amarok_man (amarok_man) wrote,
amarok_man
amarok_man

Categories:

Борислав Брондуков: король эпизода и его "ангел хранитель"

Борислав Брондуков...у него не так много больших ролей. В основном эпизоды и роли второго плана. Но, так как он их играл запоминалось сразу и навстегда. Его жесты, мимика, ни с чем не сравнимый говорок. Его герои были либо зачастую неудачниками и алкоголиками. Такое амплуа ему определили режиссеры. А он хотел больших ролей. Их так и небыло. Зато была народная любовь зрителей и ангел-хранитель, который был рядом с ним до самого конца, его супруга.


Родился Брондуков в первый день весны 1938 года в дерене Дубовая, расположенной в Киевской области. Он родом из русско-польской семьи. Борислав был очень хилым и болезненным ребенком. В раннем детстве он перенес коклюш, который в ту пору считался смертельной болезнью. Медицина не могла помочь мальчику, но его спасла местная знахарка, лечившая Борислава травами и водившая ребенка дышать воздухом у болота. Болезнь отступила.

Из за здоровья он сначала учился дома, а потом в церковно-приходской школе при католическом костеле. И только в старших классах перешел в общеобразовательную школу.

В те годы подросток даже в мыслях не связывал себя с кино. После школы в биографии Борислава Бронудкова оказался Киевский строительный техникум. По окончании работал в Киеве сначала рабочим на стройке, а затем прорабом. Так бы и остался он в строительстве, если бы не стал заниматься в заводском драмкуржке при заводе "Арсенал". И там он почувствовал влечение к актерству и театру.

Постепенно в душе Брондукова зарождается мечта поступить в театральный вуз. Он подает документы в Киевский институт театрального искусства имени И. К. Карпенко-Карого, правда, карьера Борислава могла окончиться, не начавшись. Дело в том, что в приемной комиссии у него не хотели даже принимать документы.

“Знаете, с такой внешностью, как у вас, прорабом работать нужно, а не в театральный идти”. Но за 23-летнего Борислава заступился ректор вуза, который сказал дамам в проёмной комиссии:
“Вы зачем его гоните?! Да он знаменитым артистом станет! Я видел, как он в заводском народном театре играет. Возьмите у него документы!”

Так 23-летний Борислав стал студентом Театрального института имени Карпенко-Карого.

С 1962 г., еще во время учебы в институте, Борислав Брондуков начал сниматься в кино. После окончания вуза он стал актером Киевской киностудии им. А. Довженко. Как правило, ему доставались эпизодические роли, и большинство режиссеров видели его только в комедийном амплуа. Настоящая популярность пришла к нему в 1975 г., когда он снялся в комедии «Афоня».
В этом фильме ему могла бы достаться и главная роль, но после того как снимать решили не на киевской студии, а на «Мосфильме», на роль Афони утвердили Куравлева, а Брондукову снова досталась эпизодическая роль. Изначально у его алкоголика Федула была всего одна реплика, но после того, как Данелия увидел актера на пробах, он добавил в сценарий еще несколько сцен с его участием.
В костюме и гриме Брондуков был настолько органичным, что когда во время съёмок в ресторане (ресторан мы снимали ночью в Москве) он вышел на улицу покурить, швейцар ни за что не хотел пускать его обратно. Брондуков объяснял, что он актёр, что без него съёмки сорвутся, – швейцар не верил. Говорил: много вас тут таких артистов!
По поводу того, что ему не предлагают главных ролей, актер не переживал. Он говорил: «Черт с ними, с главными ролями! Вы дайте мне хороший эпизод, и я из него сделаю конфетку!».

В фильмографии артиста были и главные роли, например, начальник заставы  майор Константин Гребнев в киноповести «Я служу на границе», ветеринар Павел Дежкин из легкой мелодрамы «Вас ожидает гражданка Никанорова» или бригадир строительного коллектива Михаил Степчак из производственной картины «Крупный разговор».

Брондуков никогда не имел проблем с алкоголем, поэтому иногда обижался на прохожих, сравнивающих его с Федулом. «Многих обманывала внешность простака. И часто зритель, увидев актера на улице, путал экран с жизнью, не понимая, насколько Борислав Николаевич страдал от излишнего внимания. К нему ведь многие относились как к комику и постоянно ждали шуток, анекдотов, что он будет смешить. Фамильярность он пресекал мгновенно.

Всесоюзную славу Бориславу Брондукову принесли роли в следующих фильмах: “Афоня” (1975), “Табор уходит в небо” (1976), “Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона” (1979-1986), “Гараж” (1979), “Смотри в оба” (1981), “Зелёный фургон” (1983), “Мы из джаза” (1983), “Раз на раз не приходится” (1987)

Брондуков часто отказывался от главных ролей, если они ему не нравились, и всегда с радостью брался за эпизоды, превращая своё, порой минутное, появление на экране в целую феерию.

Борислав Николаевич был дважды женат. Первый брак оказался совсем недолгим. У жены обнаружилось тяжкое психическое заболевание. И супруги быстро расстались. Но для Брондукова развод не прошел легко: мужчина находился в продолжительной депрессии.

Только спустя несколько лет, познакомившись со своей новой любовью, актер смог снова ожить. На этот раз его избранницей стала восемнадцатилетняя девушка Екатерина. Встретились будущие молодожены в киевском аэропорту, куда оба пришли провожать Ивана Васильевича Миколайчука – известного советского актера. Тридцатилетний Брондуков без памяти влюбился в Екатерину. Около года он добивался расположения девушки. В 1969 году начинающий актер и Екатерина поженились. У них родилось двое детей-Богдан и Константин. Несмотря на разницу в возрасте в 13 лет, в семье Брондуковых царило удивительное взаимопонимание.

В середине 80-х началась череда испытаний. В 1984 г. случился первый инсульт. После работы над картиной "Карастояновы". Вспоминает супруга: "...он играл командира партизанского отряда, которому сообщают, что вся его семья погибла. «Как он сыграл трагедию! Я даже забыла, что это съемки, и хотела крикнуть: «Прекрати, а то сейчас умрешь!» Наверное, это было предчувствие чего-то страшного. Съемки были в декабре, а в январе случился приступ"

После инсульта Екатерина Петровна заново учила его говорить, занималась сценической речью. Брондуков даже не думал бросать профессию и вскоре согласился на новый эпизод, правда, в озвучивании другого актера. Но второй приступ не заставил себя ждать, застав Борислава Николаевича спешащим на съемки.

"Бронечка три дня был в коме. Я ночевала с ним в больнице на одной койке. Кормила его, помогала ходить. И дело пошло — он выкарабкался. После второго инсульта у него ухудшилось зрение. А я в это время, чтобы как-то поддержать семейный бюджет, взялась за швейную машинку". Это был 1993 год.

Положение семьи было настолько бедственным, что часто приходилось кормиться пирожками и булочками, что давали артисту прохожие, узнавая его на улицах.
В 1997 году Борислав Николаевич потерял речь и перестал вставать с кровати. За артистом самоотверженно ухаживала его жена Екатерина. Последние годы были самые сложные. Супруги проживали в посёлке Быковня недалеко от Киева. Вот что рассказывала Екатерина Петровна:
“Мы были совсем одни. Врачи к нам не приходили - в Быковню далеко ехать, только названивали и спрашивали, как дела. Пару раз приезжал тогдашний директор Киностудии имени Довженко Николай Мащенко. Появлялись какие-то бандиты, но они не грабили нас, а оставляли деньги”.

Екатерина Петровна не оставляла супруга до самого конца. Борислав Николаевич  скончался на руках у спутницы жизни 10 марта 2004 года.

Екатерина Брондукова держится благодаря детям, внукам и воспоминаниям. Через четыре года после смерти супруга она опубликовала книгу с его признаниями в любви. Снявшись в 115 фильмах, Борислав Николаевич часто повторял, что лучшей работой считает роль заботливого мужа любимой Екатерины.

Брондуков похоронен на Байковом кладбище в Киеве.

Светлая память замечательному артисту...

Tags: СССР, Украина, кино
Subscribe

Posts from This Journal “кино” Tag

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “кино” Tag