amarok_man (amarok_man) wrote,
amarok_man
amarok_man

Category:

Казак ничего не должен бояться на этом свете...

"Казак ничего не должен бояться на этом свете"...так подбадривал себя бурсак Хома Брут, когда читал молитвы над телом панночки, которая оказалась ведьмой. Хома очень боялся...И как тут не бояться, когда с каждой ночью нечисти становилось все больше, сама ведьма "оживала" и пыталась обнаружить своим взглядом нежити Хому, отомстить ему...Однако Хома всё читал и читал молитвы.."Казак ничего не должен бояться"...."Вий"-первый советский фильм ужасов...


Снимали его в 1967 году. Знаменитый фильм того времени. А ведь он мог положить начало жанру фильму-ужасов в СССР и вывести его на мировой уровень. Картина была еще «в запуске», а ее уже купили девять стран мира. Его закупило к показу несколько зарубежных стран — в США он шел под названием Viy or Spirit of Evil, в Аргентине — Viy, espíritu del mal, в Финляндии — Velho…

Со дня выхода "Вия" на тогда советские экраны прошло более 50 лет, но до сих пор он остается самым ярким, лучшим и запоминающимся фильмом в своем жанре и может гордо носить звание Первого и по сей день непревзойденного российского фильма ужасов. Классика.

Краткий сюжет: однажды ночью главный герой, бурсак Хома Брут (Леонид Куравлёв), избил ведьму, после чего она умерла и обратилась после смерти в очаровательную девушку. Вскоре его вызывают читать Псалтирь в течение трёх ночей у гроба молодой панночки (Наталья Варлей), которая оказывается той самой ведьмой, желающей теперь отомстить Хоме.

Брут пытается сбежать, однако этому мешает отец панночки, пообещавший выполнить предсмертную просьбу дочери. Пан сотник ставит Хому перед выбором: если семинарист доведёт обряд до конца — его ожидает щедрая награда; если же Хома попытается увильнуть от отпевания — он, волею сотника, будет жестоко наказан. Реальность и воплощения народных верований переплетаются, когда Хоме предстоит молитвами три ночи обороняться против разной нечисти: покойной панночки-ведьмы, упырей, вурдалаков и, наконец, самого ужасного Вия.

Первая ночь Хомы

Вторая ночь Хомы

Снимать фильм поручили двум студентам Высших режиссерских курсов — Константину Ершову и Георгию Кропачеву. Однако опыта не хватило и на помощь срочно вызвали знаменитого киносказочника, режиссера Александра Птушко. Работа над первым советским «ужастиком» была очень масштабная, кропотливая и во многом новаторская.

Вий. Нарезка

Сначала в роли Панночки снималась актриса Александра Завьялова. Когда отсняли уже примерно половину фильма — директор киностудии решил заменить актрису. Пробы проходили Елена Санько, Ада Роговцева, Жанна Болотова и Светлана Коркошко, но утвердили Наталью Варлей.

Танец Хомы

Ее пригласили на съемки после громкой премьеры «Кавказской пленницы», тем более что актриса была спортивной и не суеверной — полеты стоя в гробу ее не пугали. В перерывах ей ставили подсветку, и она в этом же гробу читала конспекты и учебники. Она как раз поступила в Щукинское.

Для съемок изготовили три гроба. В одном лежала умершая Панночка

Летал по церкви с закрытой крышкой гроб № 2 — именно он, по сценарию, никак не мог пробить очерченный философом магический круг. Этот гроб метался в кадре порожняком и был совсем маленьким. Двигали гроб вручную — при помощи веревок.
Гроб № 3 был подвешен на шести металлических струнах к потолку. Именно в нем ведьма летала по церкви, стоя во весь рост. В основание гроба был вмонтирован металлический штырь-кронштейн, к которому актрису пристегивали монтажным поясом. За спиной, под балахоном, у нее была закреплена надежная опора.
Прежде чем пустить Наталью Варлей в «свободный полет», в необычном гробу перелетала чуть ли не вся съемочная группа. Интересным было и то обстоятельство, что «ведьма» — Наталья Варлей — родом была из румынского города Констанца. А Трансильвания издавна считалась родиной колдунов и вампиров.

А летать приходилось много. Однажды, даже имея за спиной цирковой опыт, Наталья выпала из гроба. Обошлось. Каким-то чудом, у самого пола, её поймал Леонид Куравлёв.
Выпала Наталья Варлей, кстати, из гроба №3.

Нечистая сила была представлена в «Вие» и своеобразным животным миром: например, в картине работала «бригада» черных кошек. Девять подросших черных котят достались съемочной группе в наследство от картины «Черный чертенок», где главного четвероногого героя играли сразу девять дублеров. Эти же кошки работали у Гайдая в «Бриллиантовой руке» и в фильме «Иван Васильевич меняет профессию».
Мало того, что в «Вие» черные коты выскакивали из-под ног бедного философа Хомы в самый неподходящий момент, на кошек надевали еще и специальные шапочки-капоры с рожками. Их пускали прыгать с возвышения, и в прыжке снимали на стене их тени.
В «Вие» было задействовано около 50 ворон. Ловили их тут же, на «Мосфильме», во дворе. Выкладывали в старом сарае приманку, несколько дней не подходили, чтобы не спугнуть хитрых птиц. Попавших в силки пленниц забирали только ночью, чтобы не вызвать подозрение у остальных вольных ворон. На съемочной площадке давали команду, и черные птицы с шумом выпархивали из раскрывающихся с треском окон церкви.

Сцену с упырями, сползающими по вертикальной стене, снимали на макете. Из досок сколотили «стену» и поставили ее под углом к полу. Актеры медленно сползали по наклонной поверхности, а оператор нависал над ними сверху на кране. Получался эффект вертикальной стены, по которой, цепляясь когтями, лезет всякая нечисть.

Для съёмок появившейся в церкви нечисти, режиссёр собрал карликов столько, сколь смог. Их старательно загримировали, придав поистине фантастичный и устрашающий облик.

Вия — ночной кошмар не только Хомы Брута, но и многих советских детей — играл силовой акробат Николай Степанов. Нужен был физически сильный и рослый актер, чтобы таскать на себе костюм чудовища. Сам костюм делали из пропитанных смолой слоев мешковины, руки были слеплены из гипса, веки откидывались на шарнирах, а глаза монтировали из стекла со светоотражающей поверхностью. Костюм был невероятно тяжелый, что способствовало медленной и неуклюжей походке Вия.

Фильм снимался в Ивано-Франковской области в старой деревянной церкви в селе Горохолино. Эта церковь сгорела в 2006 году от случайного пожара.

Сегодня, костюм Вия может показаться совсем не страшным и даже забавным. Однако тогда смотрелось жутковато. Да и сам фильм в то время смотрелся довольно жутко. Как же...первый советский фильм ужасов. И он оправдывал это звание...

Помните его?! И как было ощущение, когда смотрели?! Ведь "казак ничего не должен бояться на этом свете"...

Tags: СССР, Украина, кино
Subscribe

Posts from This Journal “кино” Tag

promo powerforpeople сентябрь 21, 16:04 9
Buy for 30 tokens
Зарифмованные темы журнала powerforpeople.livejournal.com : Шёл за яблоками на дачу, а получил пулю Не спал я с нею! Лишь разок... вздремнули... Криптокошелек вместо пенсии Вас услышали. Окончательное решение будет принято на конференции. Искусство по QR-коду На YouTube выбрали «Рекламу года»…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 58 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Bestajaka_chan

April 7 2021, 19:30:17 UTC 6 months ago

  • New comment

Ооо, я его в детстве смотрела с папой, когда мы ночевали в строящемся доме. Точнее, он уже был построен, папа там жил постоянно, а я и мама периодически составляли ему компанию, но постоянно не жили там, т.к. ещё отделка шла. Так вот, в коттеджном посёлке тогда ещё немногие жили, от города его отделяет лесок, фонарей мало. Так папа ещё свет в комнате выключил. Короче, мне было ужасно страшно. Но в конце уже не так жутко, потому что мне кажется, с образом Вия перемудрили, какой-то он не страшный получился, кукольный. Хочу жалко было.
Спасибо за интересный пост!
Который я прочитала перед сном...

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “кино” Tag