Наверняка все помнят занменитый фильм 30-х годов "Цирк". Классика советского кинематографа. И каждый, кто смотрел этот фильм помнит маленького негритёнка Джимми. Фильм все знают. А вот как сложилась судьба Джимми?! Или вернее Джеймса Ллойдовича Паттерсона....
Джеймс родился в 1933 году в семье художницы Веры Араловой и американского эмигранта Ллойда Паттерсона, который приехал в Советский Союз в составе театральной труппы. И Ллойд остался в СССР. он понял, что совсем не хочет уезжать из страны рабочих и крестьян, строящей социализм.
В 1935 году Григорий Александров решил снять новый музыкальный фильм — о непростой судьбе американской девушки Мэри и ее сына. Фильм должен был клеймить расизм и прославлять добросердечных и справедливых жителей СССР. Понятно, что в главной роли Александров планировал снять свою жену — блистательную Любовь Орлову. И на другие роли актеры быстро нашлись. А вот кто будет играть мальчика-негритенка?
Мальчик неожиданно нашелся в Москве. Он был сыном радиодиктора Ллойда Уолтона Паттерсона и художницы Веры Араловой. Вера Аралова работала главной художницей Московского дома моделей и была знакома со многими знаменитостями, одной из которых была Любовь Орлова. Как только актриса узнала, что для съемок киноленты требуется темнокожий мальчик, она сразу же предложила на эту роль маленького Джеймса.
Григорий Александров также предлагал сняться в фильме бабушке Джеймса по отцовской линии, которая в то время находилась в СССР. К тому же бабушка маленького Джимми великолепно пела. Режиссер долго упрашивал ее исполнить в фильме роль бабушки Джимми. Но бабушка отказалась наотрез: она была известной правозащитницей темнокожих в Америке, состояла в общественной организации, и ей было не до «глупостей».
С началом войны мальчик с матерью был эвакуирован вглубь страны. Отец оставался в Москве. В октябре 1941 г. он был контужен взрывом немецкой авиабомбы. К сожалению, он так и не оправился от ранения и через несколько месяцев скончался.
Джеймс, звезда фильма «Цирк», повзрослев, поступил в Нахимовское училище.
Однокурсники прозвали юношу «Африкой» за темный цвет кожи.
Он никогда не страдал «звездной болезнью», вел себя с товарищами скромно и доброжелательно, за что его все любили. После Нахимовского Джимми стал офицером-подводником.
В 1953 году он был распределён в Черноморский флот и служил командиром рулевой группы подводной лодки. Но уже в 1958 г. началось “хрущевское” сокращение армии, и Джеймс был уволен в запас.
После увольнения в запас в 1958-м году он поступил в Литературный институт имени Горького. На стезе литератора у Джеймса вполне получилось реализовать себя: он публиковался в газетах и журналах, разъезжал с творческими вечерами по всей стране.
Как говорят-Джеймс был жестко опекаем своей матерью художницей Верой Араловой. В какой-то степени жесткая опека матери не позволила ему создать полноценную семью. Мать очень придирчиво относилась к потенциальным женам сына. Он женился лишь однажды – на подмосковной учительнице Ирине Толоконниковой. Но и тут мать не смирилась: из-за ее противодействия супруги практически жили порознь. И когда Джеймс с матерью собрался на жительство в США в 1984 году, то они оба приняли решение развестись.
В 1994 г. Джеймс вместе с матерью уехали в США. Поначалу он и не собирался оставаться за океаном, он лишь хотел почувствовать землю предков. На чужбине им пришлось нелегко. Языка они не знали: общались лишь с родственниками по отцовской линии, да с русскими эмигрантами.
В 2001 г. Веры Араповой не стало. Джеймс тяжело перенес утрату. Он ушел в себя и практически ни с кем не общался. Лишь спустя 10 лет он стал приходить в себя. Однако, как Джеймс говорит-он жив и собирается работать над мемуарами...
Journal information