
Вчера прошло награждение победителей всероссийского конкурса "Учитель года". Первое место в нём заняла учитель русского языка и литературы 29-летняя Лариса Арачашвили. Главная награда - большой хрустальный пеликан - теперь "пропишется" в волгоградской средней школе № 55 "Долина знаний", где Лариса Гивиевна преподаёт.
Победительница рассказала в газете "РГ" о том, как увлечь ребенка чтением, о мобильниках, "двойках".
Публикую в журнале некоторые фрагменты из неё, которые показались мне интересны:
"...- Что бы вы изменили в школьной программе по литературе?
Лариса Арачашвили:
Честно? Мне не очень нравится наша программа по литературе, особенно в старших классах. Дается очень много серьезных больших произведений, и при этом катастрофически мало часов для того, чтобы их подробно разобрать с детьми. Сегодня изучение "Войны и мира" становится действительно сложной задачкой и для учителя, и для учеников. Либо нужно увеличивать количество часов на это произведение, либо менять структуру преподавания, либо предлагать детям вообще другие книги.
- И как вам удается заставить старшеклассников все-таки осилить все четыре тома?
Лариса Арачашвили: Заставить - изначально неправильное слово. Я всеми силами пытаюсь уйти от него. Литература не должна превращаться в наказание для ребенка. Вся "фишка" в том, чтобы сделать ее интересной. Выкручиваюсь, как могу. Даю что-то фрагментами. А вообще есть очень хороший сайт - называется "Живые страницы". Там вся "Война и мир" представлена в схемах и таблицах. Это очень облегчает задачу."
...Вот тоже не уверен, что в школьной программе нужна "Война и мир". Школьникам, даже старшеклассникам это произведение сложно. Не уверен, что многие школьники его прочли к окончанию школы. Хотя есть и аргументы, что "Война и мир", классика, которая просто обязана быть в школьной образовательной программе.
"..."двойки" ставите?
Лариса Арачашвили: Да. За списывание, за невыполненную "домашку", за незнание предмета. Но есть нюансы. Когда ребенок пишет в начале года диктант, и у него 20 ошибок, я ставлю ему "два". Потом в конце года он пишет диктант уже с 10 ошибками. И я по идее снова должна поставить ему "два". Но этого не делаю. За год ребенок вырос, и свою "тройку" действительно заслужил. Главное для меня - показать ему: "ты можешь стать лучше".
На мой взгляд правильный подход к процессу обучения
"...- Мобильники на уроке: запрещаете или нет?
Лариса Арачашвили: Наверно, скажу непопулярную среди учителей позицию, но я мобильники не запрещаю, а использую как дополнительный инструмент. Мы всем классом на мобильных телефонах проходим созданные мной опросы в режиме онлайн. Когда они отвечают - результаты сразу появляются на моем устройстве. И мне уже не нужно вручную проверять письменные тесты. Так что мобильники - большое подспорье, сильно облегчают задачу."
https://rg.ru/2019/10/06/uchitel-goda-rossii-o-dvojkah-mobilnikah-i-zarplatah.html
Не согласен с тем, что мобильники детям нужны на уроках.
"...- На сколько ставок работаете сейчас?
Лариса Арачашвили: Полторы ставки. Это шесть уроков каждый день, к которым нужно подготовиться, затем проверить домашние задания... Нагрузка, на самом деле, достаточно большая. Как с ней справляюсь? Работаю еще больше. У меня есть допинг, которого нет у многих людей. Это любовь детей, которую я получаю в стократном размере. Даже если ты успешный менеджер в офисе, то никто не подойдет к тебе и не обнимет посреди рабочего дня, не скажет, какая ты классная. Никто не напишет на доске мелом: "Лариса Гивиевна, мы вас любим!". Именно из-за этого я работаю в школе.
- Как, на ваш взгляд, можно снизить нагрузку на учителей?
Лариса Арачашвили: Проблема очень непростая. Учителя берут несколько ставок вовсе не из-за того, что они хотят так много работать. Причина в том, что они хотят кушать. Но "простое" увеличение оплаты труда на одну ставку проблему не решит. Есть еще такая вещь, как "педагогический голод". Во многих школах просто не хватает учителей, чтобы "закрыть" все предметы во всех классах - люди не идут работать. Поэтому многим педагогам приходится совмещать. Нужно повышать престиж профессии."
Journal information