Борис Сморчков...Искренний и очень простой, бессребренник. Он за себя не мог попросить, настоять на том, чтобы ему дали роль. Он сыграл в более сорока ролях. Однако, почти все они были второстепенными и эпизодическими. А ведь он был безусловно талантливым артистом. Это показала его роль в фильме "Москва слезам не верит". Именно по ней его помнят. Он всю жизнь любил одну женщину. А она его бросила, чтобы уехать за границу. Однако, как бы он её не любил, а вот уехать он отказался наотрез. Родина для него была дороже.
В роду Бориса Сморчкова артистов не было. Он родился в простой московской рабочей семье, где было еще трое детей. Это произошло в 1944 году. Отец работал на военном заводе. Поэтому его не отпустили на фронт. А семью с маленькими детьми отправили во Владимирскую область в эвакуацию. Мама Бориса скучала по мужу и ждала от него весточки. Письмо пришло, но оно было от подруги. В нем «доброжелательница» сообщила: "мол, ты там с тремя детьми маешься, а он «налево» ходит."
Жена подхватилась в Москву. Однако муж был один. Подруга все наврала. Встреча оказалась настолько плодотворной, что через девять месяцев родился четвертый ребенок. Сына назвали Борисом. Послевоенное детство парня из рабочей семьи было тяжелым. Однако воспитание он получил настоящее, мужское.
Он был очень талантливым ребенком – посещал драматический кружок в своей родной 726 школе, музыкальную школу “Гнесинку”, где обучался вокалу, а по вечерам Боря ходил на занятия по боксу. А однажды ему пришлось преподать урок одному забияке, который мешал занятиям драмкружка. И в ходе драки сломал хулигану нос. Однако тот оказался сыном большого начальника и Бориса едва не отправили в колонию для несовершеннолетних, но преподавательский состав встал на его защиту, в результате заступничества школы последствий не было.
Борис отслужил срочную на границе с Китаем.
После того как Борис Сморчков вернулся домой со срочной службы в армии, старшая сестра Зинаида устроила на очень денежную работу-бортпроводником на авиалинии Москва – Хабаровск. Работа не пыльная и очень хорошо оплачиваемая. Но мечты о театре не оставляли Бориса, поэтому он уволился и пошел в театр техническим работником сцены. Многие крутили у виска пальцем, когда узнавали то, что Борис променял огромную зарплату на грошовую работника сцены, но Борис Сморчков всегда говорил: “Деньги меня интересуют в последнюю очередь”. Поработав в театре и посмотрев его изнутри Сморчков поступил в Щукинское училище, после окончания, которого был принят в театр «Современник», на сцене которого играл больше тридцати лет.
Николай в фильме был однолюбом. И в этом актер Борис Сморчков очень похож на своего героя. Полюбив в студенческие годы, он бережно пронес это чувство через всю жизнь, а после расставания с любимой просто не смог больше жить. Ее звали Анна Варпаховская, она училась в «Щуке» вместе с Борисом. На восхищение и преданную любовь симпатичного парня красивая девушка ответила взаимностью. Аня и правда была яркой красоткой.

Анна Варпаховская родилась в Магадане, где оба ее родителя отбывали наказание по политическим статьям. Ее отец, театральный режиссер Леонид Варпаховский, провел в лагерях в общей сложности 18 лет, по обвинению в «содействии троцкизму», «контрреволюционной агитации» и шпионаже в пользу Японии. А мать, оперная певица Ида Зискина, попала на Колыму как член семьи изменника Родины – ее первый муж, инженер, работавший на строительстве Китайской восточной железной дороги, был обвинен в связи с фашистами города Харбин и расстрелян. Варпаховский стал ее вторым мужем, вместе они трудились над созданием театра для заключенных. В 1949 г. у них родилась дочь Анна, которой передалось от родителей увлечение театром. После возвращения в Москву она поступила в Щуку.

Анна Варпаховская в фильме *Хождение по мукам*, 1974
После этой роли Сморчков прославился. Онрассказывал: «Ведь никто тогда, в конце 70-х, и подумать не мог, какой бешеный успех ожидает эту картину. Почти все известные актеры отказывались в ней играть. Да что там говорить! За полтора года работы я получил всего 600 рублей. Но не жалею об этом: на съемках мы постоянно хулиганили, смеялись, дурачились, а в кадре пили настоящую водку!.. А потом нам присудили «Оскара». Правда, никого из съемочной группы получать статуэтку не пустили, зато потом на гастролях меня шутливо объявляли: «Выступает лауреат премии «Оскар». Я краснел и смущался. Но вообще-то приятно, черт возьми!».

Сморчков сыграл в этом фильме счастливого семейного человека. Однако над его браком сгустились тучи. Анна загорелась идеей уехать из СССР. Тем более карьера Варпаховской складывалась не так успешно как у мужа. Это было в конце 80-х. А в 90-х работы в кино совсем не стало. Ее брат переехал в Канаду и звал ее к себе. Отказываться от такого предложения Варпаховская не собиралась, а вот Борис Фёдорович эмигрировать совсем не хотел. “Как бы я тебя не любил, из России ни за что не уеду”
У Варпаховской творческая жизнь сложилась успешно: вместе с братом они создали театр им. Л. Варпаховского в Монреале, где ставили спектакли для русскоязычных жителей Канады

Встроиться в новое коммерческое кино, ему помешали неприязнь к чернухе и отсутствие пробивных качеств. Звание и наград этот, заслуженный актер не снискал, поэтому жил скромно. Почти всю жизнь прожил в комнате в коммуналке театра. Пока друзья почти силком не повели его по инстанциям, только после этого человеку, внесшему неоспоримый вклад в отечественную культуру, выделили квартиру.

Journal information