Этот несчастный случай стал первым в череде печальных событий, которые стали причиной тяжелой затяжной депрессии, отравившей последние годы жизни актера…
Эраст Гарин (настоящая фамилия – Герасимов) появился на свет в 1902 году в Рязани.
После окончания школы он записался добровольцем в ряды Красной Армии, однако воевать ему не пришлось – как ни странно, именно там и началась его актерская карьера.
Впервые на сцену Эраст вышел в гарнизонном театре Рязани – 1-м самодеятельном театре Красной Армии.
Тогда же он взял себе сценический псевдоним Гарин.
Кадр из фильма *На границе*, 1938 | Фото: kino-teatr.ru
Когда начинающий актер приехал в Москву, его талант по достоинству оценил Всеволод Мейерхольд, пригласив его в свою режиссерскую мастерскую.
Эраст всю жизнь называл Мейерхольда Мастером, а тот писал, что Гарин был его любимым учеником и самым уважаемым актером театра.
Коллеги шептались, что Мейерхольд все постановки создает специально под любимчика Гарина. Даже своей жене он говорил: «Бегу на репетицию окрыленный, ведь меня там ждет Гарин!».
Судя по тому, что он был единственным, кому было позволено спорить с режиссером, это было правдой.
Профессионализм актера ставил в пример своим ученикам и Константин Станиславский.
Кто-то из театральных критиков подсчитал, что во время одного из спектаклей зал взрывался смехом 300 раз, причем почти всегда это случалось во время выходов Гарина.
В 20 лет Эраст Гарин стал членом труппы Московского академического театра им.Мейерхольда, позже выступал на сценах Рабочего театра Пролеткульта, Ленинградского театра комедии, Театра-студии киноактера в Москве.
Его кинодебют состоялся позже – на тот момент ему было 32 года.
Очень плодотворной оказалось сотрудничество с писателем и сценаристом Евгением Шварцем – Гарин сыграл Короля в киносказках «Золушка» и «Обыкновенное чудо» по его сценариям, а во второй из них вместе со своей женой Хесей Локшиной выступил и в качестве режиссера.
Лучше всего актеру удавались комедийные роли – зрителям он запомнился и в образе деда главной героини в фильме Эльдара Рязанова «Девушка без адреса».
Эраст Гарин успел сыграть десятки ролей в кино и театре и активно снимался до тех пор, пока в середине 1960-х годов на съемках фильма «Веселые расплюевские дни», где Гарин вместе с женой снова выступил в качестве режиссера, не случилась трагедия – в результате автомобильной катастрофы актер лишился глаза.
Второй глаз уцелел, но очень плохо видел.
После этого режиссеры практически перестали приглашать его на съемки, что стало для Гарина серьезным ударом.
Эраст Гарин в фильме *Девушка без адреса*, 1957 | Фото: kino-teatr.ru
В конце 1970-х годов блистательный комик оказался не у дел.
К тому же своеобразная внешность актера (худощавое телосложение, продолговатое лицо, длинный острый нос, оттопыренные уши, глубоко посаженные глаза) не давала ему возможности играть серьезные драматические роли, тем более главные – режиссеры видели его только в комедийном амплуа, а его настоящей стихией называли киносказки.
Худсовет киностудии «Ленфильм» отказывал Гарину в исполнении главных ролей, поскольку его облик, по их мнению, не соответствовал образу советского положительного героя.
Но даже эпизодические роли в его исполнении становились яркими и запоминающимися.
Одной из последних его заметных ролей стал профессор-археолог Мальцев в «Джентльменах удачи».
На тот момент ему было уже 64 года, и перспектив в профессии и без этого было мало.
Когда предложения от режиссеров перестали поступать, Гарин занялся озвучиванием мультфильмов.
Самым запоминающимся стал его Ослик Иа в мультфильмах о Винни-Пухе – без голоса Гарина этого персонажа невозможно представить!
Создатель этих мультфильмов, режиссер Федор Хитрук говорил: «Он полностью соответствовал этому образу! Я, к сожалению, не был знаком с Эрастом Павловичем в иные, возможно, лучшие периоды его жизни, но в начале 70-х годов, когда мы начали делать серию мультфильмов о Винни-Пухе, никто не назвал бы его оптимистом. Это был очень грустный, жалобный, погруженный в себя человек, который, похоже, уже не ждал от жизни ничего хорошего».
Кадр из фильма *12 стульев*, 1971 | Фото: goodhouse.ru
Актриса Зоя Зелинская, которая работала вместе с Гариным в Театре сатиры, рассказывала: «Кто-то из близких Эраста Павловича вспоминал, что за какое-то время до смерти он перестал говорить – знаками показывал, что ему тяжело общаться с людьми. Как любой творческий человек, он многое хотел сказать, но ему не дали, и он замкнулся в молчании».
В последние годы актер лежал в своей квартире, не вставая.
Из-за потери зрения он не мог даже читать.
Он очень страдал от того, что его все бросили и забыли, и даже перестал разговаривать. Гражданская жена актера, Любовь Руднева (у нее родилась дочь от Гарина, но замуж за него она так и не вышла) рассказывала: «Гарин уходил очень трагично. Он перестал говорить, сказав, что не может этого делать. Ему тяжело было общаться с людьми, настолько чужеродно он чувствовал себя в нереализованном состоянии».
В 1980 году 78-летний Эраст Гарин ушел из жизни.
Его близкие говорили, что он умер от тоски, обиды и забвения, так и не сумев понять, почему его творчество вдруг стало ненужным…
отсюда: https://oli-da.livejournal.com/3094360.html
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/121219/44908/?utm_source=7pisem&utm_medium=email&utm_campaign=daily
Journal information