amarok_man (amarok_man) wrote,
amarok_man
amarok_man

Category:

Грустная сказка. Судьба белокурого Иванушки из легендарной сказки "Марья – искусница"

Виктор Перевалов...Он сыграл в 60 фильмах, а большинству зрителей он запомнился по ролям, которые сыграл еще в подростковом возрасте – в фильмах «Марья-искусница», «Республика ШКИД», «Я вас любил», «Старая, старая сказка».


Он  родился в 1949 г. в Ленинграде, его родители и старшие братья чудом пережили блокаду, а его детство пришлось на голодные послевоенные годы. В многодетной семье никто не имел никакого отношения к искусству, мать была санитаркой, а отец работал в торговле. Однако, кино в их семье любили. И по воспоминаниям Виктора он частенько в детстве ходил в кинотеатр с отцом.

Виктор попал на съемочную площадку совершенно случайно. Однажды его вместе с другими первоклашками учительница привела на экскурсию во Дворец пионеров. Туда как раз зашел помощник режиссера Владимира Бычкова, занимавшийся поиском юных актеров для короткометражного фильма «Тамбу-Ламбу». Это было в 1957 году

Меня выдернули из класса (моя светлая голова была хорошо заметна среди темноволосых одноклассников) и спросили: "Хочешь сниматься в кино?" Я сказал: "Хочу". Были фото- и кинопробы, репетиции и смотрины. И меня утвердили на роль Вовки. Это была история о приключениях ребят, разыскивающих владельца утерянной записной книжки, особого ажиотажа не вызвала.

Так Витя Перевалов дебютировал в кино.

Следующая была роль в фильме "Город зажигает огни" (1958). Зато в 1959 году Перевалов прославился на всю страну, великолепно исполнив роль Иванушки в фильме-сказке Александра Роу "Марья – искусница". Вот эта роль по настоящему прославила юного актера.

Съёмки фильма проходили в Ялте, на киностудии имени Горького, в павильоне при температуре 30 градусов, где на тебя направлены огромные прожектора, короче, настоящее пекло. "Пока шла подгонка костюма, я был свободен три дня. Бледный питерский ребенок, я все эти дни бегал по пляжу вдоль моря и спалил обритую наголо (под парик) голову и плечи чуть ли не до струпьев, — вспоминал актёр. — На съемках мою сожжённую голову намазали спиртовым клеем и натянули парик, на сгоревшие плечи надели рубаху из грубого льна, а сверху — котомку с лямками из верёвки. Слёзы из глаз — и вперёд."

В том же году он снялся в фильме «Сомбреро»,

в 1960-1961 гг. вышли картины с его участием «Балтийское небо» и «Старожил». У одноклассников Витя был в большом почете – он проводил их без билетов на утренние сеансы в кинотеатр «Искра», где его знали все контролеры. А вот с учителями было сложнее. Из-за постоянной занятости на съемках он пропускал школьные занятия и сильно отстал в учебе. А без разрешения дирекции школы в кино не брали. Таким образом на два года Виктор выбыл из кино.

Однако все это время Витя только и мечтал о том, чтобы вернуться на съемочную площадку – без актерской профессии он уже своего будущего просто не представлял. И после 8-го класса он сам отправился на киностудию «Ленфильм» на пробы в «Республику ШКИД».

В 1966 г. на экраны вышли сразу 3 фильма с его участием: «Долгая счастливая жизнь», «Земля отцов» и «Республика ШКИД».

За эту работу Виктор впервые получил гонорар сам — до этого деньги за него получала мама. Успех обмыли коньяком со сверстником Николаем Годовиковым, будущим Петрухой из «Белого солнца пустыни».

Его главным козырем, потом ставшим его же бедой-был образ "вечного мальчика": белокурые волосы, широко распахнутые глаза, наивный взгляд, обезоруживающая детская улыбка. Вечным ребенком он выглядел даже тогда, когда вырос.

В 18 лет Перевалов сыграл восьмиклассника в фильме «Я вас любил»,

а в следующем году появился на экранах в образе Принца-трубочиста

в фильме «Старая, старая сказка».

Кадр из фильма *Годен к нестроевой*, 1968

После этого Виктор отслужил в армии, а затем снова вернулся в кино. Но для взрослого юноши с лицом подростка ролей находилось все меньше. Перевалов говорил: «Мое лицо и на экране, и в жизни не менялось долгое время. Видимо из-за этого, мне всегда предлагали амплуа положительного паренька из породы «чайников». Но прошло время, и светлый типаж будущего строителя коммунизма стал никому не нужен. Вместе с ним испарился с экрана и мой лопоухий герой». Ему предлагали лишь эпизоды – малоприметных милиционеров, солдат, лаборантов, шоферов и т. д.

К тому же, снимаясь из фильма в фильм, Перевалов даже не задумывался о дальнейшей учебе. Жена вспоминала:

"...Сразу после школы он вроде бы хотел попробоваться во ВГИК, но его забрали на “Я вас любил”, потом его увидел режиссёр Владимир Роговой и утащил на другие съемки. Мы уже женаты были, когда я его уговорила все-таки поехать в Москву, чтобы поступить в училище. Витя вернулся оттуда и сказал, что его не взяли: “Мы берем, чтобы обучать, а ты все умеешь.

Последним заметным появлением Виктора Перевалова в кино стала роль агента МУРа Панина в культовом приключенческом детективе “Трактир на Пятницкой” (1977). Картину в СССР посмотрели более 54 миллионов зрителей

Виктор вспоминал:

"В фильме «Трактир на Пятницкой», снимавшемся в 1977 году, я играл девятнадцатилетнего пацана, уже будучи тридцатилетним. Лицом, может быть, это и выходило, но органика уже была не та, — сетовал Перевалов в интервью газете «Вече Твери». — Я мог бы продолжать работать в эпизодах, у меня была приличная актерская ставка — 20 рублей в день, а при советской власти это были нормальные деньги. Где-то постоять, что-то крикнуть из толпы. Но, для меня это было все не то..."

В начале 1980-х гг. Перевалов сыграл всего в четырех фильмах, и в двух из них его имя даже не упоминалось в титрах. А после 1982 г. в его кинокарьере наступила долгая пауза. Из-за своей невостребованности Перевалов начал выпивать. Позже он рассказывал: «До 30 лет, пока регулярно снимался, принимать на грудь было некогда и незачем. Но с годами предложения поступали все реже и реже. Кинематографу мой типаж оказался не нужен. С одной стороны, уже не пацан, с другой – еще не видавший виды мужик… Это был тяжелейший период. Душу терзали неудовлетворенные амбиции, уязвленное самолюбие… Глушил горькую так, что будь здоров."

Когда же начались 1990-е и российское кино рухнуло в бездну, о Перевалове забыли окончательно.

На тот момент у Перевалова уже была семья, подрастала дочь, и пришло время думать не о собственной кинокарьере, а о благополучии близких. На протяжении 20 лет актер брался за любую работу – он был и грузчиком в винном магазине, и кровельщиком, и монтером в метро. "...Три-четыре года я ездил с ребятами в Воронежскую область, собирал яблоки в колхозе. На яблоках я заработал на собственную машину. Пробовал работать таксистом. Но у меня не получалось — с женщин я вообще не могу деньги брать… Потом возил знакомых бизнесменов, которые поднялись"...

В начале 2000-х начались серьезные проблемы со здоровьем. Язва желудка, затем инфаркт, проблемы с легкими, диабет...
И тут об актере вспомнили. Режиссер Игорь Апасян пригласил Перевалова в картину «Граффити» — на роль пьющего деревенского философа по кличке Клизя. Виктор Порфирьевич признавался, что до последнего не верил, что возвращение в кино состоится. Но оно не просто состоялось, а оказалось чрезвычайно успешным. «Граффити» собрал множество призов различных кинофестивалей. Критики высоко оценивали работу Перевалова, и на него вновь посыпались предложения.

"Когда я прочитал сценарий, то очень боялся, что утратил навыки съёмок. Раньше снимали кино тридцатисекундными планами, и больше десяти слов не надо было учить. А в фильме «Граффити» были длинные планы, в роли было много текста, — рассказывал актёр. — Зная, что сейчас фильмы снимаются в течение месяца, а не полугода, как раньше, и нагрузка на артистов гораздо больше, у меня был, конечно, страх. Но это как научился кататься на велосипеде — и ездишь всю жизнь."

В 2009 году Перевалов сыграл свою последнюю крупную роль, снявшись в экранизации детективного романа Бориса Акунина «Пелагия и белый бульдог».

Летом 2010 г. он отправился на съемки в Москву – и вдруг неожиданно вернулся раньше времени. Тогда стояла сильная жара, а 61-летний актер ее тяжело переносил. Когда почувствовал себя совсем плохо, решил вернуться домой. 5 июля 2010 г. у него случился инфаркт, и Перевалов скончался. Его супруга винила в случившемся съемочную группу – она не понимала, почему актера посадили на поезд вместо того, чтобы сразу отправить в больницу. А коллеги Перевалова утверждали, что на съемках он запил и сам настоял на том, чтобы ему взяли обратный билет.

В машине, когда ехал на вокзал он забыл пакет с вещами, лекарствами и сотовым телефоном. В поезде ему стало совсем плохо. На Московском вокзале Петербурга, едва держась на ногах, просил у прохожих телефон, чтобы позвонить домой. Но актера не узнали, приняли за нетрезвого бомжа. Кое-как Перевалов самостоятельно добрался до дома.

Он говорил жене и дочери не вызывать «скорую помощь», говорил, что съемки продолжаются и он не может подводить людей. Но состояние ухудшалось настолько стремительно, что близкие не стали слушать Виктора Порфирьевича. Медики определили у актера острый инфаркт миокарда. Привычка терпеть, работать на износ имела роковые последствия. Перевалова необходимо было срочно госпитализировать еще в Москве, а вместо этого он несколько часов трясся в поезде, страдая от боли и не имея под рукой лекарств.
Питерские врачи оказались бессильны — 5 июля 2010 года Виктора Перевалова не стало. Ему был 61 год.

Tags: СССР, дети, кино
Subscribe

Posts from This Journal “кино” Tag

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “кино” Tag