amarok_man (amarok_man) wrote,
amarok_man
amarok_man

Categories:

Виктор Сухоруков: я человек барачный...

Этой осенью исполняется 70 лет лет известному советскому и российскому актеру, народному артисту России Виктору Сухорукову. О себе Сухоруков говорил: "...Я человек барачный. В казарме, которые построил для рабочих Савва Морозов, хозяин фабрик в Орехово-Зуево, я и вырос: 21-я казарма у железной дороги. И мама моя фабра, и папа мой фабричный человек. И хотя папа учился на отлично, со своим плохим здоровьем он далеко не ушел. И мама, не закончив четырех классов, ушла из этой жизни в 52 года и, проживая в ста километрах от Москвы, в Москве ни разу не бывала."


В наши дни он – один из самых востребованных актеров, обладатель престижных театральных и кинопремий, в фильмографии которого уже более 100 работ. Однако, успех к Сухорукову пришел далеко не сразу и дался ему очень нелегко.

Семью Сухорукова благополучной не назовешь. Жили трудно и проблемно.

У родителей были серьёзные проблемы со спиртным. В трехлетнем возрасте Витя переболел скарлатиной, и самым радостным событием для него тогда был кулек малины или смородины, который приносила мама в больницу. Осложнение на уши Витя лечил уже позже, самостоятельно, чтобы не потерять слух.

А он очень любил творчество. Много фантазировал и мечтал стать артистом. Родители не понимали этого желания. Сам Виктор позже писал: "...Меня можно назвать и белой вороной, и гадким утенком, потому что я не мамин был сын. Ничего в доме, и в воспитании моем, и в жизни, и в моем городе – ничего не располагало меня к тому, что бы я стал актером. Буднично, серо, фабрично, пьяно… Я же свой мир украшал, рисовал, фантазировал, разукрашивал сочинял, выдумывал"
Самостоятельно он записывался в самые разные кружки. Где-то Витя услышал, что для этого нужно быть гимнастом и петь, рисовать и заниматься балетом. Но для гимнастики нужны были тренировочные костюмы, а для рисования – краски и альбомы. На все это денег у мальчика не было. И он записался в танцевальный кружок. Занятия проходили в фойе, где станками были подоконниками, а зеркалами – окна, в которых по вечерам отражались начинающие танцоры. Особой одежды и обуви руководитель не требовал, нужно было лишь правильно повторять за ним упражнения, которые он показывал.

"Я верил в сказки, сны и всевозможные приметы. И эта вера, возможно, и породила во мне фантазию о каком-то другом мире, которого не было вокруг меня. Но я понимал, чувствовал, что он где-то есть. Когда к нам приезжали на гастроли театры, я бегал на спектакли. Смотрел их, когда была возможность попасть через народный театр. За деньги не ходил, денег у меня не было. Кино любил."

В школе Витя тоже старался учиться хорошо, особенно любил русскую литературу. Его серьезные вдумчивые сочинения не раз зачитывались перед классом как лучшие. Сухоруков даже однажды самостоятельно написал сценарий приключенческой истории под названием «Судьба, или такова жизнь», а после пребывания в пионерском лагере сочинил несколько рассказов и зарисовок из жизни пионеров. Втайне от родителей ездил в Москву, как только узнавал из газет, что в какой-то фильм требуются мальчик или девочка, а после восьмого класса вдруг решил стать цирковым артистом, но в училище ему предложили окончить все же среднюю школу для начала. Витя же перевелся в вечернюю школу, где учился три года и пошел работать на фабрику.
По окончания школы Сухоруков пробовал поступить в Школу-студию МХАТ, но его не только не приняли, но даже посоветовали навсегда отказаться от идеи стать актером и испытать свои силы в другой профессии. В армию Витю провожал весь барак и самодеятельный ВИА из безусых мальчишек. Службу он проходил в Капустином Яре.
В 1974 году судьба улыбнулась Виктору. В Московских театральных вузах оценили нестандартный талант. Его брали одновременно и в Щукинское училище, и в ГИТИС. Сухоруков, узнав, что педагог Всеволод Остальский сделал о нем заметку в своей записной книжке: «Он либо ненормальный, либо гениальный!», выбрал ГИТИС.
И угадал, поскольку именно Всеволод Порфирьевич заступился за него, когда Сухоруков написал сочинение на единицу и всё же стал студентом-первокурсником. Первое, что он сделал, сбегал в деканат и попросил выдать ему справку «для мамы» о том, что его приняли в институт. Бумажку эту актер хранит до сих пор: «Абитуриент Сухоруков зачислен на первый курс актерского факультета. 1974 год».

Больше всего Виктор сожалел, что ни мама, ни папа не успели увидеть его на сцене и в кино. Мама умерла в 52 года, когда он учился на втором курсе. А отец ушел из жизни, когда Сухоруков по приглашению Петра Фоменко только-только осваивался в ленинградской труппе Театра комедии имени Николая Акимова.
После окончания института он выступал на сцене Театра комедии им. Акимова, но продержался там недолго. В 1982 г. актера уволили из труппы по «волчьей» статье, на полгода запретив работать по профессии. Причиной стало пристрастие Сухорукова к спиртному. Сам актер позже рассказывал: «Я пил со всеми в театре, кроме секретаря парткома. Меня выгнали – поделом! И в этом мой талант, что я не отрицаю, ни на кого не сваливаю свою вину». Он не отрицал того, что проблемы с алкоголем у него были еще на заре карьеры, но признавался, что самый сложный период наступил позже, во время съемок в фильме «Про уродов и людей», где ему досталась роль законченного мерзавца.
В 1980-х гг. Сухорукову пришлось на 4 года забыть об актерской профессии. После увольнения из театра он работал где придется – то грузчиком, то посудомойщиком, то хлеборезом. Об этом времени актер позже говорил кратко: «Я тогда бродил, блудил, пьянствовал, тунеядствовал». В конце концов он все же сумел взять себя в руки и вернуться на театральную сцену. Тогда же, в конце 1980-х гг., он начал сниматься в кино.
Судьбоносным в актерской судьбе Сухорукова стало знакомство с режиссером Алексеем Балабановым. Сначала он снялся в его фильме «Счастливые дни», а затем получил одну из главных ролей в культовом фильме конца 1990-х гг. «Брат» и в его продолжении 2000 г. «Брат-2». Эта роль принесла ему всенародную славу, но у нее была и обратная сторона: после этого за Сухоруковым закрепилось амплуа бандита, и режиссеры предлагали ему только такие роли.

"Играть бандита-киллера сложно. Эти люди мне незнакомы, неведомы, я ведь в жизни совсем другой человек: домашний, трусливый, натура нежная, сентиментальная. Но я справился, хотя этот образ – вредный, злой, мистический"

С Бодровым Сухоруков крепко сдружился. На съемках второго «Брата» Сергей признался, что хочет стать режиссером, на что Виктор тут же ответил, что сразу согласен сниматься у друга. Но ни в «Сестер», в «Связного» Бодров его не позвал. Виктор обижался, а Сергей отвечал, что не может позвать Сухорукова в свой фильм из-за его выдающегося таланта. Виктор жалеет, что их последняя с Бодровым встреча завершилась как-то смазано...
Нелегкой для Сухорукова стала работа в драме Балабанова «Про уродов и людей», где ему досталась малоприятная роль Виктора Ивановича. Именно тогда актер стал налегать на алкоголь, чтобы избавиться хотя бы после съемок от образа злонамеренного проходимца.
Позже Сухоруков вспоминал: «Я ненавидел эту роль, поэтому начал пить. Я приходил на площадку, наливал в пакет из-под кефира водку и ходил весь день, пил. Все было очень серьезно. Я попал в психиатрическую клинику, знаменитую Бехтеревку, и оттуда ездил на съемки. Но это было оч-ч-чень давно, и сегодня для меня настолько не интересно. Этой проблемы для меня сегодня не существует».

Тогда он дал себе обещание больше никогда не пить и сумел сдержать слово.
Спустя несколько лет актеру выпал шанс попробовать себя в другом амплуа – в исторических картинах «Золотой век» и «Бедный, бедный Павел», где Сухоруков сыграл роли заговорщика Палена и императора Павла I.

Последняя принесла ему 3 кинопремии. А фильм «Остров», где он снялся вместе с Дмитрием Дюжевым и Петром Мамоновым, получил 6 премий «Золотой орел» и 6 премий «Ника».
От всех своих вредных привычек Сухоруков давно избавился – он уже много лет не пьет и не курит. А отказаться от сигарет ему помогло… вышивание! Чтобы чем-то себя отвлечь, актер начал вышивать картины. Правда, когда с вредной привычкой было покончено, потребность в этом необычном для мужчины хобби тоже пропала.
О своей личной жизни актер никогда не рассказывал. Известно только то, что у него нет ни жены, ни детей. В одном из интервью он заявил, что давно сделал свой выбор между семьей и профессией, но «не голубой, не импотент и не контуженый». На все вопросы о личной жизни он предпочитает отшучиваться: «Может, где-то бегает и мой пацанчик с моими глазами. Может, и не один. Но в гражданском, общественном понимании, в нормальном понимании – «как у людей» – не случилось». А о своем доме говорит как о надежном убежище от посторонних глаз: «Дом для меня был всегда убежищем. Я считаю, что каждый человек должен иметь норку, пристанище, прибежище там, где он может не стесняться самого себя».
Памятник актеру в его родном городе Орехово-Зуево

Остается только пожелать Виктору Сухорукову крепкого здоровья и новых ролей в театре и в кино!
Tags: СССР, кино
Subscribe

Posts from This Journal “кино” Tag

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “кино” Tag