amarok_man (amarok_man) wrote,
amarok_man
amarok_man

Categories:

Судьба "главной цыганки страны". Светлане Тома-74 года

Узнаете?! Это Светлана Тома-"цыганка Рада" из фильма "Табор уходит в небо". И в этом году ей исполнилось 74 года. На правом фото она со своей дочерью. Слава к ней пришла после фильма "Табор уходит в небо". А она совсем не планировала быть актрисой.


Светлана Фомичева (это её настоящая фамилия) родилась в семье зоотехника в молдавском селе около Кишинева. В 1945 году зоотехник Андрей Фомичев приехал по распределению в Молдавию. Её мама была подпольщицей, коммунисткой при румынской власти. Звали её Идес Сухой. Там в селе Андрей и Идес поженились. А в 1947 году родилась дочь Светлана

Псевдоним «Тома» актриса впоследствии позаимствовала у прабабушки-француженки. По маминой линии у артистки были предки из Венгрии и Австрии. В роду матери смешались еврейская, французская, венгерская и австрийская кровь. Цыган среди ее предков не было

В детстве Светлана боялась цыган, но, по иронии судьбы, уже в одном из своих первых фильмов сыграла роль цыганки, где вместе с ней снимались артисты театра «Ромэн». Светлана вспоминала: «Они меня не очень-то жаловали, ревностно относились к тому, что цыганку играет не настоящая цыганка. Я наблюдала за ними, как они общаются, ходят, говорят, училась у них петь, потому что вообще-то никогда не думала, не собиралась становиться актрисой»

Светлана никогда не помышляла о карьере в кино, в мечтах она видела себя следователем прокуратуры или адвокатом. Именно поэтому по окончании школы поступила на юридический факультет Кишиневского университета. Однажды к студентке Кишиневского университета на троллейбусной остановке подошел колоритный мужчина с выразительными темными глазами, представился режиссером и предложил роль в его новом фильме. Это был Эмиль Лотяну, искавший артистку на главную роль в своем фильме «Красные поляны».

"На его предложение я ответила отказом. Но Лотяну — человек настойчивый. Он много дней меня уговаривал. Потом поехал в Бельцы к моим родителям, чтобы получить их согласие, поскольку я тогда еще была несовершеннолетней"

О профессии юриста было забыто, в итоге девушка окончила экспериментальный актерский спецкурс ЛГИТМиКа и продолжила сниматься в кино. Артистка сыграла Машу в экранизации произведения Льва Толстого «Живой труп», Рамину в «Лаутарах», директора школы в «Семейных делах Горюновых». Настоящим прорывом в карьере стал персонаж цыганки Рады в очередном фильме Лотяну «Табор уходит в небо».

Работа оказалась безумно трудной: съемки в Карпатах начинались в пять утра, а заканчивались ближе к ночи. Режиссер специально создавал напряженную атмосферу на площадке, считая, что только так исполнители ролей смогут передать эмоции героев.

"Картина получила Гран-при на фестивале в Сан-Себастьяне в 1976 году, а у меня появилось несколько личных международных призов за лучшую женскую роль. Хотя есть и обратная сторона этой славы. После «Табора» меня в основном снимали в экзотических ролях. Я играла узбечек, таджичек, француженку"

Вновь в образе цыганки Светлана Тома предстала в картине «Мой ласковый и нежный зверь». Перспектива быть актрисой одной роли все больше угнетала ее. «Когда меня на каких-то форумах представляли: «главная цыганка страны» — для меня это было ужасно. И тогда я начала сниматься в бытовых амплуа. Сломала стереотип, но прорывов не было. Я ждала хороших ролей, как ждут принца, которого нет»

Эмиль Лотяну считал, что фамилия Фомичева недостаточно звучная для актрисы и убедил ее взять псевдоним. Придумывать его не пришлось: Тома – это фамилия ее прабабушки-француженки, поэтому ударение в ней падает на второй слог. Для режиссера юная актриса стала его творением, его музой, его Галатеей. Их отношения быстро переросли из профессиональных в романтические, и они стали жить в гражданском браке.
Их семейный союз с Эмилем Лотяну распался раньше, чем творческий. Режиссер вскоре женился на юной актрисе Галине Беляевой, а Светлана Тома вышла замуж за своего однокурсника, актера Олега Лачина.

В 1972 г. у них родилась дочь Ирина. К сожалению, семейное счастье оказалось недолгим: дочери актеров Ире было всего восемь месяцев, когда 26-летний Лачин погиб. «Все случилось до ужаса нелепо: Олег шел по берегу реки, его окликнули, попросили помочь завести моторную лодку. Он дернул за шнур — и лодку понесло, а наперерез мчался катер на подводных крыльях... После этого мне часто чудился его голос: «Света, Света...». Можно было сойти с ума»

Мне пришлось очень трудно тогда. Ирину взяли на воспитание мои родители. Я разрывалась между съемками и поездками в Молдавию. Тогда я не могла уделять достаточно времени дочери и до сих пор чувствую свою вину перед ней. Наверное, поэтому сегодня я стараюсь как можно больше общаться со своей внучкой Машенькой».
Когда Ирина Лачина решила поступать в Щукинское училище, она запретила матери на пушечный выстрел подходить к учебному заведению. У них были разные фамилии, и это Ирину устраивало – она всегда хотела, чтобы ее оценивали не сквозь призму популярности «цыганки Рады», а только по ее собственным талантам и актерскому мастерству. После окончания училища Лачина выступала на сцене Театра на Таганке и «Современника» и снималась в кино.

Светлана Тома и её дочь Ирина

Светлана Тома  с дочерью и внучкой

«Я сумасшедшая бабушка и не стесняюсь этого, — шутит Светлана— Само слово «бабушка» мне кажется очень милым. В нем есть какая-то надежность и обволакивающее тепло. Но Мария, моя внучка, никогда меня бабушкой не называет. Еще когда она была маленькой, сама решила обращаться ко мне исключительно по имени.

"Возраста нет. Его придумал человек. Наше состояние зависит от внутреннего ощущения. Надо любить себя и вести здоровый образ жизни"

Tags: Молдова, СССР, кино
Subscribe

Posts from This Journal “кино” Tag

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 57 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “кино” Tag