amarok_man (amarok_man) wrote,
amarok_man
amarok_man

Category:

Народный непрофессиональный артист...Хроники сердца

У Георгия Буркова не было профессионального актерского образования. А вот по настоящему народным артистом он был. Георгий Бурков не оставил после себя мемуаров, хотя всю жизнь он что-то писал, вел дневники. «Хроники сердца» — так он хотел их назвать, если бы решился издать. Незадолго до смерти он писал: «Иногда меня посещает беспричинный страх. Я думаю: а что, если я внезапно умру и не успею сделать запись о самом главном?!"...


Записи все же попали в хорошие руки: его вдова Татьяна спустя несколько лет после смерти мужа подготовила к печати эти дневники, полные воспоминаний, надежд, размышлений о себе, своем месте в театре, жизни, глубоких мыслей об искусстве и нравственности.

Георгий родился в 1933-м году в Перми, в семье с рабоче-крестьянскими корнями. Отец, Иван Григорьевич, работал на Мотовилихе - старинном заводском районе Перми. Начал с рабочего, поднялся до главного механика завода.  А мама была домохозяйкой. Именно она выходила сына, когда у того диагностировали брюшной тиф. И выходила его от тяжелой болезни в основном мама. Она приложила все усилия и заботу, чтобы сын выздоровел.

Георгий любил читать, но в школе учился плохо. А однажды мама отвела его в театр и он пропал. Спектакль так захватил Буркова-младшего, что тот поверил в чудо и захотел также. Записался в школьный драмкружок и мечтал стать артистом.

А потом началась война. В Молотов, как тогда переименовали Пермь, эвакуировали ленинградские театры-драматический, оперы, балета. Жоре Буркову удавалось каждый вечер через знакомых бесплатно попадать в театр.

"Десятилетним мальчиком со своими сверстниками выступал в госпиталях и, видя повеселевшие лица раненых солдат, слыша аплодисменты, замирал от счастья"

Хотел поступать в театральный после школы. Но, не получилось. Пошел на юридический. Однако, мечта о театре не оставляла его. Бурков бросил юридический факультет - был уверен, что в Москве, в театральных училищах, его ждут. В первую попытку, выяснилось, не ждали. Да и во вторую тоже. Ему так и говорили на экзаменах: не героическая внешность, неразборчивый говорок, сутулый.

"Однажды на вступительном экзамене он читал знаменитый монолог из пьесы А. Островского "Без вины виноватые" о матерях, бросающих детей. Один из экзаменаторов поморщился, и абитуриент спросил: может быть им неправильно выбран отрывок? И услышал ответ: "Вы неправильно выбрали профессию".

И всё таки Бурков решил связать свою жизнь с театром. Бросил юрфак. И уехал в "глушь, в деревню" даже по меркам Перьми. Его взяли в театр в Березниках. С этой небольшой сцены началась карьера Георгия Буркова. Из настоящих актеров никто не хотел ехать в этот небольшой шахтерский городок. Георгий мигом стал там звездой, так что в Кемерово, где создавалась молодежная труппа, приехал с намерением ни много ни мало - сделать новый театр: «От силы, от уверенности, от безграничности собственных возможностей захватывает дух... Я готов и отвечаю за гениальность исполнения... - - писал он в дневнике. Театр создать не удалось, но кое-какие эксперименты на сцене ему позволили.

Там, в Кемерово, Георгия и увидела известная московская театральная журналистка, а вернувшись в Москву, рассказала о самобытном актере своему знакомому - главному режиссеру Театра имени Станиславского Борису Львову-Анохину. Тот проявил интерес и предложил Буркову приехать на прослушивание в Минск, где в то время гастролировал московский театр. Бурков приехал. В дневнике запись: «Я, как всегда, начинаю сдаваться. С Москвой ничего не вышло. Львов-Анохин молчит...»
Но худрук Театра имени Станиславского не забыл о самобытном актере. Пригласил в Москву на худсовет театра. После того как Бурков сыграл Поприщина из гоголевских «Записок сумасшедшего», его спросили:
- А какое у вас образование?

- Никакого. А разве по игре этого не видно?
Восприняли как юмор. Тоже оценили. И 32-летнего артиста приняли в столичный театр, поселили в общежитии, дали роль в готовящейся постановке. И наступил день премьеры. После того как худсовет театра одобрил Жору, встал вопрос: а на какую ставку? Места все заняты, а на договор театр не мог принимать никого. И тогда Львов-Анохин сказал: «Ладно, пока я сам буду тебе платить, из своих...»

И платил из своего кармана, пока Георгий не был принят в штат.
В феврале 1965 года у доски объявлений стоял худой, сутулый, странный человек в очках, красном свитере с белыми крапинками (мухомор) и суконных брюках, - так описывает первую встречу с Георгием Татьяна Сергеевна. -Он совершенно не был похож на артиста. Я готовилась увидеть такого «картавого монстра из провинции, а увидела интеллигента, похожего на библиотекаря.
«Я - Бурков. Мы завтра вместе вызываемся на репетицию».

Он смотрел на меня и хитровато улыбался. Позже мы играли вместе. Жора - Лис, я - Принц. Он пошел проводить меня до автобуса. Но я не уехала, мы не расстались до позднего вечера, говорили о «Маленьком принце»... Любви с первого взгляда не было. Но сердце заколотилось почему-то, возникла материнская нежность, и это чувство не покидало до конца, до последних минут в больнице...»

С тех пор началась семейная жизнь Бурковых, больше они уже не расставались. А вскоре сыграли свадьбу. Георгий тогда снимал комнату в полуразвалившемся общежитии на Бауманской. Не лучше обстояло дело с жильем и у Татьяны, да и родители ее были против вселения нового жильца. В театре Бурков работал на разовых выходах, получал 1 рубль 50 копеек за спектакль, а играл только солдата в «Ученике дьявола».

Когда не было пятаков на метро, ходили пешком. Вечером ели суп «из пакетика». Из общежития, которое было предоставлено Жоре, семейную пару «попросили». «Я была уже беременна, - вспоминает Татьяна. - Начались странствия по знакомым. Я взяла в реквизите матрас с кроватки из «Сейлемских ведьм», и мы с ним ездили...

С родителями

На Буркова обратили внимание киношники. Он снялся в паре фильмов, но на улице его стали узнавать лишь в 1969 году, после рязановского фильма «Зигзаг удачи», где Бурков сыграл заметную роль выпивохи-ретушера.

Игра Георгия Ивановича тому понравилась и он стал приглашать его практически в каждую свою картину. Так, с легкой руки режиссера, Бурков был теперь обеспечен ролями в его фильмах.

И какие фильмы!!! «Старики-разбойники», «Калина красная», «Они сражались за Родину», "Ирония судьбы, или С легким паром!», «Подранки», «Служебный роман», «Гараж», «О бедном гусаре замолвите слово», «Зимний вечер в Гаграх»...

Бурков играл легко. Было такое впечатление, что его герои шагнули на экран прямо с улицы-простые, понятные, свойские. Эту легкость, ненатужность зритель воспринимал с благодарностью. Незатейливые выражения его героев - забулдыг, недотеп, но людей не унывающих- прикипали к зрителям, становились оборотами народной речи. «Я никогда не пьянею», «Ерунда! - бандитская пуля»...

У Буркова не было главных ролей. Только эпизоды и второго плана. Но, как он их играл...Всего в фильмографии Георгия Ивановича более 80 ролей. Он сумел поработать с такими режиссерами как уже названный Эльдар Рязанов, были и Василий Шукшин. И с Шукшиным они стали близкими друзьями.

Как вспоминала жена Георгия Ивановича:
"Трудно описать, что их связывало. Это как любовь, как выстрел. Однажды он пришел и сказал: "Я встретил Человека".

Он его понял — первый и единственный. Они вместе вынашивали идеи создания нового театра". Этот замысел Бурков воплотил уже самостоятельно, после смерти друга, основав Центр культуры имени Шукшина".

«У Георгия Буркова идеальное лицо для роли спившегося интеллигента», - говорил Эльдар Рязанов

О его "запоях" ходили легенды. Бурков об этих вымыслах записал в дневнике: «Вот уже скоро месяц, как меня лечат от хронического алкоголизма...»

Татьяна Ухарова с дочерью Марией и внуком Георгием Бурковым-младшим

"Никогда он не лечился, рассказывала Татьяна Сергеевна. - Да, выпивал. Но не до запоев, этого никогда не было. Да и человеком он был очень домашним. Если нет спектакля или съемок - дома за столом: пишет, читает. Ведь все эти книги Георгий перечитал, Татьяна провела широким жестом по комнате, заполненной полками с книгами"

Последняя несостоявшаяся роль:

Буркову предложили роль Президента в фильме "Небеса Обетованные". Бурков готовился к съемкам. Он поехал на дачу.  почувствовала, что что-то не так, но поверила мужу, что все будет хорошо, и поехала домой.

19 июля 1990 года Георгия Буркова не стало. Оторвался тромб. Буркову было всего 57 лет. Похоронили его на на Ваганьковском кладбище в Москве.

Последними строками, которые Бурков записал в свой дневник уже в больнице, были: «Жизнь у нас вовсе не та, для которой мы рождены. И иногда лишь, когда мы волею случая собираемся вместе в большом количестве и начинаем петь, в наших душах зарождается радость от предчувствия великой цели жизни Человеческой...»

Tags: СССР, кино
Subscribe

Posts from This Journal “кино” Tag

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 45 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “кино” Tag