amarok_man (amarok_man) wrote,
amarok_man
amarok_man

А Вас, Татьяна Ивановна, никто не любит...кроме народа

Так ей сказал Борис Новиков на собрании в театре, когда она стала его отчитывать за злоупотребление спиртным: ""А вы, Татьяна Ивановна, помолчали бы. Вас никто не любит… кроме народа!". И её действительно не слишком жаловало театральное начапьство, порой обходили наградами и званиями. А вот народ Татьяну Ивановну Пельтцер любил. И она считалась всесоюзной кинобабушкой.


По национальности наполовину немка, наполовину еврейка, стала без преувеличения великой русской актрисой. «Счастливая старуха» — так она сама себя называла. Личная жизнь ее сложилась так, что не было ни детей, ни внуков. А её считали самой-самой бабушкой в кино.

Даже если Пельтцер играла уборщицу или медсестру, то такую добрую, внимательную и душевную, что незнающий человек не мог заподозрить у нее отсутствие родительского опыта.

Татьяна Ивановна родилась 6 июня 1904 года в Москве в семье знаменитого режиссера и актера, который до Октябрьской революции снял несколько фильмов и играл в театрах. Иван (Иоганн) Пельтцер для дочери был не просто отцом, а учителем, наставником, образцом для подражания.

Дед актрисы по материнской линии был главным раввином Киева. Мать Эсфирь Боруховна Ройзен после замужества стала зваться Евгенией Сергеевной. В 1906 году у Пельтцеров родился сын Александр, ставший впоследствии известным конструктором, автогонщиком, председателем Союза советских картингистов. В семье говорили исключительно на немецком языке.

Отец - Заслуженный артист РСФСР, лауреат Сталинской премии - стал для дочери первым и единственным учителем актерского мастерства. Он был не только прекрасным актером, но и отличным педагогом, до революции у него даже была маленькая театральная школа.

Глядя на папу, девочка осваивала актерское ремесло. Первые роли Татьяна сыграла в его спектаклях, а в 9 лет получила первый гонорар за роль в пьесе «Дворянское гнездо».

Татьяна Пельтцер дебютировала как профессиональная актриса в 1916 году в антрепризе Николая Синельникова. Затем был Передвижной театр Красной армии в Ейске. Вскоре в трудовой книжке актрисы появились записи из Колхозного театра и театра Военно-морского флота. Через несколько лет Татьяна Пельтцер вернулась в столицу.

В Москве она познакомилась с немецким коммунистом Гансом Тейблером, в 1927 году вышла за него замуж и уехала с мужем в Германию.

Там фрау Тейблер  вступила в Коммунистическую партию, устроилась работать в советское торгпредство. В Берлине немецкий режиссер предложил актрисе сыграть в спектакле «Инга». Это была ее единственная роль в Германии.

Ганс стал полностью финансово обеспечивать свою семью. Денег, которые знаток инженерного дела зарабатывал в автомобильной фирме «Опель», хватало на сытую, обеспеченную жизнь. Тейблеры жили на широкую ногу. Как писал Марк Захаров в статье "Известиям", Пельтцер рассказывала ему, что в Германии она даже слушала выступление Гитлера в пивной. Фюрер произвел на нее неприятное впечатление. В Германии набирала силу нацистская партия и это было тоже одной из причин вернуться в СССР.

За 4 года благополучной и обеспеченной семейной жизни ей стало особенно сильно не хватать всего, что связано с родиной. И в 1931 году Татьяна Ивановна вернулась домой. Без супруга. О причинах ухода от мужа она не сказала ни одному человеку. Теперь уже театр спасал ее от тоски по своему любимому Гансу.
Приход к власти в Германии нацистов, Вторая мировая, тяжелое послевоенное время - и невозможность узнать, что случилось с мужем, пусть и бывшим. Всё это время Татьяна, вернувшая после приезда в Москву свою девичью фамилию, не знала, что антифашист Ганс Тейблер спасся в Швейцарии, что у него новая семья - жена и ребенок. Им удалось повидаться почти через 40 лет в Карловых Варах.
В Москве она поступила в театр МГСПС (сейчас это Театр Моссовета). Актрису без образования зачислили во вспомогательный состав.
Отношения с руководством МГСПС у нее не сложились: через 4 года Пельтцер уволили за профессиональную непригодность. В 1936-м разочарованная Татьяна переехала в Ярославль, где 2 года работала в старейшем драмтеатре России. Затем вернулась в Москву и устроилась в только что открывшийся Театр миниатюр.

В 1947 году Татьяна Ивановна перешла в Московский академический театр сатиры, ставший для нее вторым домом, театром жизни. Актриса играла увлеченно, а известность к ней пришла после роли Лукерьи в «Свадьбе с приданым».

Еще больший успех актрисе принесли роли в комедиях "Максим Перепелица"(1955) и

"Солдат Иван Бровкин" (1955), после которого ей присвоили звание заслуженной артистки.

Больше замуж она не выходила, детей не было. Хотя именно роли чьих-то мамаш и бабушек удавались Пельтцер лучше всего.

Татьяна Пельтцер, имея немецкие корни, стала великой русской актрисой. Советские зрители ассоциировали артистку с ее героинями. Пельтцер казалась им родной и понятной.

Театр стал домом для Татьяны Пельтцер. Она проводила здесь большую часть времени. А обстоятельства личной жизни лишали ее последней надеждой на счастье. Отец актрисы тяжело болел. После спектакля и оваций она торопилась домой. Днем нанимала сиделку. Но как бы тяжело не было немолодой актрисе разрываться между театром и домом, после смерти отца она познала горечь настоящего одиночества.

А спустя год попал в аварию брат. После катастрофы Александр Пельтцер стал инвалидом. Жена и дети от него отказались, и единственным человеком, который взял на себя заботу о человеке, прикованном к инвалидной коляске, стала сестра. Татьяна Пельтцер снова спешила из театра домой.
В театре Сатиры Татьяна Пельтцер проработала тридцать лет. Но после грандиозного скандала с главным режиссером она покинула и эту сцену. Вскоре актрису пригласили в свой театр Марк Захаров. В «Ленкоме» Татьяна Пельтцер провела последние годы.

В 80-е Татьяна Ивановна начала забываться — болезнь Альцгеймера прогрессировала. Однако актриса упорно продолжала выходить на сцену и каждый раз получала шквал аплодисментов, а слова подсказывали партнеры, в том числе и Александр Абдулов.

В 1992 году после нервного перенапряжения Татьяна Пельтцер попала в психиатрическую больницу. Она никого не узнавала, заговаривалась и плакала. А больнице актриса умудрилась сломать шейку бедра, в 88 лет для человека такой перелом — катастрофа.

Ее верная домработница Елена, ухаживавшая за ней до последнего, вспоминала, что накануне смерти, Пельтцер, до этого давно никого не узнававшая, ее вдруг признала.

"Это моя, — говорила она врачам, — моя!» - говорит Елена - Только гладила меня по руке и показывала движением пальцев, что, мол, хочет курить. Я достала сигарету, и она с большим наслаждением выкурила. Она даже улыбалась, но в глазах уже была какая-то муть. Но по имени назвать никого не могла"

Елена уехала от своей подопечной около восьми вечера. А в половину одиннадцатого ей позвонили из больницы и сказали: «Татьяна Ивановна умерла». Звезда скончалась тихо. В палате кроме нее лежали еще две больные. Они сказали на вечернем обходе, что Пельтцер как-то ворочалась, но не кричала, никого не звала. Это был знойный вечер 16 июля 1992-го. Не стало великой и непревзойденной Татьяны Пельтцер…

Tags: СССР, кино
Subscribe

Posts from This Journal “кино” Tag

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “кино” Tag