amarok_man (amarok_man) wrote,
amarok_man
amarok_man

Categories:

Кем был реальный Пашка-Америка: вор-романтик или кровавый бандит...

Обаятельный Пашка по прозвищу Америка из знаменитого фильма "Трактир на Пятницкой". Удачливый налетчик и проходимец, завсегдатай дорогих кабаков и любимчик женщин… Такой типаж очень понравился киношникам, которые не стали копаться в истинной биографии злодея. Слишком уж она была зловещей.


В фильме режиссера Александра Файциммера 1978 года действие разворачивается в двадцатые года прошлого века, в самый разгар НЭПа. А Пашка-Америка в исполнении Александра Галибина предстает перед кинозрителем известным базарным карманником, этаким романтичным пареньком, слегка сбившимся с праведного пути.

Реальные события, в которых главную «роль» играл человек по кличке Пашка-Америка, происходили четвертью века позже. Зимой 1949 года без всякого кино огромная страна натужно пыталась выйти из военной разрухи. Но многое мешало – голод, нищета, и… преступность. Разгул криминала в послевоенном СССР был настолько огромным, что убийцы, бандиты и грабители стали для государства врагом номер один, которых ждал суровый приговор.

И правоохранители старались осадить преступность. Вспомнить хотя бы события, рассказаные в фильме "Место встречи изменить нельзя". Кстати, делом Пашки-Америки занимался легендарный муровец Владимир Арапов - прототип Володи Шарапова.

Однако, в наачале 1949 года по Москве прокатилась серия дерзких ограблений, имевших один и тот же почерк. Грабители врывались в сберегательные кассы, на склады с продовольствием и промышленными товарами, расстреливали охрану, после чего скрывались с похищенным. Порой бандиты совершали несколько преступлений за один день. Так, 2 февраля 1949 года грабители обчистили сразу три магазина, оставив после себя четыре трупа. Кассы торговых заведений недосчитались около 120000 рублей. Министр государственной безопасности Виктор Абакумов приказал в кратчайшие сроки ликвидировать банду.

Сыщикам удалось выяснить, что человек, руководивший налетами, был одет в изящное серое пальто и белый шарф. также удалось установить прозвище-Пашка Америка. Про него говорили, что он грезил о жизни за «бугром», потому и одевался «по-ихнему». Но точного имени его никто не знал. Да и где его найти, тоже никому не было известно.

Реальный Пашка-Америка.

Потом выяснится, что у «Америки» и в самом деле была идея «фикс» - взять огромный куш и уехать жизнь на Запад. Пашка вырос на окраине Москвы. В их местном клубе как-то показывали американский фильм про чикагских гангстеров, красиво живущих за счет грабежей. И Пашка стал воровать. Попавшись и отбыв свои пять лет, он вернулся в Москву прямо перед войной и сколотил банду. Главарь понял, что мелкими грабежами состояния не сделаешь.

Днём 16 апреля 1949 года преступники ограбили двух женщин-инкассаторов. Кассиры Тимакова и Никитина безо всякой дополнительной охраны стояли у здания банка, ожидая служебную машину для перевозки денег. К ним подошёл шикарно одетый молодой человек и спросил, не они ли перевозят заработную плату в Московский финансовый институт. Инкассаторы растерялись и не придумали ничего лучше, как начать интересоваться, зачем щёголю эта информация. Тогда он достал пистолет и начал стрелять. Первая женщина была убита на месте. Вторая бросилась в здание банка, надеясь на помощь сотрудников вневедомственной охраны, но поскользнулась и упала. Бандит выстрелил и в неё, затем спокойно забрал сумку с 258000 рублей и скрылся на подъехавшем автомобиле марки «Победа»…

И вновь сыщикам немногочисленные свидетели нарисовали образ «модного хлыща». Опять неуловимый Пашка-Америка! Правда, в этот раз сыщикам крупно повезло. Чуть погодя милиционеры нашли брошенную налетчиками «Победу», а дотошный эксперт отыскал-таки в салоне один, но очень четкий отпечаток пальца.

Пашка любил кутежи, часто бывал в лучших ресторанах Москвы. И вот однажды в «Национале» и задержали сыплющего деньгами молодого повесу, который, правда, на поверку оказался модельером Павлом Никитиным. И обыск на его съемной квартире ничего не дал, поэтому Никитина отпустили. По информации Никитин числился художником-модельером» одного из московских комбинатов, был на хорошем счету и ни в чем таком не замечен. При этом заработок у него доходил до двух тысяч в месяц, а он парень молодой и холостой. Вот и позволял себе выходы в «свет».

И тут  оперативникам помог случай. В Казани произошла крупная драка, в ходе которой был арестован известный в криминальных кругах авторитет по прозвищу Граф. Паспорт рецидивиста, в котором отсутствовали штампы о его прежних судимостях, очень заинтересовал милиционеров. Все компрометирующие Графа записи были удалены технологически сложным способом.

Подделка документов - расстрельная статья, а Графу не хотелось быть посланным в расход. И он пошел на сотрудничество с милицией. Он «подсказал» следователям место, где ему помогли «исправить» паспорт. Этот преступный промысел был поставлен на широкую ногу: клиентов у подпольной типографии хватало, даже с избытком. Но дела там вели грамотно.

В частности, очень педантично записывали, кому, когда и какие именно поддельные документы выправили. И вот, листая страницы этой картотеки, оперативники выяснили, что фальшивые документы на имя "модельера" Андрея Никитина получил преступник по имени Павел Андреев. Благодаря стечению обстоятельств московские сыщики узнали, кого им следует ловить. Брать решили с поличным.

«Модельер» вел себя примерно и никак не проявлял преступных намерений. Однако в один из дней он встретился на Пушкинской площади с шикарно разодетой дамой. Оперативники опознали в ней известную московскую карманницу Лельку Боброву.

Задержать Лельку «на кармане» оперативникам не составило труда. А в околотке выяснилось, что и ее паспорт тоже фальшивый. Щипачку поставили перед выбором: или она выдает настоящее имя того, с кем встречалась в центре Москвы, или ее дальнейшую судьбу будут решать уже в органах госбезопасности, которые, собственно, и ведали подделкой документов. И Лелька сделала свой выбор, подтвердив догадку оперативников, что это тот самый Пашка-Америка.

Когда-то он, влюбившись, привез карманницу в Москву из глубинки, снял комнату, дал денег и ввел в столичный воровской мир. И Лелька сдала Пашку Америку, надеясь на снисхождение в суде. Через день всю банду задержали вместе с Андреевым. Выяснилось, что всего на их счету грабежей почти на миллион рублей, так что на расстрел главарь уж точно заработал. Павлу в то время было 25 лет.

Удачливому налетчику не подфартило с любовницей, но зато «повезло» с приговором: Павла Андреева приговорили к 25 годам колымских лагерей. В стране действовал мораторий на смертную казнь, введенный в 1947 году. А всего через несколько месяцев после этого (12 января 1950 года) исполнение смертных приговоров возобновили.

Так накрылась мечта "Америки" однажды перебраться за океан и начать вольготную жизнь обеспеченного «денди». О дальнейшей судьбе Пашки-Америки достоверных сведений нет. Слухи ходили разные. Якобы после смерти Сталина он вышел по амнистии. Другая версия, что отсидел от звонка до звонка, а потом уехал куда-то в небольшой город, где и доживал свой век. Ещё была версия, что он стал на путь исправления...И после освобождения работал на производстве. А также говорили, что  якобы видели в семидесятые годы уже постаревшего Пашку, давно отсидевшего свой срок, что у него были припрятаны ценности. И он оформлял документы на выезд из СССР. Однако, это все легенды о дальнейшей судьбе Павла Андреева, которые скорей всего не имеют с реальностью ничего общего...

........................

Такова история реального Пашки Америки. А фильм получился замечательный.

Песня «Господа офицеры», которую поёт музыкант трактира в исполнении Глеба Стриженова, специально для фильма была написана Александром Дольским.

А трактир на улице Пятницкая существовал на самом деле, и отдыхали там модные нэпманы и тогдашние бандиты.

Помните этот фильм?!

Tags: 40-е годы, СССР, кино, криминал
Subscribe

Posts from This Journal “кино” Tag

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “кино” Tag