Её многие считали некрасивой. Так говорили ей педагоги в школе-студии МХАТ, так поначалу говорило руководство театра: "...Евгения, Вы талантливы, но у Вас недостает красоты. А на сцене для главных ролей нужны красивые актрисы". И она терпеливо ждала своих ролей. Хотя на самом деле была и обаятельной и привлекательной...И очень талантливой. К сожалению её талант для зрителей раскрылся достаточно поздно. Из за долгого отсутствия ролей на киноэкране.
В киноролях мы её помним достаточно жесткой, напористой и очень аристократичной. А в жизни была очень ранимой и не умеющей противостоять чужому давлению.
Евгения Ханаева родилась 2 января 1921 года в городе Богородске (ныне Ногинск) Московской области. Мать Ираида Ильинична Рывкина – домохозяйка, родом из Богородска. Отец Никандр Сергеевич Ханаев – оперный певец, солист Большого театра, приехал в Москву из Рязанской области.
Евгению Ханаеву смело можно назвать представительницей "золотой молодежи" сталинского времени. Её семья была вхожа в самый высокие круги тех лет. Она родилась в очень обеспеченной семье знаменитого оперного певца Никандра Ханаева. Мама будущей актрисы имела возможность не работать, а всецело посвятить себя развитию дочери.
Папа был настоящим любимцем Иосифа Сталина, который пожаловал семейству роскошную пятикомнатную квартиру в Брюсовом переулке. Никандр Ханаев получил три Сталинские премии. В их дом были вхожи не только известнейшие артисты, но и первые лица того времени. На дачу запросто мог приехать маршал Жуков. А сам тенор часто бывал на даче Сталина.
Женя жила в достатке, передвигалась на автомашине с водителем. Но при всем этом была скромной, не выпячивала блага напоказ. С ранних лет занималась музыкой, обладала хорошими вокальными данными и страстно мечтала о сцене. Однако родители были против увлечения дочери театром. И считали, что она должна получить более серьёзную профессию
Никандр Ханаев - Ария Германа
Никандр Ханаев Полюшко-поле
Поэтому поначалу, в 1938-1939 годах, Евгения была студенткой юридического факультета МГУ. Но окончательно разочаровавшись в таком выборе, уходит из вуза и поступает в театральное училище имени Щепкина, а затем в Московское городское театральное училище.
Ханаева не вступала в конфликты, она терпеливо ждала своего часа – и он настал в 1970-м, когда руководство МХАТом взял на себя Олег Ефремов. Он увидел в артистке харизму и талант, стал развивать их, давая ей новые роли и образы, которые были упущены в молодости.
Театральные неурядицы сплетались с неурядицами в личной жизни. Первый раз Евгения полюбила еще будучи студенткой. Она влюбилась в известного на всю страну спортсмена и артиста Константина Градополова. Он также, как и Евгения, был из числа "советской золотой молодежи"
Новым кавалером девушки стал Анатолий Успенский – сын мхатовского главбуха. Парень по приглашению отца провел новогоднюю ночь в театре и встретил там Женю. Она была старше Анатолия на четыре года. Молодой человек приложил довольно много усилий, чтоб завоевать сердце девушки. Он ежедневно дарил ей огромные букеты цветов, доставал дефицитные французские духи. И в конце концов, она ответила согласием на его предложение.
После рождения сына Володи родители Ханаевой разменяли свою большую квартиру, и молодые переехали в новую - на площади Восстания.

Евгения Ханаева и Лев Иванов в спектакле «Чайка», 1968.
В середине 80-х годов Евгения Никандровна – страстная любительница вождения и быстрой езды – попала в небольшое ДТП: сильно затормозила на красный, отчего голова резко дернулась назад. После этой аварии актрису стали мучить дикие головные боли. Оказалось, что поврежденный позвонок врезался в основание черепа, это стало причиной развития опухоли мозга.

Но после операции Ханаева почти не приходила в сознание. Лежащей в реанимации доктор зачитал приказ о присвоении ей звания народной артистки СССР. Но этого она уже не слышала. Она была далеко и вместе с тем рядом с теми, кого любила всю жизнь.
Елена Ханаева осталась в памяти зрителей по блестящим второстепенным и эпизодическим ролям: учительница Девятова в «Розыгрыше», строгая мама героя Евстигнеева в «По семейным обстоятельствам» и, конечно, экстравагантная и решительная мать Радиона Рачкова из «Москва слезам не верит».
Она умерла в возрасте 66 лет и похоронена рядом с отцом на Введенском кладбище.
Journal information