amarok_man (amarok_man) wrote,
amarok_man
amarok_man

Categories:

"Москва-Кассиопея"...Лучшие "компьютерные" космические спецэффекты, созданые без компьютера

Стивен Спилберг когда увидел фильмы "Москва-Кассиопея" и "Отроки во Вселенной" искренне удивился: "Как это русским в начале 1970-х, когда еще не было компьютерной графики, удалось так мастерски снять невесомость?". Он в свое время изучал опыт комбинированных съемок советских кинематографистов.


некоторые интересные факты об этих фильмах:

Фильмы «Москва - Кассиопея» и «Отроки во вселенной», снятые в 1973 году до сих пор считаются одними из лучших в истории фантастического кино для детей.

Изначально  существовал единый сценарий, без деления на два фильма, но когда объем отснятого материала превысил стандартный хронометраж советского фильма, из Госкино СССР было получено разрешение снять два фильма. На съемки фильма Ричарду Викторову выделили полтора миллиона рублей, что по тем временам составляло истинно космическую сумму. Однако потом выделеную сумму урезали до 600 тыс. рублей. И киношники с успехом уложились и в эту сумму.

Артистов- подростков, снимавшихся в фильме поставили в жесткие рамки. На все время съемок их никто не освобождал от учебы. Когда выезжали сниматься в Крым, то они должны были ходить в местную школу за несколько километров от базы;

По воспоминаниям Ричарда Викторова, однажды ночью он пошел к морю и совершенно случайно застал там вовсю отрывающихся на ласковой морской волне юных «космонавтов». Эти заплывы едва не стоили им ролей. Лишь под серьезным давлением директора фильма, упиравшего на финансовые трудности замены основных актеров, режиссер сменил гнев на милость и позволил провинившимся деткам продолжить работу. Зарплата для малолетних артистов составляла 100 р. месяц.

Ленинградские фантасты, для которых был устроен специальный показ фильма после завершения работы кинематографистов приняли его в штыки.Они говорили, что это издевательство над научной фантастикой, что в фильмах масса совершенно абсурдных вещей, то есть подходили к этому с точки зрения ученых. Только Борис Стругацкий был наиболее лоялен, он-то ведь понимал, что такое юмористическая фантастика. Конечно, в фильме многое противоречит науке, даже с фантастическими допущениями. Например, роботы, падающие в обморок от задачи «А и Б сидели на трубе…». Это была ирония по отношению к настоящей фантастике

Несколько эпизодов с участвовавшим в фильме Львом Дуровым были пересняты заново, потому что он оказался в них слишком похож на Владимира Ильича Ленина

Очень большую роль в том, что фильм состоялся, сыграл оператор Андрей Кириллов. В «Отроки во Вселенной» есть эпизод, когда роботы меняются головами, - он возник в результате его инициативы. Андрей сказал, что знает, как это сделать, и сценаристы моментально написали текст. Так возник довольно забавный эпизод. Сценарист ведь может придумать многое, но если оператор не понимает, как это сделать на пленке, то ничего не выйдет… Он же придумал, как «сделать» невесомость и многое другое

Специалисты-астрономы посоветовали режиссеру изменить название фильма. Дело в том, что некогда в созвездии Кассиопеи произошел взрыв, поэтому теоретически лететь туда было невозможно. В качестве достойной замены ученые предложили киношникам звезду Тау. Однако Викторов настоял на Кассиопее

Сцены будущего, когда звездолёт «ЗАРЯ» после 27-летнего молчания вышел на связь, снимались в Зеленограде, возле зданий Южной промзоны и Московского института электронной техники (МИЭТ);

Фильм снимали на студии Горького в самом большом павильоне, а для работы на натуре ездили в Ялту. Что же касается знаменитых инопланетных пейзажей, то их снимали под Керчью на территории находящегося там закрытого военного полигона. Вся земля там была изрыта воронками от снарядов, а чудовищная концентрация соли на почве создавала совершенно фантастический эффект.

Ответ на вопрос о том, как создавалась невесомость в фильме знает инженер-конструктор, ветеран Ялтинской киностудии Валерий Павлотос, которому, собственно, и принадлежит передовая по тому времени идея «невесомости» в кадре. Для воплощения идеи Валерия Павловича на Ялтинской киностудии построили огромную декорацию - 18-метровый «Коридор звездолета». Декорация вращалась вокруг своей оси, как барабан револьвера. Вращение обеспечивали внешние роликовые опоры. И получалось так, что при вращении пол коридора вместе с закрепленной кинокамерой «уезжал» вверх на стену, стена смещалась на потолок и так по кругу. При съемке в кадр забегал первый космонавт и, по сценарию, прилипал ботинком к клею. Он наклонялся, чтобы расшнуровать ботинок, и в этом моменте делалась монтажная перебивка. Мальчика закрепляли корсетом в таком положении.

Потом начиналось вращение коридора, и второй мальчик бежал как бы по стене и потолку, но на самом деле все время двигался по горизонтали. При первом дубле в этом моменте - когда мальчишки встречались голова к голове - случился курьез. Забыли о земном притяжении, и у мальчика с приклеенным ботинком, который для зрителя оставался на полу (а был закреплен вниз головой), вдруг волосы встали дыбом! Пришлось ему надевать на голову сеточку. Потом была еще одна перебивка, мальчик освобождал ногу из ботинка и убегал дальше по коридору, когда в отсек «влетал» третий пилот. Он не касался пола и стен, потому что был пристегнут спрятанными под одежду ремнями к стальной трубе и перекрывал ее телом от кинокамеры… Так была сымитирована «невесомость» не для одного человека, как у Кубрика, а сразу для трех!
Впоследствии шведы оборвали все студийные телефоны с просьбами предоставить им раскадровки и планы суперконструкции в которой снималась невесомость.

Весь антураж межпланетного корабля был составлен из устаревших или вышедших из строя приборов. Использованные в фильме тренажеры позаимствовали из запасников конструкторского бюро имени Королева и Звездного городка.

Все трюки выполнялись без дублеров самими ребятами. Однажды из-за очередного прокола техников сыгравшему капитана корабля Мише Ершову пришлось провисеть привязанным к пластине вниз головой целых 20 минут.
Для съемки сцены, где первая разведкапсула «приземлялась» на поверхность на специальный железный противень насыпали какой-то горючей гадости и подожгли. Взвился огонь и, движимый ветром, бросился на камеру и режиссера, стоявшего рядом. У Викторова даже рукав куртки оплавился.

Актеры, игравшие роботов-вершителей, испытывали неудобство, нося на лице очки с множеством линз, потому что если для зрителя на экране множились только глаза роботов, то для самих актеров множилась вся окружающая обстановка. Еще сложнее приходилось тем, кто играл роботов-исполнителей. Их черные кожаные костюмы не имели никаких молний или застежек, из-за чего для каждой съемки актеры должны были вшиваться в них и снять с себя без посторонней помощи во время перерыва не могли.

Никому из героев не разрешили оставить на память какой-нибудь уникальный космический прибамбас - реквизит пришлось сдать до пуговицы. Говорят, что девчонкам жутко нравились сапожки с якобы магнитной подошвой. Они были сделаны из удивительно мягкого материала, а их платформа свела бы с ума самых утонченных модниц того времени.

Фартук варианского робота-няньки сделан из импортной клеенки с изображением кукол, лошадок и пр. игрушек.
Такая клеенка в 70-е годы прошлого века была очень популярна у домохозяек...

https://zen.yandex.ru/media/filmhistory/moskvakassiopeia-sssr-1974-i-otroki-vo-vselennoi-sssr-1975-deti-v-kosmose-5f2691880fda6602a6c9582a

Вот такие интересные  факты из истории создания этих фантастических фильмов. Помните их?!

Спасибо за наводку на тему selyanka1

Tags: СССР, дети, кино, фантастика
Subscribe

Posts from This Journal “кино” Tag

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments

Posts from This Journal “кино” Tag