amarok_man (amarok_man) wrote,
amarok_man
amarok_man

Categories:

Народный непрофессиональный артист...Хроники сердца

У Георгия Буркова не было профессионального актерского образования. А вот по настоящему народным артистом он был. Георгий Бурков не оставил после себя мемуаров, хотя всю жизнь он что-то писал, вел дневники. «Хроники сердца» — так он хотел их назвать, если бы решился издать. Незадолго до смерти он писал: «Иногда меня посещает беспричинный страх. Я думаю: а что, если я внезапно умру и не успею сделать запись о самом главном?!"...


Записи все же попали в хорошие руки: его вдова Татьяна спустя несколько лет после смерти мужа подготовила к печати эти дневники, полные воспоминаний, надежд, размышлений о себе, своем месте в театре, жизни, глубоких мыслей об искусстве и нравственности.

Георгий родился в 1933-м году в Перми, в семье с рабоче-крестьянскими корнями. Отец, Иван Григорьевич, работал на Мотовилихе - старинном заводском районе Перми. Начал с рабочего, поднялся до главного механика завода.  А мама была домохозяйкой. Именно она выходила сына, когда у того диагностировали брюшной тиф. И выходила его от тяжелой болезни в основном мама. Она приложила все усилия и заботу, чтобы сын выздоровел.

Георгий любил читать, но в школе учился плохо. А однажды мама отвела его в театр и он пропал. Спектакль так захватил Буркова-младшего, что тот поверил в чудо и захотел также. Записался в школьный драмкружок и мечтал стать артистом.

А потом началась война. В Молотов, как тогда переименовали Пермь, эвакуировали ленинградские театры-драматический, оперы, балета. Жоре Буркову удавалось каждый вечер через знакомых бесплатно попадать в театр.

"Десятилетним мальчиком со своими сверстниками выступал в госпиталях и, видя повеселевшие лица раненых солдат, слыша аплодисменты, замирал от счастья"

Хотел поступать в театральный после школы. Но, не получилось. Пошел на юридический. Однако, мечта о театре не оставляла его. Бурков бросил юридический факультет - был уверен, что в Москве, в театральных училищах, его ждут. В первую попытку, выяснилось, не ждали. Да и во вторую тоже. Ему так и говорили на экзаменах: не героическая внешность, неразборчивый говорок, сутулый.

"Однажды на вступительном экзамене он читал знаменитый монолог из пьесы А. Островского "Без вины виноватые" о матерях, бросающих детей. Один из экзаменаторов поморщился, и абитуриент спросил: может быть им неправильно выбран отрывок? И услышал ответ: "Вы неправильно выбрали профессию".

И всё таки Бурков решил связать свою жизнь с театром. Бросил юрфак. И уехал в "глушь, в деревню" даже по меркам Перьми. Его взяли в театр в Березниках. С этой небольшой сцены началась карьера Георгия Буркова. Из настоящих актеров никто не хотел ехать в этот небольшой шахтерский городок. Георгий мигом стал там звездой, так что в Кемерово, где создавалась молодежная труппа, приехал с намерением ни много ни мало - сделать новый театр: «От силы, от уверенности, от безграничности собственных возможностей захватывает дух... Я готов и отвечаю за гениальность исполнения... - - писал он в дневнике. Театр создать не удалось, но кое-какие эксперименты на сцене ему позволили.

Там, в Кемерово, Георгия и увидела известная московская театральная журналистка, а вернувшись в Москву, рассказала о самобытном актере своему знакомому - главному режиссеру Театра имени Станиславского Борису Львову-Анохину. Тот проявил интерес и предложил Буркову приехать на прослушивание в Минск, где в то время гастролировал московский театр. Бурков приехал. В дневнике запись: «Я, как всегда, начинаю сдаваться. С Москвой ничего не вышло. Львов-Анохин молчит...»
Но худрук Театра имени Станиславского не забыл о самобытном актере. Пригласил в Москву на худсовет театра. После того как Бурков сыграл Поприщина из гоголевских «Записок сумасшедшего», его спросили:
- А какое у вас образование?

- Никакого. А разве по игре этого не видно?
Восприняли как юмор. Тоже оценили. И 32-летнего артиста приняли в столичный театр, поселили в общежитии, дали роль в готовящейся постановке. И наступил день премьеры. После того как худсовет театра одобрил Жору, встал вопрос: а на какую ставку? Места все заняты, а на договор театр не мог принимать никого. И тогда Львов-Анохин сказал: «Ладно, пока я сам буду тебе платить, из своих...»

И платил из своего кармана, пока Георгий не был принят в штат.
В феврале 1965 года у доски объявлений стоял худой, сутулый, странный человек в очках, красном свитере с белыми крапинками (мухомор) и суконных брюках, - так описывает первую встречу с Георгием Татьяна Сергеевна. -Он совершенно не был похож на артиста. Я готовилась увидеть такого «картавого монстра из провинции, а увидела интеллигента, похожего на библиотекаря.
«Я - Бурков. Мы завтра вместе вызываемся на репетицию».

Он смотрел на меня и хитровато улыбался. Позже мы играли вместе. Жора - Лис, я - Принц. Он пошел проводить меня до автобуса. Но я не уехала, мы не расстались до позднего вечера, говорили о «Маленьком принце»... Любви с первого взгляда не было. Но сердце заколотилось почему-то, возникла материнская нежность, и это чувство не покидало до конца, до последних минут в больнице...»

С тех пор началась семейная жизнь Бурковых, больше они уже не расставались. А вскоре сыграли свадьбу. Георгий тогда снимал комнату в полуразвалившемся общежитии на Бауманской. Не лучше обстояло дело с жильем и у Татьяны, да и родители ее были против вселения нового жильца. В театре Бурков работал на разовых выходах, получал 1 рубль 50 копеек за спектакль, а играл только солдата в «Ученике дьявола».

Когда не было пятаков на метро, ходили пешком. Вечером ели суп «из пакетика». Из общежития, которое было предоставлено Жоре, семейную пару «попросили». «Я была уже беременна, - вспоминает Татьяна. - Начались странствия по знакомым. Я взяла в реквизите матрас с кроватки из «Сейлемских ведьм», и мы с ним ездили...

С родителями

На Буркова обратили внимание киношники. Он снялся в паре фильмов, но на улице его стали узнавать лишь в 1969 году, после рязановского фильма «Зигзаг удачи», где Бурков сыграл заметную роль выпивохи-ретушера.

Игра Георгия Ивановича тому понравилась и он стал приглашать его практически в каждую свою картину. Так, с легкой руки режиссера, Бурков был теперь обеспечен ролями в его фильмах.

И какие фильмы!!! «Старики-разбойники», «Калина красная», «Они сражались за Родину», "Ирония судьбы, или С легким паром!», «Подранки», «Служебный роман», «Гараж», «О бедном гусаре замолвите слово», «Зимний вечер в Гаграх»...

Бурков играл легко. Было такое впечатление, что его герои шагнули на экран прямо с улицы-простые, понятные, свойские. Эту легкость, ненатужность зритель воспринимал с благодарностью. Незатейливые выражения его героев - забулдыг, недотеп, но людей не унывающих- прикипали к зрителям, становились оборотами народной речи. «Я никогда не пьянею», «Ерунда! - бандитская пуля»...

У Буркова не было главных ролей. Только эпизоды и второго плана. Но, как он их играл...Всего в фильмографии Георгия Ивановича более 80 ролей. Он сумел поработать с такими режиссерами как уже названный Эльдар Рязанов, были и Василий Шукшин. И с Шукшиным они стали близкими друзьями.

Как вспоминала жена Георгия Ивановича:
"Трудно описать, что их связывало. Это как любовь, как выстрел. Однажды он пришел и сказал: "Я встретил Человека".

Он его понял — первый и единственный. Они вместе вынашивали идеи создания нового театра". Этот замысел Бурков воплотил уже самостоятельно, после смерти друга, основав Центр культуры имени Шукшина".

«У Георгия Буркова идеальное лицо для роли спившегося интеллигента», - говорил Эльдар Рязанов

О его "запоях" ходили легенды. Бурков об этих вымыслах записал в дневнике: «Вот уже скоро месяц, как меня лечат от хронического алкоголизма...»

Татьяна Ухарова с дочерью Марией и внуком Георгием Бурковым-младшим

"Никогда он не лечился, рассказывала Татьяна Сергеевна. - Да, выпивал. Но не до запоев, этого никогда не было. Да и человеком он был очень домашним. Если нет спектакля или съемок - дома за столом: пишет, читает. Ведь все эти книги Георгий перечитал, Татьяна провела широким жестом по комнате, заполненной полками с книгами"

Последняя несостоявшаяся роль:

Буркову предложили роль Президента в фильме "Небеса Обетованные". Бурков готовился к съемкам. Он поехал на дачу.  почувствовала, что что-то не так, но поверила мужу, что все будет хорошо, и поехала домой.

19 июля 1990 года Георгия Буркова не стало. Оторвался тромб. Буркову было всего 57 лет. Похоронили его на на Ваганьковском кладбище в Москве.

Последними строками, которые Бурков записал в свой дневник уже в больнице, были: «Жизнь у нас вовсе не та, для которой мы рождены. И иногда лишь, когда мы волею случая собираемся вместе в большом количестве и начинаем петь, в наших душах зарождается радость от предчувствия великой цели жизни Человеческой...»

Tags: СССР, кино
Subscribe

Posts from This Journal “кино” Tag

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 43 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “кино” Tag