"...Я надеялся, что пронесет, но не пронесло. Вручать приз за лучший фильм этому фильму, подлому и позорящему мою страну, я попросил бы Памелу Андерсон. Я этого делать не буду..."...Эту фразу Владимир Меньшов произнес в 2007 году при вручении премии MTV за лучший фильм. Лучшим фильмом тогда выбрали фильм "Сволочи". Меньшов же посчитал эту картину клеветнической.
Он высказал со сцены все, что думает, а затем бросил конверт на пол и предложил Памеле Андерсон вместо него вручить эту награду. Он был настоящим Мастером. И настоящим человеком.
Родители Владимира родом из Астрахани. Отец, Валентин Михайлович Меньшов (1912 – 1974) окончил мореходное училище, после чего работал первым помощником капитана, а с 1939 года служил в НКВД.
Мать — Меньшова (в девичестве Дубовская) Антонина Александровна (1905 – 1964), дочь богатого крестьянина из села Чаган, что недалеко от Астрахани. Она была не очень образованной женщиной, ограничилась двумя классами церковно-приходской школы, но её трудолюбия хватило бы на десятерых.
В 30-х годах Антонина работала горничной на пассажирском судне, курсировавшем между Баку и Ираном. Там она и познакомилась с Меньшовым. В 1938 году Валентин Михайлович и Антонина Александровна заключили брак, в 1939 году у них появился сын – Владимир, а в 1941 – дочь Ирина. Владимир родился в Баку
В Баку маленький Володя очень любил ходить в кино. Семья довольно часто переезжала. Они снимали углы в ветхих домишках без центрального водопровода и отопления, с туалетом во дворе. Но в детстве все бытовые неудобства казались ему мелочью.
В 1947 году, едва Владимир пошел в первый класс, отца перевели в Архангельск. После шумного и жаркого Баку природа севера России произвела на мальчика сильное впечатление. Учился он хорошо, с малых лет много читал, после школы каждый день задерживался в читальном зале на 3-4 часа.
В 1950 году семья Меньшовых переехала на родину, в Астрахань, куда отец получил новое назначение. Многое парню дала школа, но наибольшее влияние в становлении его личности оказали книги и кино. Владимир не изменил привычке «глотать» книги одну за другой. Одновременно он увлекался кинематографом, не раз пересмотрел советские фильмы тех лет и многие из них знал наизусть.
Школу Владимир окончил с серебряной медалью в 1957 году. Пришло время определиться с будущей профессией. Строгий отец хотел, чтобы сын пошёл по его стопам и связал жизнь с военным делом. Но Владимира интересовало совсем другое – увлечение кинематографом.
После выпуска парень приехал в Москву и попытался поступить во ВГИК, но провалился.
Владимир вернулся в Астрахань и устроился токарем на завод им. Маркса. В 1958 году его приняли во вспомогательный состав труппы местного драмтеатра. За следующие годы Владимир успел поработать на шахтах Воркуты и был матросом-водолазом в родном Баку, где по-прежнему жили его тёти. В 1961 году он предпринял новую, уже четвертую попытку покорить Москву и поступил в Школу-студию МХАТ.
В те годы большинство педагогов не видели перспектив относительно Владимира. Однокурсники считали, что их товарищу не повезло с внешностью и он вряд ли будет востребован.
Но именно МХАТ подарил Владимиру судьбоносную встречу с Верой Алентовой, которая, пожалуй, единственная в то время разглядела творческий потенциал наивного, как и она сама, провинциала, решившего покорить Москву.
А она считалась одной из самых красивых студенток на курсе. На втором курсе они поженились.
По окончании Школы-студии протекцию в московские труппы ему никто не составил, и Владимир отправился в Ставрополь, где работал два года в краевом драмтеатре имени Михаила Лермонтова. Алентова осталась в Москве – ей дали место в театре имени Пушкина. Спустя год Меньшов вернулся в Москву и поступил в аспирантуру режиссуры ВГИК. В 1969 году у них родилась дочь Юлия
Режиссер вспоминал эпизод, когда жена решила приготовить для него щи: сварила бульон в кастрюле на пять литров и потребовали принести ей 200 граммов мяса, не больше.
Меньшов поинтересовался, точно ли ей хватит этого количества для супа, но Алентова отбрила его: «Точно». Пришлось удивленному артисту идти на рынок и объяснять мяснику, что он не шутит и действительно требует 200 граммов мяса. После тех щей, по словам Владимира Валентиновича, он решила осваивать премудрости кулинарии самостоятельно.
Как говорил сам Меньшов-если бы не Вера, может быть и ничего бы не получилось — ведь тяжело раскрывать душу, зная, что немногие оценят ее плоды.
В 1970 году Меньшов стал соавтором сценария фильма своего однокурсника Александра Павловского «Счастливый Кукушкин». В этой короткометражке он также снялся в своей дебютной главной роли – молодого рабочего Пашки Кукушкина. Картина получила главный приз киевского кинофестиваля «Молодость-71».
Потом он сыграл в фильме "Человек на своем месте". И снова приз, на этот раз за актерскую работу на всесоюзном алма-атинском кинофестивале
Затем была роль матроса Кошелева в фильме "Соленый пес".
Фильмы "Как царь Петр арапа женил" и "Архимеды"
Затем экраны страны выходит его полнометражный режиссерский дебют «Розыгрыш», написанный по сценарию Семена Лунгина. Сценарий несколько лет пылился на полке, никто из режиссеров не хотел за него браться, считая бесперспективным
Но Владимир Меньшов, несмотря на увещевания знакомых деятелей кинематографа, решил рискнуть. Причем рискнуть дважды, взяв на роли школьников новичков в актерском деле: Дмитрия Харатьяна, Наталью Вавилову
10 января 1977 года «Розыгрыш» вышел на экраны. Успех, ожидавший картину, был ошеломительным.
Вдохновленный успехом, Меньшов начал работу над новой картиной по глубоко переработанному сценарию Валентина Черных, название которой теперь известно всем.
Фильму прочили провал. Киношники считали, что «такую дешевку» любой может снять на раз-два. Газетные критики назвали фильм «упадническим».
Однако, зрители не согласились с ними. В первый год проката ее посмотрели почти сто миллионов советских граждан. Смотрели по два-три раза, простаивая в очереди за билетами по нескольку часов. Более ста стран приобрели права на ее показ.
В феврале 1981 года картина выиграла «Оскар» как лучшая картина на иностранном языке. Режиссер узнал об этом постфактум. За наградой на церемонии вышел советский пресс-атташе, которого в американской прессе приняли за агента КГБ. Чтобы подсластить пилюлю, отечественные чиновники вручили создателям фильма Государственную премию СССР.
На церемонию вручения Меньшова не отпустили, так как в КГБ режиссер считался неблагонадежным. Как выяснилось позже, причиной тому стали два доноса. От коллег, которых Меньшов хорошо знал, которые мило здоровались с ним в коридорах «Мосфильма». «Оскар» Меньшов забрал лишь через восемь лет, в 1989 году. С тех пор статуэтка Киноакадемии хранилась у него дома, занимая почетное место среди других наград. Но пиетета перед этой наградой у режиссера не было: «Оскар мне ничего не дал, только добавил проблем», – вспоминал он.
«Москва слезам не верит» запустила меня ракетой. Но меня оберегло от головокружения то, что я вступил в пору известности уже взрослым человеком. Молодая слава очень опасна: она вскруживает голову и всю дальнейшую жизнь скособочивает."
Затем были не менее знаменитые "Любовь и голуби"
Вышел фильм во время антиалкогольной компании. Картина полгода пролежала на полке, поскольку Меньшов наотрез отказался вырезать из нее пьяненького дядю Митю («Инфаркт микарда! Вот такой рубец!») и свидание главных героев на берегу с бутылочкой («Орган движения они лечили! Поотрубать бы вам к чертовой матери эти органы-то!»).
Затем были девяностые, двухтысячные. Годы шли, а Владимир Валентинович оставался все таким же честным перед собой и людьми.
Мастер ушел, но остались его фильмы...
Светлая Память Владимиру Меньшову-настоящему Мастеру...
Journal information