amarok_man (amarok_man) wrote,
amarok_man
amarok_man

Categories:

А Вас, Татьяна Ивановна, никто не любит...кроме народа

Так ей сказал Борис Новиков на собрании в театре, когда она стала его отчитывать за злоупотребление спиртным: ""А вы, Татьяна Ивановна, помолчали бы. Вас никто не любит… кроме народа!". И её действительно не слишком жаловало театральное начапьство, порой обходили наградами и званиями. А вот народ Татьяну Ивановну Пельтцер любил. И она считалась всесоюзной кинобабушкой.


По национальности наполовину немка, наполовину еврейка, стала без преувеличения великой русской актрисой. «Счастливая старуха» — так она сама себя называла. Личная жизнь ее сложилась так, что не было ни детей, ни внуков. А её считали самой-самой бабушкой в кино.

Даже если Пельтцер играла уборщицу или медсестру, то такую добрую, внимательную и душевную, что незнающий человек не мог заподозрить у нее отсутствие родительского опыта.

Татьяна Ивановна родилась 6 июня 1904 года в Москве в семье знаменитого режиссера и актера, который до Октябрьской революции снял несколько фильмов и играл в театрах. Иван (Иоганн) Пельтцер для дочери был не просто отцом, а учителем, наставником, образцом для подражания.

Дед актрисы по материнской линии был главным раввином Киева. Мать Эсфирь Боруховна Ройзен после замужества стала зваться Евгенией Сергеевной. В 1906 году у Пельтцеров родился сын Александр, ставший впоследствии известным конструктором, автогонщиком, председателем Союза советских картингистов. В семье говорили исключительно на немецком языке.

Отец - Заслуженный артист РСФСР, лауреат Сталинской премии - стал для дочери первым и единственным учителем актерского мастерства. Он был не только прекрасным актером, но и отличным педагогом, до революции у него даже была маленькая театральная школа.

Глядя на папу, девочка осваивала актерское ремесло. Первые роли Татьяна сыграла в его спектаклях, а в 9 лет получила первый гонорар за роль в пьесе «Дворянское гнездо».

Татьяна Пельтцер дебютировала как профессиональная актриса в 1916 году в антрепризе Николая Синельникова. Затем был Передвижной театр Красной армии в Ейске. Вскоре в трудовой книжке актрисы появились записи из Колхозного театра и театра Военно-морского флота. Через несколько лет Татьяна Пельтцер вернулась в столицу.

В Москве она познакомилась с немецким коммунистом Гансом Тейблером, в 1927 году вышла за него замуж и уехала с мужем в Германию.

Там фрау Тейблер  вступила в Коммунистическую партию, устроилась работать в советское торгпредство. В Берлине немецкий режиссер предложил актрисе сыграть в спектакле «Инга». Это была ее единственная роль в Германии.

Ганс стал полностью финансово обеспечивать свою семью. Денег, которые знаток инженерного дела зарабатывал в автомобильной фирме «Опель», хватало на сытую, обеспеченную жизнь. Тейблеры жили на широкую ногу. Как писал Марк Захаров в статье "Известиям", Пельтцер рассказывала ему, что в Германии она даже слушала выступление Гитлера в пивной. Фюрер произвел на нее неприятное впечатление. В Германии набирала силу нацистская партия и это было тоже одной из причин вернуться в СССР.

За 4 года благополучной и обеспеченной семейной жизни ей стало особенно сильно не хватать всего, что связано с родиной. И в 1931 году Татьяна Ивановна вернулась домой. Без супруга. О причинах ухода от мужа она не сказала ни одному человеку. Теперь уже театр спасал ее от тоски по своему любимому Гансу.
Приход к власти в Германии нацистов, Вторая мировая, тяжелое послевоенное время - и невозможность узнать, что случилось с мужем, пусть и бывшим. Всё это время Татьяна, вернувшая после приезда в Москву свою девичью фамилию, не знала, что антифашист Ганс Тейблер спасся в Швейцарии, что у него новая семья - жена и ребенок. Им удалось повидаться почти через 40 лет в Карловых Варах.
В Москве она поступила в театр МГСПС (сейчас это Театр Моссовета). Актрису без образования зачислили во вспомогательный состав.
Отношения с руководством МГСПС у нее не сложились: через 4 года Пельтцер уволили за профессиональную непригодность. В 1936-м разочарованная Татьяна переехала в Ярославль, где 2 года работала в старейшем драмтеатре России. Затем вернулась в Москву и устроилась в только что открывшийся Театр миниатюр.

В 1947 году Татьяна Ивановна перешла в Московский академический театр сатиры, ставший для нее вторым домом, театром жизни. Актриса играла увлеченно, а известность к ней пришла после роли Лукерьи в «Свадьбе с приданым».

Еще больший успех актрисе принесли роли в комедиях "Максим Перепелица"(1955) и

"Солдат Иван Бровкин" (1955), после которого ей присвоили звание заслуженной артистки.

Больше замуж она не выходила, детей не было. Хотя именно роли чьих-то мамаш и бабушек удавались Пельтцер лучше всего.

Татьяна Пельтцер, имея немецкие корни, стала великой русской актрисой. Советские зрители ассоциировали артистку с ее героинями. Пельтцер казалась им родной и понятной.

Театр стал домом для Татьяны Пельтцер. Она проводила здесь большую часть времени. А обстоятельства личной жизни лишали ее последней надеждой на счастье. Отец актрисы тяжело болел. После спектакля и оваций она торопилась домой. Днем нанимала сиделку. Но как бы тяжело не было немолодой актрисе разрываться между театром и домом, после смерти отца она познала горечь настоящего одиночества.

А спустя год попал в аварию брат. После катастрофы Александр Пельтцер стал инвалидом. Жена и дети от него отказались, и единственным человеком, который взял на себя заботу о человеке, прикованном к инвалидной коляске, стала сестра. Татьяна Пельтцер снова спешила из театра домой.
В театре Сатиры Татьяна Пельтцер проработала тридцать лет. Но после грандиозного скандала с главным режиссером она покинула и эту сцену. Вскоре актрису пригласили в свой театр Марк Захаров. В «Ленкоме» Татьяна Пельтцер провела последние годы.

В 80-е Татьяна Ивановна начала забываться — болезнь Альцгеймера прогрессировала. Однако актриса упорно продолжала выходить на сцену и каждый раз получала шквал аплодисментов, а слова подсказывали партнеры, в том числе и Александр Абдулов.

В 1992 году после нервного перенапряжения Татьяна Пельтцер попала в психиатрическую больницу. Она никого не узнавала, заговаривалась и плакала. А больнице актриса умудрилась сломать шейку бедра, в 88 лет для человека такой перелом — катастрофа.

Ее верная домработница Елена, ухаживавшая за ней до последнего, вспоминала, что накануне смерти, Пельтцер, до этого давно никого не узнававшая, ее вдруг признала.

"Это моя, — говорила она врачам, — моя!» - говорит Елена - Только гладила меня по руке и показывала движением пальцев, что, мол, хочет курить. Я достала сигарету, и она с большим наслаждением выкурила. Она даже улыбалась, но в глазах уже была какая-то муть. Но по имени назвать никого не могла"

Елена уехала от своей подопечной около восьми вечера. А в половину одиннадцатого ей позвонили из больницы и сказали: «Татьяна Ивановна умерла». Звезда скончалась тихо. В палате кроме нее лежали еще две больные. Они сказали на вечернем обходе, что Пельтцер как-то ворочалась, но не кричала, никого не звала. Это был знойный вечер 16 июля 1992-го. Не стало великой и непревзойденной Татьяны Пельтцер…

Tags: СССР, кино
Subscribe

Posts from This Journal “кино” Tag

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments

Posts from This Journal “кино” Tag