ваннами и водяным внутренним отоплением, предназначенные для инженерно-технических работников, в таких жили И.В. Комзин (начальник КГС во время строительства ГЭС), Разин (главный инженер), Мурысев (парторг КГС) и многие другие. Количество благоустроенных финских домиков было ограничено, поэтому даже для руководителей было большой удачей, если им удастся поселиться в них. В двухэтажных восьмиквартирных щитовых домах получали квартиры «простые» строители. У каждого дома строились 8 сараев не более 8 метров квадратных каждый. Однако и здесь селилось не 8 семей, как предполагалось, а 12-15. Иметь отдельную квартиру считалось роскошью. На фото – пельменная, снесенная в начале 2000-х.

ot-stavropolia-do-toliatti-foto-05

Автором проекта Центрального района стал архитектор Ю.М. Киловатов. В центре района были спроектированы площадь и парк. От них тремя лучами шли главные улицы (Сталина, Ленина, Химиков). Их ширина, с учётом численности населения, составляла всего 25 метров. По фронту главных улиц должны были строиться 2-х и 4-х этажные здания. В глубине кварталов располагался частный сектор. Проект был одобрен с замечаниями областного отдела по делам архитектуры. Самое интересное, что первоначальный вариант застройки города был рассчитан всего на 16 тысяч жителей.

ot-stavropolia-do-toliatti-foto-06

В январе 1953 года Ю.М. Киловатову было дано указание переделать проект застройки на новый – с расчётом на 100 тысяч человек. Дело в том, что к городу «привязали» строительство нескольких крупных предприятий и первоначальных объёмов застройки уже не хватало. На фото – стадион “Труд” и площадь Свободы.

ot-stavropolia-do-toliatti-foto-07

Постепенно город благоустраивался. В ноябре 1953 года в Центральном районе была принята первая очередь водопровода – 13 колонок. В декабре этого же года был проведена первая высоковольтная электролиния по улицам Садовой, Советской и Лесной. На фото – жители вскапывают центральный парк.

ot-stavropolia-do-toliatti-foto-08

Площадь свободы.

ot-stavropolia-do-toliatti-foto-09

Новый толчок в развитии город получил благодаря начавшемуся в 1974 году строительству крупнейшего в СССР завода по производству минеральных удобрений “ТольяттиАзот”.

ot-stavropolia-do-toliatti-foto-10

Также в Тольятти были построены другие крупные химические заводы – КуйбышевФосфор, КуйбышевАзот, Тольяттикаучук.

ot-stavropolia-do-toliatti-foto-11

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 августа 1964 года город Ставрополь Куйбышевской области был переименован в Тольятти в честь генерального секретаря Итальянской коммунистической партии Пальмиро Тольятти.

ot-stavropolia-do-toliatti-foto-12

В 1966 году началось строительство крупнейшего в СССР Волжского автомобильного завода по производству легковых автомобилей, площадью более 900 гектаров.

ot-stavropolia-do-toliatti-foto-13

Параллельно со строительством завода начал возводиться и жилой район для работников ВАЗа – Автозаводский. Историки называют это “третьим рождением города”.

ot-stavropolia-do-toliatti-foto-14

ВАЗ 2101 на старом советском плакате.

ot-stavropolia-do-toliatti-foto-15

Особенность Автозаводского района или, как говорят местные “нового города”, в том, что он был построен, впервые в СССР, без единого барака. На новом месте предполагалось обойтись без временного жилья и сразу строить благоустроенные дома и объекты соцкультбыта. Это эталон «города-мечты», города будущего в представлении архитекторов периода конца 60-х – начала 70-х годов.

ot-stavropolia-do-toliatti-foto-16

Строящаяся гостиница около современного ТЦ “Вега”, около 30 (!) лет оставалась недостроенной в связи с какими-то ошибками в проектировании, её достроили только в 2010 году.

ot-stavropolia-do-toliatti-foto-17

Не обошлось без помощи стройбата.

ot-stavropolia-do-toliatti-foto-18

Район строился в чистом поле практически с “нулевой” отметки: с устройства инженерных коммуникаций: дорог, коллекторов, линий водоводов. За короткие сроки необходимо было ввести в пользование и освоить 80 кв. км земли.

ot-stavropolia-do-toliatti-foto-19

Первые годы район буквально утопал в грязи.

ot-stavropolia-do-toliatti-foto-20

Над его проектированием работало 27 научно-исследовательских и проектных организаций, генеральным проектировщиком стал институт ЦНИИЭП жилища. Руководствуясь теорией функциональных зон, архитекторы-проектировщики сразу выделили в Новом городе 4 планировочных района, два из которых предназначены преимущественно для рабочих и специалистов автомобильного завода, третий (восточный) – для трудящихся предприятий существующей части города, четвертый – резервный. Четкое определение зон позволило определить застройку нового района в две очереди, что позволило ускорить возведения жилья и объектов инфраструктуры.

ot-stavropolia-do-toliatti-foto-21

Фундамент первого дома в Новом городе заложили еще в 1967 году. 31 октября бригада “Жилстроя” № 1 под руководством Валентина Павлова провели закладку фундамента первого дома со строительным индексом 1-Д (ныне это дом по ул. Свердлова, 37) в первом квартале будущего Автозаводского района города Тольятти. Символичным моментом стало послание к жителям города 2017 года, помещенное в стальную капсулу и уложенное Героем Социалистического Труда Марфой Трофимовной Шубиной в фундамент дома.

ot-stavropolia-do-toliatti-foto-22

Большой вклад в жилищное и культурно-бытовое строительство Автозаводского района внесли “вазовцы”. Это приехавшие из 28 областей, краев и республик Советского Союза молодые люди, комсомольцы – будущие работники Волжского автомобильного завода, профессиональная деятельность которых, как правило, не была связана со строительством. Целыми специализированными подразделениями им надолго приходилось переквалифицироваться в строителей. Обучение возведению крупнопанельных домов проводилось прямо на рабочих местах. Для этого из Москвы в Тольятти были направлены 400 квалифицированных рабочих.

ot-stavropolia-do-toliatti-foto-23

Строящийся спорткомплекс “Волгарь”.

ot-stavropolia-do-toliatti-foto-24

6 мая 1969 года началось строительство кинотеатра “Сатурн”, которое было окончено в феврале 1972 года. На момент сдачи это был крупнейший кинотеатр Куйбышевской области на 1200 зрительских мест, оборудованный кондиционерами.

ot-stavropolia-do-toliatti-foto-25

Проектированием кинотеатра занимались специалисты Московского центрального научно-исследовательского института экспериментального проектирования зрелищных зданий Э. Б. Тер-Степанова, М. П. Бубнов, К. В. Лазарева, И. В. Семейкина и конструктор В. Г. Немировский.

ot-stavropolia-do-toliatti-foto-26

Такси около “Сатурна”.

ot-stavropolia-do-toliatti-foto-27

Жилая застройка проведена домами самой различной конфигурации и высоты. В первых кварталах застройка состояла в основном из пятиэтажных домов. Затем основными стали 9-ти этажные дома, которые дополнялись 12-ти и 16-ти этажными. Автоград был вторым в Советском Союзе после Зеленограда городом, где дома подготавливали под электроплиты.

ot-stavropolia-do-toliatti-foto-28

На окраинах Тольятти (вплоть до начала 90-х) можно было увидеть лосей

Около кинотеатра Сатурн в первые годы часто проводили массовые мероприятия.

Строится детский парк автозаводского района.

Погрузка на корабль первых “Жигулей” в порту Комсомольского района.

Сооружение Автозаводского района Тольятти проводилось с учетом его предназначения – автомобильная столица. В связи с этим планирование и проектирование внутренней транспортной сети Нового города строилось на новейших подходах, с расчетом на массовое скоростное движение и стремительное увеличение численности транспорта.

https://augustnews.ru/fotoalbom-ot-stavropolya-do-tolyatti/

Tags: СССР, Тольятти, фото
Subscribe

Posts from This Journal “Тольятти” Tag

  • Подарки первоклассникам-концерты в филармонии

    Акция «Подарок первокласснику» проходит в Тольяттинской филармонии, сообщил муниципальный департамент образования. В рамках этого…

  • Они же дети или провокации ?!

    Очередной школьный скандал разыгрался 16 января у нас в Тольятти. В школе № 93 завуч и преподавать биологии Валентина Я. ударила на своем уроке…

  • Стоимость бензина по 22 р.

    Да, именно такая стоимость бензина на заправках. А именно АИ-92. Примерно 22 рубля. Только не за литр, а за поллитра. Можно ведь и так написать на…

  • Через пять лет проведут интернет

    Доступ к сети «Интернет» появится на дачных посёлках Ставропольского района до 2024 года, сообщил департамент информационных…

  • Присядут за букет цветов

    В Тольятти произошло ограбление цветочного павильона. Казалось бы, ну чем там можно поживиться, кроме цветов ?! А вот именно ими ради них и был…

  • Взрыв газа в Шахтах

    Сегодня, 14 января, в городе Шахты в жилом доме произошел взрыв газа. В результате ЧП в здании обрушились два этажа – восьмой и девятый. В…

  • Детский сад "Ладушки" сваливший двух городских чиновников

    Есть в Тольятти многострадальный д\сад "Ладушки". Находится он в 20-м квартале города. И пока ещё не введён в эксплуатацию. Вот уже…

  • Бесплатный отдых для детей

    Пансионаты «Звездный» и «Электроник-Дубрава» Тольятти организуют в зимне-весенний период бесплатные заезды для детей 6-18…

  • Ничего особенного...просто ножичком порезали

    Вот и прошёл Новый год. Хороший семейный праздник. За праздничным столом, находятся родные и друзья. Весело и порой очень шумно бывает. Шумно,…

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments

Besttasylda

December 22 2018, 06:05:41 UTC 1 month ago

  • New comment
Мой любимый дом на Шлюзовом. Как раз с архитектурными излишествами)





Спасибо, Саша! Заберу пост в Избранное.