amarok_man (amarok_man) wrote,
amarok_man
amarok_man

Categories:

Арчил Гомиашвили: сидел в тюрьме, стал миллионером...

Арчил Гомиашвили, которого мы все знали как Остапа Бендера. Он соответствовал своему персонажу из фильма и некоторыми деталями из своей довольно бурной биографии. В молодости "отбывал", колесил по стране, чтобы заработать на хлеб свой насущный и чтобы скрыться от пристального внимания правоохранительных органов. Как и его герой мечтал стать миллионером и осуществил свою мечту...


И как он сам говорил  роль великого комбинатора стала для него самой большой удачей и проклятьем в жизни. Арчил родился 23 марта 1926 года в городе Чиатура, Грузинской ССР, СССР. Отец был его из бедной семьи, однако в те бурные двадцатые годы стал быстро подниматься по партийной линии. Сыну дал имя Арчил в честь деда. В конце тридцатых годов был репрессирован по оговору и отсидел в лагерях вплоть до 1945 года.

В начале 40-х Арчил учился в Тбилисском художественном училище. У 16-летнего парня был талант к живописи, Георгий Товстоногов пригласил оформить его спектакль в Тбилисском театре имени Грибоедова. Это стало поворотным моментом в жизни Гомиашвили. Товстоногов увидел в молодом человеке интересного актера и дал ему небольшую роль.

В 1942 году Арчила исключают из учебного заведения. Поводом к отчислению стала его связь с криминальным миром, а также дружба с вором в законе Джабой Иоселиани. Один раз Арчила арестовали с компанией хулиганов. Некоторое время он находился изоляторе.

После войны Арчил отправился за Товстоноговым в Москву. Поступив в Школу-студию МХАТ, Арчил Гомиашвили благополучно проучился там до 1948 года, но был вынужден сбежать назад в Тбилиси, потом – в Поти. Дело в том, что молодой артист участвовал в драке, из-за которой мог попасть в тюрьму. А поскольку парень еще в Тбилиси неоднократно попадал в милицию за драки, то на этот раз ему грозил реальный срок.

В Грузии ему предложили место в труппе Академического театра имени Марджанишвили, а через 10 лет он переезжает в Поти, где устраивается вначале в театр имени Г. Эристави, а затем в Русский театр имени А. Грибоедова. В Поти, стоящем на берегу Черного моря, Гомиашвили приехал в 1958 году. Именно там он поставил спектакль «Похождение Остапа Бендера», в котором исполнял все роли сразу. С ним он колесил по Грузии, а потом и по всему Советскому Союзу.

В кино Арчил Гомиашвили дебютировав в 1957 году, снявшись в исторической картине “Лично известен”, посвящённой революционеру-большевику Камо. Затем были небольшие роли в таких фильмах, как “Крот” (1962), “26 бакинских комиссаров” (1965), “Иные нынче времена” (1965), “Взрыв после полуночи” (1969) и других.

Однако, всесоюзную известность Арчил Гомиашвили получил в 1971 году, после выхода на экраны знаменитого фильма Леонида Гайдая "Двенадцать стульев". Когда Леонид Гайдай в 1971 году начал работу над своей картиной, у него никак не получалось подобрать артиста на роль Бендера. На нее пробовалось более 20 известных актеров своего времени, в том числе Владимир Басов, Владимир Высоцкий, Алексей Баталов, Олег Борисов, Валентин Гафт, Евгений Евстигнеев, Андрей Миронов, Спартак Мишулин, Александр Ширвиндт, Михаил Козаков, Николай Рыбников, Николай Губенко и даже Муслим Магомаев.

Но режиссер все не находил подходящего, пока его ассистенты не предложили рассмотреть кандидатуру напористого и убедительного грузина, который вот уже несколько лет подряд играл историю про «идейного борца за денежные знаки» на подмостках страны.

После выхода на экраны «12 стульев» Гомиашвили стал всесоюзной знаменитостью. Он переехал в Москву, получил квартиру в знаменитом Доме на набережной. Освоившись в столице, Арчил устраивается в театр имени Ленинского комсомола. Проработав там некоторое время и не найдя общего языка с молодым режиссером Марком Захаровым, он становится актером труппы театра имени А. С. Пушкина.

Последующие киноработы артиста были уже не столь яркими. Его успехом можно считать роль потерпевшего в комедии Георгия Данелии «Мимино»,

а также созданный им экранный образ вождя народов. В роли Сталина Гомиашвили сыграл в фильмах: «Государственная граница. Год сорок первый», «Сталинград», «Война на западном направлении»

С одной стороны малоизвестный грузинский актер получил всесоюзную популярность. И эта роль ему дала очень приличный доход. Гомиашвили колесил по Союзу с творческими вечерами от "Остапа Бендера".

С другой, он на всю жизнь остался актером одной роли. Никто из режиссеров не хотел приглашать Гомиашвили в свои фильмы на главные роли.

Из-за своего непростого характера он часто конфликтовал с режиссерами. После съемок в «Двенадцати стульях» актер не разговаривал с Леонидом Гайдаем 6 лет. Однажды он сказал Гайдаю: «Если бы я знал, что ты такой дерьмовый режиссер, я бы у тебя не снимался». Он ответил: «Если бы я знал, что ты такой дерьмовый артист, я бы тебя не снимал», – рассказывал актер.

Режиссер и актер помирились только после выхода фильма «12 стульев» Марка Захарова. Гайдай первым позвонил Гомиашвили и попросил включить телевизор, чтобы наблюдать «уголовное преступление». Так он назвал факт того, что был снят фильм "Двенадцать стульев" с Андреем Мироновым в главной роли.

Так же, как Бендер, Гомиашвили был склонен к авантюризму, так же, как он, пользовался неизменным успехом у женщин. Его связывали романтические отношения с режиссером Татьяной Лиозновой, актрисами Людмилой Целиковской и Татьяной Окуневской.

Арчил Гомиашвили и Татьяна Окуневская

Арчил Гомиашвили и Татьяна Лиознова

А  когда она отказалась взять его на роль Штирлица, то Гомиашвили так обиделся на Лиознову, что прекратил с ней общение навсегда. Однако, и  с Окуневской, и с Лиозновой официального брака не было.

Первой  женой Гомиашвили стала актриса Лиана Манджавидзе, родившая ему двоих сыновей: Зураба и Михаила. Второй женой актёра стала балерина Татьяна, которая родила ему двух дочерей: Нину и Екатерину.

А в конце 80-х Гомиашвили решил заняться коммерцией и предпринимательством. Предпринимательский талант был у него всегда, но по-настоящему реализовать его получилось только в 62 года, после того, как Гомиашвили ушел из кино.

Версий о том, откуда у актера появился стартовый капитал, было несколько, некоторые – вполне в духе Бендера. По одной из них, однажды в одном из немецких казино Гомиашвили поставил на удачу последние 100 марок – и выиграл 100 тысяч. По другой – он заработал их на игорном бизнесе в течение 5 лет, проведенных в Германии. Как бы то ни было, эти деньги он вложил в собственный бизнес: основал клуб «Золотой Остап», на базе которого открыл один из самых модных ресторанов начала 1990-х гг.

Предприимчивость актера заставляла многих проводить параллели между ним и Остапом Бендером, на что он отвечал: «Я энергичный человек, бизнесмен. Но всем в своей жизни обязан честному труду, это для меня единственный способ зарабатывания денег. Бендер – романтик, в этом мы с ним очень похожи».

Никто не знает, сколько «Золотой Остап» принес владельцу, но речь, несомненно, идет о миллионах долларов. Помимо бизнеса Арчил Гомиашвили проявил себя как щедрый благотворитель. Он помогал бедным студентам ВГИКа, оплачивая их обучение, а также пожилым грузинским актерам, которые с потерей популярности оказывались на грани нищеты.

В 2004 году врачи нашли у Арчила Михайловича опухоль в легких. Она оказалась злокачественной. Он скончался в клинике Москвы 31 мая 2005 года. Похоронили артиста на Троекуровском кладбище.

Tags: СССР, кино
Subscribe

Posts from This Journal “кино” Tag

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “кино” Tag