amarok_man (amarok_man) wrote,
amarok_man
amarok_man

Category:

Желаю, чтобы все...Как снимали "Собачье сердце"

Знаменитый фильм Владимира Бортко "Собачье сердце". Снят он был в далеком 1988 году, в то время, когда тогда ещё советское кино переживало глубокий упадок. На экране если и появлялись фильмы, то редко какие из них можно было назвать удачными. И в это время и был снят этот фильм. И он оказался настолько удачным, что его популярность остается на высоте. А сам фильм разобран на цитаты.


Изначально картина была снята на чёрно-белую плёнку, а уже потом напечатана на цветной позитив, чтобы получить сепию. Отсюда у фильма светло-коричневые тона – стилизация под кинематограф 1920-х. Вот только основной прокатный вариант кино был полностью чёрно-белый (более дешёвый), что абсолютно оправдано реалиями того времени. И на мой взгляд-черно\белый вариант смотрелся совсем неплохо. Помню первый показ по ТВ этого фильма. И он сразу произвел огромное впечатление. Захотелось пересмотреть его ещё раз. Западал он сразу, буквально с первых кадров...

Подбор актеров на фильм шел трудно. На роль профессора Преображенского пробовались еще Михаил Ульянов, Леонид Броневой и Юрий Яковлев. И в чем-то они даже были лучше Евстигнеева. И все таки Бортко остановил свой выбор именно на Евстигнееве.

В то время Евстигнееву приходилось нелегко. После раздела МХАТа перенесший инфаркт Евгений Александрович попросил худрука Олега Ефремова не занимать его в новых спектаклях. Ефремов воспринял это как предательство и сгоряча выдал: «Так иди на пенсию...» У Евстигнеева был шок. В таком состоянии он и явился на пробы.

Этот фильм возник в жизни отца очень вовремя и буквально спас его, – говорит сын актёра  Денис Евстигнеев. Позже сам Евстигнеев признается, что это роль на всю жизнь останется для него самой любимой.

Евстегнеев прекрасно сыграл в этой роли. И честно говоря другого профессора, с другим артистом в этой роли-не представляю

Доктора Борменталя режиссёр увидел в Борисе Плотникове, тогда актере Московского театра сатиры.  Плотников побаивался играть с именитым артистом, но Евстигнеев сказал ему: «Мы с вами равны, коллега», — и робость прошла.

Куда сложнее оказалось найти актера на роль Шарикова. Режиссеру понадобился этакий человек-собака. На киностудии страны разослали телеграмму с просьбой выслать фото самых уродливых актеров. Такие же телеграммы разослали и по некоторым театрам.
Удивительно, но и на эту роль претендовали звезды кино, в числе которых оказались Николай Караченцов и Алексей Жарков. Но Бортко их не утвердил. По его мнение, в них зритель увидел бы актеров, а не персонажа.

Но выбор пал на  Владимира Толоконникова из алма-атинского театра, фото которого режиссер обнаружил в актерской базе.

«Как мне говорят, он на меня на первого указал - первого вызывайте, - рассказывал о режиссёре Толоконников. - Пробовал я с Броневым, с Симоновым. Я так и думал, что Броневой будет играть. А, оказывается, третья проба была с Евстигнеевым.

Я уже на первой пробе почувствовал, что понравился Бортко. Он мне сам подавал реплики, а потом периодически выходил из помещения. Впоследствии признался, что выходил, потому что не мог сдерживаться, его сотрясал смех».
Пробы Толоконникова настолько понравились режиссёру, что позже он вспоминал: «Когда я впервые его увидел, передо мной сидел пес в галстуке. Володя убил меня в тот же миг, как сделал глоток водки.  Разумеется, это была не водка, а вода. Но выпил он очень убедительно».

Чиновники из худсовета настаивали, что играть должен любимец публики Караченцов. Режиссеру пришлось поставить ультиматум, дескать или Толоконников, или я не буду снимать.

И опять 100% попадание в "яблочко". Просто не представляю себе другого артиста в роли Шарикова.

В эпизоде, где Борменталь ловит Шарикова, тот разбивает стёкла в буфете. И действительно, во время съёмки этой сцены Толоконников сильно порезал ногу.
На съёмках актёр все время был недоволен собой: хотелось переснять, переделать. Бортко говорил: «А иди ты, всегда ты чем-то недоволен».

"...Бортко придумал для картины эпизод, которого нет у Булгакова, - после того как Шарикова побили, он в белой рубашке, со свечкой идет к зеркалу и смотрит на свое отражение. Пытается проникнуть в свою прошлую жизнь. Это был как бы оправдательный момент, и я старался сыграть эпизод так, чтобы Шарикова защитить. Я собак любил с детства, у меня всегда их было очень много. И видимо, это они мне дали отмашку - иди, мол, скажи за нас слово."

— Мы к вам, профессор, вот по какому делу! Мы, управление нашего дома, пришли к вам после общего собрания жильцов нашего дома, на котором стоял вопрос об уплотнении квартир дома!
— Кто на ком стоял?!
Швондер оказался лучшей ролью в кино Романа Карцева.
Он сыграл председателя домкома так, что Швондер стал именем нарицательным.

— Как это вам, Филипп Филиппович, удалось подманить такого нервного пса?
— Лаской-с! Единственным способом, который возможен в обращении с живым существом…
Роль бродячего пса Шарика блистательно исполнила дворняга Карай.
В поисках пса съёмочная бригада обратилась в клуб служебного собаководства и узнала координаты хозяев потенциальных Шариков. Хозяйка Карая Елена Никифорова услышала о кастинге - ей позвонили и предложили попробовать.

— Похабная квартирка… Но до чего ж хорошо!

Видимо, его выбрали потому, что он был "дворняга в чистом виде” - одно ухо висит, другое стоит.

Карай сразу стал всеобщим любимцем. С Евстигнеевым пес каждый раз "здоровался", тот в ответ приветливо трепал его. Толоконников тоже один раз специально пришел на съёмки (хотя их эпизоды не совпадали), чтобы познакомиться со своим «предшественником», как он его называл. Бортко Карай опасался, видимо, понимал, кто здесь главный.

На съёмочной площадке пёс почти ничего не боялся — ни софитов, ни грима, ни бинтов, даже такой страшной гудящей машины, как ветродуй (зима в год съёмок выдалась малоснежная —метель нагоняли ветродуем). Единственное, что его бесило — это уколы. Впрочем, в фильме это даже пригодилось. Он натурально их пугался и вырывался, когда ему вводили снотворное.
В начале фильма Шарик ходит с обваренным боком — и Караю наносили специальный грим.
Сцена с колбасой тоже далась Караю нелегко.
В течение нескольких дублей его просто закормили этой колбасой, которая к тому же была еще и соленая. Но дворняга честно ловила ее, правда, потом сплевывала и мчалась к ведру с водой, чтобы запить.

Второстепенный персонаж — кухарка в доме профессора, сыгранная Ниной Руслановой — стала фактически главным женским образом картины.

И её эта роль тоже прославила:

В 1989 году фильм был удостоен приза «Золотой экран» на Международном кинофестивале в Польше и Гран-при на Международных фестивалях телевизионных фильмов в СССР и в Италии. В 1990-м Владимир Бортко и Евгений Евстигнеев стали лауреатами Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.И

И этот фильм смотрит и персматривает уже не одно поколение...

Tags: СССР, кино
Subscribe

Posts from This Journal “кино” Tag

Buy for 30 tokens
Байден потратил $10 млн на создание трансгендерных обезьян. ​* - - - Член палаты представителей конгресса США от штата Южная Каролина Нэнси Мэйс заявила, что предыдущий американский президент Джо Байден потратил $10 млн на изучение обезьян-трансгендеров*. По словам конгрессмена,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 38 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “кино” Tag