Так ей сказал Борис Новиков на собрании в театре, когда она стала его отчитывать за злоупотребление спиртным: ""А вы, Татьяна Ивановна, помолчали бы. Вас никто не любит… кроме народа!". И её действительно не слишком жаловало театральное начапьство, порой обходили наградами и званиями. А вот народ Татьяну Ивановну Пельтцер любил. И она считалась всесоюзной кинобабушкой.
По национальности наполовину немка, наполовину еврейка, стала без преувеличения великой русской актрисой. «Счастливая старуха» — так она сама себя называла. Личная жизнь ее сложилась так, что не было ни детей, ни внуков. А её считали самой-самой бабушкой в кино.
Даже если Пельтцер играла уборщицу или медсестру, то такую добрую, внимательную и душевную, что незнающий человек не мог заподозрить у нее отсутствие родительского опыта.
Татьяна Ивановна родилась 6 июня 1904 года в Москве в семье знаменитого режиссера и актера, который до Октябрьской революции снял несколько фильмов и играл в театрах. Иван (Иоганн) Пельтцер для дочери был не просто отцом, а учителем, наставником, образцом для подражания.
Дед актрисы по материнской линии был главным раввином Киева. Мать Эсфирь Боруховна Ройзен после замужества стала зваться Евгенией Сергеевной. В 1906 году у Пельтцеров родился сын Александр, ставший впоследствии известным конструктором, автогонщиком, председателем Союза советских картингистов. В семье говорили исключительно на немецком языке.
Отец - Заслуженный артист РСФСР, лауреат Сталинской премии - стал для дочери первым и единственным учителем актерского мастерства. Он был не только прекрасным актером, но и отличным педагогом, до революции у него даже была маленькая театральная школа.
Глядя на папу, девочка осваивала актерское ремесло. Первые роли Татьяна сыграла в его спектаклях, а в 9 лет получила первый гонорар за роль в пьесе «Дворянское гнездо».
Татьяна Пельтцер дебютировала как профессиональная актриса в 1916 году в антрепризе Николая Синельникова. Затем был Передвижной театр Красной армии в Ейске. Вскоре в трудовой книжке актрисы появились записи из Колхозного театра и театра Военно-морского флота. Через несколько лет Татьяна Пельтцер вернулась в столицу.
В Москве она познакомилась с немецким коммунистом Гансом Тейблером, в 1927 году вышла за него замуж и уехала с мужем в Германию.
Там фрау Тейблер вступила в Коммунистическую партию, устроилась работать в советское торгпредство. В Берлине немецкий режиссер предложил актрисе сыграть в спектакле «Инга». Это была ее единственная роль в Германии.
В 1947 году Татьяна Ивановна перешла в Московский академический театр сатиры, ставший для нее вторым домом, театром жизни. Актриса играла увлеченно, а известность к ней пришла после роли Лукерьи в «Свадьбе с приданым».
Еще больший успех актрисе принесли роли в комедиях "Максим Перепелица"(1955) и
"Солдат Иван Бровкин" (1955), после которого ей присвоили звание заслуженной артистки.
Больше замуж она не выходила, детей не было. Хотя именно роли чьих-то мамаш и бабушек удавались Пельтцер лучше всего.
Татьяна Пельтцер, имея немецкие корни, стала великой русской актрисой. Советские зрители ассоциировали артистку с ее героинями. Пельтцер казалась им родной и понятной.
В 80-е Татьяна Ивановна начала забываться — болезнь Альцгеймера прогрессировала. Однако актриса упорно продолжала выходить на сцену и каждый раз получала шквал аплодисментов, а слова подсказывали партнеры, в том числе и Александр Абдулов.
В 1992 году после нервного перенапряжения Татьяна Пельтцер попала в психиатрическую больницу. Она никого не узнавала, заговаривалась и плакала. А больнице актриса умудрилась сломать шейку бедра, в 88 лет для человека такой перелом — катастрофа.
Ее верная домработница Елена, ухаживавшая за ней до последнего, вспоминала, что накануне смерти, Пельтцер, до этого давно никого не узнававшая, ее вдруг признала.
"Это моя, — говорила она врачам, — моя!» - говорит Елена - Только гладила меня по руке и показывала движением пальцев, что, мол, хочет курить. Я достала сигарету, и она с большим наслаждением выкурила. Она даже улыбалась, но в глазах уже была какая-то муть. Но по имени назвать никого не могла"
Елена уехала от своей подопечной около восьми вечера. А в половину одиннадцатого ей позвонили из больницы и сказали: «Татьяна Ивановна умерла». Звезда скончалась тихо. В палате кроме нее лежали еще две больные. Они сказали на вечернем обходе, что Пельтцер как-то ворочалась, но не кричала, никого не звала. Это был знойный вечер 16 июля 1992-го. Не стало великой и непревзойденной Татьяны Пельтцер…
Journal information