amarok_man (amarok_man) wrote,
amarok_man
amarok_man

Category:

Исчезнувшие постройки Петербурга

Деревянное здание кинотеатра «Колизей» на Кронверкском проспекте возвели в 1908 году по проекту архитектора Якова Гевирца, который был известен в Петербурге своими неоклассическими постройками. Одним из главных событий в жизни не только кинотеатра, но и всего отечественного кинематографа стала премьера фильма «Понизовая вольница» (режиссер Владимир Ромашков) о Стеньке Разине. Это была незамысловатая экранизация знаменитой песни «Из-за острова на стрежень», написанной поэтом Дмитрием Садовниковым и переработанной в «сценариус» Василием Гончаровым. Кроме того, в репертуаре кинотеатра были ходовые иностранные ленты. Проработал «Колизей» всего год. Осенью 1909 года здесь же функционировал цирк «Модерн». В начале 1919 года деревянное здание пострадало во время пожара и было разобрано на дрова. Через 10 лет, в 1932 году, на месте кинотеатра построили студенческое общежитие.


Цирк «Модерн»

Цирк, появившийся на месте «Колизея», был построен по проекту гражданского инженера Николая Романченко. В его архитектуре явно чувствовался модерн: башенка со шпилем, овальные формы, ниши. Портал с афишами над входом в здание освещали закрепленные на стене типовые фасадные бра, которые темными вечерами привлекали внимание прогуливающихся: яркие афиши рассказывали о гастролях заграничных артистов, выступлениях необыкновенно гибких гимнастов, очаровательных пуделей и миловидных пони. С наступлением 1917 года обществу стало не до пуделей и пони: внутри проходили шумные революционные митинги. Тут даже выступали вожди революции Владимир Ленин и Лев Троцкий.



Часовня Святого Николая Мирликийского на Николаевском (Благовещенском) мосту

Маленькая открытая часовня с гранитными колоннами была заложена в 1853 году по проекту архитектора Штакеншнейдера, а освящена ровно через год. Колонны и стены были сделаны из серого, а цоколь и лестница — из красного дорогого финского гранита. Шатровый купол, капители, рамы и двери ярко блестели золоченой медью. Часовню снесли в 1930 году по предложению общества «Старый Петербург» для установки на ее месте памятника лейтенанту Шмидту. Проект так и не был воплощен в жизнь.



Театр на Офицерской. Луна-парк. Демидов сад

История Демидова сада на Офицерской улице (сейчас — улица Декабристов) как одного из основных петербургских мест развлечений начинается в XVIII веке, когда здесь устроили так называемый Воксал в Нарышкином саду, где проводили праздники и маскарады с танцами. Позже здесь находились «Русский семейный сад», зимний кафешантан «Фоли-Бержер», «Театр Неметти», а в начале XX века сад и летний театр В. А. Казанского, где в 1906–1909 годах располагался Драматический театр В. Ф. Комиссаржевской, главным режиссером в котором был Всеволод Мейерхольд. Открывала театр пьеса Ибсена «Гедда Габлер», а чуть позже здесь впервые поставили спектакль по произведению Александра Блока «Балаганчик». Несмотря на творческий успех театра, дуэт Комиссаржевская — Мейрхольд просуществовал недолго. Сказались разногласия и противоречия между двумя талантливыми людьми. Вера Федоровна организовала на базе театра новое заведение — «Веселый театр для пожилых детей», который закрылся после смерти Комиссаржевской в феврале 1910-го. Демидов сад вновь стал пользоваться бешеной популярностью в 1912 году, когда здесь открылся луна-парк. Спонсором нового развлечения выступил купец первой гильдии и почетный гражданин Ялышев, который в общей сложности потратил на проект парка около 500 тысяч рублей. Художником и архитектором в одном флаконе выступил А. П. Вайтенс, который спроектировал и построил знаменитый вход в сад: широкие ворота с высокой аркой и ионическими колоннами. До наших дней арка не сохранилась. Теперь на ее месте находится концертная площадка Мариинского театра. Вместе с луна-парком в саду также появился летний ресторан в стиле ампир и здание театра «Летний фарс», на сцене которого в 1913 году прошла премьера спектакля футуристов по пьесе Маяковского. Устроение луна-парка оказалось предприятием прибыльным. В год его посещали до 300 тысяч людей, а билет стоил 1,5–2 рубля, что позволяло окупить все расходы и существенно разбогатеть держателям акций. После февральских событий 1917-го в парке работали мюзик-холл, варьете и два кинотеатра. Весной 1918-го года луна-парк реквизировали. Он перешел в ведение Коломенского совета рабочих и солдатских депутатов. Постепенно парк начал приходить в запустение, а на месте сада построили стадион Института физической культуры имени Лесгафта. Однако история театра на этом не заканчивается. В 1918 году Всеволод Мейерхольд устроил на базе прежнего театра Рабочий театр второго Коломенского района, ставит на его сцене «Ткачей» Гауптмана, «Нору» Ибсена и «Жоржа Дандена» Мольера. Но даже такой репертуар не спасает опальный театр: спектакли посещают редко и мало, что приводит в итоге к тому, что в годы Гражданской войны он закрывается. Долгое время театр являл печальное зрелище: стены ветшали, крыша проваливалась, а сорная трава крепко охватывала стены здания. В 1933 году ограда бывшего луна-парка и обветшавший каменный театр были разобраны. Так закончилась былая слава некогда самого популярного в Петербурге увеселительного места.



«Дом-сказка». Доходный дом Кольцова

Ассоциацию со сказкой и былью дом на Английском проспекте/улице Декабристов получил из-за причудливого смешения и соединения различных романтических стилей. Здесь и северный модерн, и национальный стиль, и окна с балконами причудливой формы, и угловая башня, и стены, облицованные ярким природным камнем, и красочные майоликовые панно, созданные по эскизам самого Михаила Врубеля. Кроме того, скульптором Рауш фон Траубенбергом была высечена из камня птица Феникс, которая будто поддерживала на своих крыльях угловой эркер дома — эта декоративная деталь придала оформлению здания окончательный вид. Строительство началось в 1905 году, когда Петр Кольцов (золотопромышленник и богатейший человек) приобрел участок и дал архитектору Аркадию Бернардацци задание возвести новый дом. В начале XX века в доме проживала знаменитая балерина Анна Павлова, в роскошной квартире которой оборудовали репетиционный зал с кафельной печью, расписанной ампирными веночками с фризом танцующих нимф под высоким потолком. Здесь же танцор балета и хореограф Михаил Фокин создал для Павловой потрясающую постановку «Умирающий лебедь». До 1917 года в доме находился один из крупнейших столичных банков, а в 1920-х годах в здании действовала балетная школа Кларка, где постигал азы театрального мастерства будущий драматический артист Николай Черкасов. Зимой 1942 года, во время жесточайших морозов, в доме вспыхнул пожар, с которым несколько дней подряд боролись обессилившие от голода ленинградцы. Для борьбы с огнем шланги протягивали к проруби во льду реки Пряжки, однако в неравной битве победила стихия. Удалось отстоять лишь дворовую часть жилого здания, украшенный же роскошной мозаикой фасад рухнул и был утерян безвозвратно. После войны на месте дома было выстроено новое здание в стиле сталинского неоклассицизма, над которым в 1953 году работал архитектор Сергей Пермский.



Немецкая реформатская кирха

Некогда на Большой Морской улице на месте Дворца культуры работников связи, на сцене которого выступали группы «Кино» и «Аквариум», стояла церковь в псевдоготическом стиле, где проходили службы и звучал орган. Здесь в 1865 году по проекту архитектора Гаральда Боссе была построена немецкая реформатская кирха в романо-готическом стиле. Стены здания были сделаны из красного кирпича, а отдельные элементы выкрашены белой краской. На первом этаже разместили школу и квартиру пастора, а на втором — непосредственно сам храм с большими витражными окнами и органом. Храм простоял недолго: после пожара 1872 года церковь пришлось капитально перестраивать, но уже по чертежам Карла Рахау, который оставил почти неприкосновенным прежний облик церкви, повысив лишь колокольню да потолки. В 1929 году кирха была закрыта, а в ней разместили общежитие. Год спустя здание было перестроено до неузнаваемости в стиле модного в то время конструктивизма для будущего Дома культуры. Верхняя часть башни со шпилем была убрана, а на фасады добавили скульптурные композиции и балконы. Внешний вид здания как нельзя лучше иллюстрирует стилистические особенности конструктивизма: простые формы, монументальность и отчетливая идеологическая нагрузка, которую несут декоративные элементы. Скульптурный фриз — это фигурная композиция на тему революции, где среди восставших вооружённых мужчин находятся старики, женщины и даже ребенок, фасад бывшей колокольни украшен скульптурами: рабочий с молотом, солдат с винтовкой и женщина с книгой. А над входом в здание высится рельефный герб СССР. Чуть позже скромное название «Дом культуры» было изменено на «Дворец». Здесь разместили концертный зал, кинозал, библиотеку и творческие кружки. Гораздо позже именно на сцене этого дворца в Ленинграде стал зарождаться русский рок, так как здесь выступали и записывали песни группы «Кино», «Аквариум» и другие представители неформальной музыки.



Крытый каток

Когда-то на Марсовом поле проводились народные гулянья, парады и праздники. Начиная с 20-х годов 20 века, поле стало местом упокоения жертв революции. Однако всего каких-то 100-120 лет назад на его просторах был обустроен крытый павильон, где с потолка сияли огнями лампочки, выдавались напрокат коньки, продавался согревающий сбитень, а желающих учили премудростям катания по льду.



Часовня святого князя Александра Невского

Мало кто знает, что в ограде Летнего сада некогда стояла живописная часовня. Возведена она была в 1866–1867 годах по проекту зодчего Романа Кузьмина. Выбор места объясняется тем, что именно здесь 4 апреля 1866 года русский революционер-террорист Дмитрий Каракозов совершил покушение на жизнь Александра II. Террористическая акция окончилась неудачей, а на месте трагического события решили построить часовню. На месте покушения сразу же возвели деревянную постройку, которая в течение года была заменена каменной. Внутри часовни разместился большой мозаичный образ святого благоверного князя Александра Невского, а на стенах — надписи «Не прикасайся к Помазанному Моему» и «Сила Всевышнего осенит тя», также при внутренней отделке использовался разноцветный мрамор, лабрадор и лазурит, пол был выложен из цветного мрамора, а крыша ослепляла светом золоченой бронзы, сверкающей на солнце. В 1918 году часовня перестала действовать, через нее можно было попасть в Летний сад, а в 1930 году было решено и вовсе разобрать ее, установив на месте часовни копию секции невской ограды. В 1932 году на решетке сада на том месте, где не так давно стояла часовня, появилась доска, напоминающая о покушении на царя, однако в начале 1900-х годов она была убрана.



Василеостровский театр

Василеостровский театр на Большом проспекте возвели в 1887 году. Буквально сразу же после строительства он начал сдаваться в аренду антрепренерам. Уже в 1893–1894 годах его снимал театральный деятель Мерянский, который поставил на этой сцене спектакли «Борис Годунов» и «Горе от ума». С началом XX века в театре держал антрепризу Попов, который ставил спектакли «Зимняя сказка», «Уриэль Акоста» «Зеленый попугай» и «Гибель "Надежды"». Заметным событием в жизни театра стал момент, когда в 1903 году здесь начал режиссировать постановщик Шмитов, который с гордостью сообщал на афишах, что произведения Горького «Мещане» и «На дне» ставятся им «по образцу Художественного театра». В 1906-м театр был куплен Попечительством о народной трезвости, которое перенесло в Василеостровский театр часть спектаклей Народного дома на Петербургской стороне. Удивительно, что в то время на весь Васильевский остров это было едва ли не единственное театральное здание, которое посещали самые разные зрители, «начиная от офицера и кончая чернорабочим, от модницы с аршинным лорнетом в первом ряду до бабы в платке и полушубке». Цены на билеты были соответствующими — от 1 рубля 25 копеек до пятачка за билет. Театр работал до середины 1920-х годов. В годы блокады деревянное здание было разобрано на дрова.



Кинотеатр «Балтика»

В 1914 году архитектор Сима Минаш построил на 7ой линии Васильевского острова каменное здание для нужд кинематографа «Форум». Кинематограф пользовался бешеной популярностью. Однако начавшаяся Первая мировая война и грянувшая за ней революция привели к тому, что предприятие начало приносить меньше прибыли, а в 1920-х годах его и вовсе национализировали. В послевоенные годы кинотеатр было решено перестроить. Проектом занимались архитекторы Груздева и Чайко, которые построили здание в модном в то время стиле сталинского неоклассицизма. Отреставрированный и обновленный кинотеатр получил название «Балтика». Здесь можно было не только посмотреть отечественные и зарубежные картины, но и увидеть подвешенные под самый потолок большие клетки с живыми птицами, а также посетить зал, где находился террариум с саламандрами и другими экзотическими животными, аквариумы с красивыми рыбами и фонтанчик (туда посетители кинотеатра кидали монетки — на удачу). Закат кинотеатра пришелся на 2003 год, когда на его месте построили типичный для начала XXI века жилой дом, кофейню и памятник бомбардиру Василию Корчмину.

отсюда : https://oli-da.livejournal.com/2219143.html

Tags: Петербург, архитектура, история
Subscribe

Posts from This Journal “Петербург” Tag

promo mir_v_donbasse сентябрь 16, 07:43 475
Buy for 30 tokens
Обновление: для приемной дочери Татьяны, у девочки онкология, разыскивается препарат Бондронат! Стоит порядка 14 000! Жизненно необходим! Кто поможет достать, или собрать на хотя бы две упаковки - контакты и реквизиты ниже! Пометка "Препарат". После начала кровавого геноцида жителей Донбасса, я…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments