amarok_man (amarok_man) wrote,
amarok_man
amarok_man

Categories:

Исчезнувшие постройки Петербурга

Деревянное здание кинотеатра «Колизей» на Кронверкском проспекте возвели в 1908 году по проекту архитектора Якова Гевирца, который был известен в Петербурге своими неоклассическими постройками. Одним из главных событий в жизни не только кинотеатра, но и всего отечественного кинематографа стала премьера фильма «Понизовая вольница» (режиссер Владимир Ромашков) о Стеньке Разине. Это была незамысловатая экранизация знаменитой песни «Из-за острова на стрежень», написанной поэтом Дмитрием Садовниковым и переработанной в «сценариус» Василием Гончаровым. Кроме того, в репертуаре кинотеатра были ходовые иностранные ленты. Проработал «Колизей» всего год. Осенью 1909 года здесь же функционировал цирк «Модерн». В начале 1919 года деревянное здание пострадало во время пожара и было разобрано на дрова. Через 10 лет, в 1932 году, на месте кинотеатра построили студенческое общежитие.


Цирк «Модерн»

Цирк, появившийся на месте «Колизея», был построен по проекту гражданского инженера Николая Романченко. В его архитектуре явно чувствовался модерн: башенка со шпилем, овальные формы, ниши. Портал с афишами над входом в здание освещали закрепленные на стене типовые фасадные бра, которые темными вечерами привлекали внимание прогуливающихся: яркие афиши рассказывали о гастролях заграничных артистов, выступлениях необыкновенно гибких гимнастов, очаровательных пуделей и миловидных пони. С наступлением 1917 года обществу стало не до пуделей и пони: внутри проходили шумные революционные митинги. Тут даже выступали вожди революции Владимир Ленин и Лев Троцкий.



Часовня Святого Николая Мирликийского на Николаевском (Благовещенском) мосту

Маленькая открытая часовня с гранитными колоннами была заложена в 1853 году по проекту архитектора Штакеншнейдера, а освящена ровно через год. Колонны и стены были сделаны из серого, а цоколь и лестница — из красного дорогого финского гранита. Шатровый купол, капители, рамы и двери ярко блестели золоченой медью. Часовню снесли в 1930 году по предложению общества «Старый Петербург» для установки на ее месте памятника лейтенанту Шмидту. Проект так и не был воплощен в жизнь.



Театр на Офицерской. Луна-парк. Демидов сад

История Демидова сада на Офицерской улице (сейчас — улица Декабристов) как одного из основных петербургских мест развлечений начинается в XVIII веке, когда здесь устроили так называемый Воксал в Нарышкином саду, где проводили праздники и маскарады с танцами. Позже здесь находились «Русский семейный сад», зимний кафешантан «Фоли-Бержер», «Театр Неметти», а в начале XX века сад и летний театр В. А. Казанского, где в 1906–1909 годах располагался Драматический театр В. Ф. Комиссаржевской, главным режиссером в котором был Всеволод Мейерхольд. Открывала театр пьеса Ибсена «Гедда Габлер», а чуть позже здесь впервые поставили спектакль по произведению Александра Блока «Балаганчик». Несмотря на творческий успех театра, дуэт Комиссаржевская — Мейрхольд просуществовал недолго. Сказались разногласия и противоречия между двумя талантливыми людьми. Вера Федоровна организовала на базе театра новое заведение — «Веселый театр для пожилых детей», который закрылся после смерти Комиссаржевской в феврале 1910-го. Демидов сад вновь стал пользоваться бешеной популярностью в 1912 году, когда здесь открылся луна-парк. Спонсором нового развлечения выступил купец первой гильдии и почетный гражданин Ялышев, который в общей сложности потратил на проект парка около 500 тысяч рублей. Художником и архитектором в одном флаконе выступил А. П. Вайтенс, который спроектировал и построил знаменитый вход в сад: широкие ворота с высокой аркой и ионическими колоннами. До наших дней арка не сохранилась. Теперь на ее месте находится концертная площадка Мариинского театра. Вместе с луна-парком в саду также появился летний ресторан в стиле ампир и здание театра «Летний фарс», на сцене которого в 1913 году прошла премьера спектакля футуристов по пьесе Маяковского. Устроение луна-парка оказалось предприятием прибыльным. В год его посещали до 300 тысяч людей, а билет стоил 1,5–2 рубля, что позволяло окупить все расходы и существенно разбогатеть держателям акций. После февральских событий 1917-го в парке работали мюзик-холл, варьете и два кинотеатра. Весной 1918-го года луна-парк реквизировали. Он перешел в ведение Коломенского совета рабочих и солдатских депутатов. Постепенно парк начал приходить в запустение, а на месте сада построили стадион Института физической культуры имени Лесгафта. Однако история театра на этом не заканчивается. В 1918 году Всеволод Мейерхольд устроил на базе прежнего театра Рабочий театр второго Коломенского района, ставит на его сцене «Ткачей» Гауптмана, «Нору» Ибсена и «Жоржа Дандена» Мольера. Но даже такой репертуар не спасает опальный театр: спектакли посещают редко и мало, что приводит в итоге к тому, что в годы Гражданской войны он закрывается. Долгое время театр являл печальное зрелище: стены ветшали, крыша проваливалась, а сорная трава крепко охватывала стены здания. В 1933 году ограда бывшего луна-парка и обветшавший каменный театр были разобраны. Так закончилась былая слава некогда самого популярного в Петербурге увеселительного места.



«Дом-сказка». Доходный дом Кольцова

Ассоциацию со сказкой и былью дом на Английском проспекте/улице Декабристов получил из-за причудливого смешения и соединения различных романтических стилей. Здесь и северный модерн, и национальный стиль, и окна с балконами причудливой формы, и угловая башня, и стены, облицованные ярким природным камнем, и красочные майоликовые панно, созданные по эскизам самого Михаила Врубеля. Кроме того, скульптором Рауш фон Траубенбергом была высечена из камня птица Феникс, которая будто поддерживала на своих крыльях угловой эркер дома — эта декоративная деталь придала оформлению здания окончательный вид. Строительство началось в 1905 году, когда Петр Кольцов (золотопромышленник и богатейший человек) приобрел участок и дал архитектору Аркадию Бернардацци задание возвести новый дом. В начале XX века в доме проживала знаменитая балерина Анна Павлова, в роскошной квартире которой оборудовали репетиционный зал с кафельной печью, расписанной ампирными веночками с фризом танцующих нимф под высоким потолком. Здесь же танцор балета и хореограф Михаил Фокин создал для Павловой потрясающую постановку «Умирающий лебедь». До 1917 года в доме находился один из крупнейших столичных банков, а в 1920-х годах в здании действовала балетная школа Кларка, где постигал азы театрального мастерства будущий драматический артист Николай Черкасов. Зимой 1942 года, во время жесточайших морозов, в доме вспыхнул пожар, с которым несколько дней подряд боролись обессилившие от голода ленинградцы. Для борьбы с огнем шланги протягивали к проруби во льду реки Пряжки, однако в неравной битве победила стихия. Удалось отстоять лишь дворовую часть жилого здания, украшенный же роскошной мозаикой фасад рухнул и был утерян безвозвратно. После войны на месте дома было выстроено новое здание в стиле сталинского неоклассицизма, над которым в 1953 году работал архитектор Сергей Пермский.



Немецкая реформатская кирха

Некогда на Большой Морской улице на месте Дворца культуры работников связи, на сцене которого выступали группы «Кино» и «Аквариум», стояла церковь в псевдоготическом стиле, где проходили службы и звучал орган. Здесь в 1865 году по проекту архитектора Гаральда Боссе была построена немецкая реформатская кирха в романо-готическом стиле. Стены здания были сделаны из красного кирпича, а отдельные элементы выкрашены белой краской. На первом этаже разместили школу и квартиру пастора, а на втором — непосредственно сам храм с большими витражными окнами и органом. Храм простоял недолго: после пожара 1872 года церковь пришлось капитально перестраивать, но уже по чертежам Карла Рахау, который оставил почти неприкосновенным прежний облик церкви, повысив лишь колокольню да потолки. В 1929 году кирха была закрыта, а в ней разместили общежитие. Год спустя здание было перестроено до неузнаваемости в стиле модного в то время конструктивизма для будущего Дома культуры. Верхняя часть башни со шпилем была убрана, а на фасады добавили скульптурные композиции и балконы. Внешний вид здания как нельзя лучше иллюстрирует стилистические особенности конструктивизма: простые формы, монументальность и отчетливая идеологическая нагрузка, которую несут декоративные элементы. Скульптурный фриз — это фигурная композиция на тему революции, где среди восставших вооружённых мужчин находятся старики, женщины и даже ребенок, фасад бывшей колокольни украшен скульптурами: рабочий с молотом, солдат с винтовкой и женщина с книгой. А над входом в здание высится рельефный герб СССР. Чуть позже скромное название «Дом культуры» было изменено на «Дворец». Здесь разместили концертный зал, кинозал, библиотеку и творческие кружки. Гораздо позже именно на сцене этого дворца в Ленинграде стал зарождаться русский рок, так как здесь выступали и записывали песни группы «Кино», «Аквариум» и другие представители неформальной музыки.



Крытый каток

Когда-то на Марсовом поле проводились народные гулянья, парады и праздники. Начиная с 20-х годов 20 века, поле стало местом упокоения жертв революции. Однако всего каких-то 100-120 лет назад на его просторах был обустроен крытый павильон, где с потолка сияли огнями лампочки, выдавались напрокат коньки, продавался согревающий сбитень, а желающих учили премудростям катания по льду.



Часовня святого князя Александра Невского

Мало кто знает, что в ограде Летнего сада некогда стояла живописная часовня. Возведена она была в 1866–1867 годах по проекту зодчего Романа Кузьмина. Выбор места объясняется тем, что именно здесь 4 апреля 1866 года русский революционер-террорист Дмитрий Каракозов совершил покушение на жизнь Александра II. Террористическая акция окончилась неудачей, а на месте трагического события решили построить часовню. На месте покушения сразу же возвели деревянную постройку, которая в течение года была заменена каменной. Внутри часовни разместился большой мозаичный образ святого благоверного князя Александра Невского, а на стенах — надписи «Не прикасайся к Помазанному Моему» и «Сила Всевышнего осенит тя», также при внутренней отделке использовался разноцветный мрамор, лабрадор и лазурит, пол был выложен из цветного мрамора, а крыша ослепляла светом золоченой бронзы, сверкающей на солнце. В 1918 году часовня перестала действовать, через нее можно было попасть в Летний сад, а в 1930 году было решено и вовсе разобрать ее, установив на месте часовни копию секции невской ограды. В 1932 году на решетке сада на том месте, где не так давно стояла часовня, появилась доска, напоминающая о покушении на царя, однако в начале 1900-х годов она была убрана.



Василеостровский театр

Василеостровский театр на Большом проспекте возвели в 1887 году. Буквально сразу же после строительства он начал сдаваться в аренду антрепренерам. Уже в 1893–1894 годах его снимал театральный деятель Мерянский, который поставил на этой сцене спектакли «Борис Годунов» и «Горе от ума». С началом XX века в театре держал антрепризу Попов, который ставил спектакли «Зимняя сказка», «Уриэль Акоста» «Зеленый попугай» и «Гибель "Надежды"». Заметным событием в жизни театра стал момент, когда в 1903 году здесь начал режиссировать постановщик Шмитов, который с гордостью сообщал на афишах, что произведения Горького «Мещане» и «На дне» ставятся им «по образцу Художественного театра». В 1906-м театр был куплен Попечительством о народной трезвости, которое перенесло в Василеостровский театр часть спектаклей Народного дома на Петербургской стороне. Удивительно, что в то время на весь Васильевский остров это было едва ли не единственное театральное здание, которое посещали самые разные зрители, «начиная от офицера и кончая чернорабочим, от модницы с аршинным лорнетом в первом ряду до бабы в платке и полушубке». Цены на билеты были соответствующими — от 1 рубля 25 копеек до пятачка за билет. Театр работал до середины 1920-х годов. В годы блокады деревянное здание было разобрано на дрова.



Кинотеатр «Балтика»

В 1914 году архитектор Сима Минаш построил на 7ой линии Васильевского острова каменное здание для нужд кинематографа «Форум». Кинематограф пользовался бешеной популярностью. Однако начавшаяся Первая мировая война и грянувшая за ней революция привели к тому, что предприятие начало приносить меньше прибыли, а в 1920-х годах его и вовсе национализировали. В послевоенные годы кинотеатр было решено перестроить. Проектом занимались архитекторы Груздева и Чайко, которые построили здание в модном в то время стиле сталинского неоклассицизма. Отреставрированный и обновленный кинотеатр получил название «Балтика». Здесь можно было не только посмотреть отечественные и зарубежные картины, но и увидеть подвешенные под самый потолок большие клетки с живыми птицами, а также посетить зал, где находился террариум с саламандрами и другими экзотическими животными, аквариумы с красивыми рыбами и фонтанчик (туда посетители кинотеатра кидали монетки — на удачу). Закат кинотеатра пришелся на 2003 год, когда на его месте построили типичный для начала XXI века жилой дом, кофейню и памятник бомбардиру Василию Корчмину.

отсюда : https://oli-da.livejournal.com/2219143.html

Tags: Петербург, архитектура, история
Subscribe

Posts from This Journal “Петербург” Tag

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments