amarok_man (amarok_man) wrote,
amarok_man
amarok_man

Categories:

Отдайте Алейникову мое место на Новодевичьем кладбище...

О Петре Алейникове знавшие его люди говорили, что у него душа ребенка, который все воспринимает всерьёз, задиристость ершистого подростка и он был "своим в доску парнем". У Алейникова было народное обожание и в то же время никаких званий и регалий. Ему посылали восторженные письма тысячи поклонниц. А всю жизнь прожил с одной женщиной, верной и преданной, обеспечившей ему надёжный тыл и домашний уют и ставшей матерью его детей.


Петр Алейников родился в деревне Кривель, Могилевской губернии 12 июля 1914 года в очень бедной крестьянской семье. Его родители были глубоко верующими католиками. Когда мальцу исполнилось шесть лет, умер отец-Мартын Маркович. Сплавляя лес по Днепру, упал в предзимнюю воду, сильно простудился и скоропостижно скончался. вскоре  умерла и мать.
У Петра была еще старшая сестра Катерина и брат Николай. Однако и они умерли. Мальчик остался совсем один. Петя стал попрошайничать. Воровал, скитался, голодал. Попал в Шкловскую школу-интернат. И там впервые в жизни досыта наелся. Благодаря местному киномеханику безоглядно пристрастился к кино. Тогда впервые и появилась у мальчика шальная мысль стать киноартистом.

Петр Алейников в фильме "Встречный"

Из интерната он сбежал и отправился на перекладных в столицу, чтобы стать артистом. Беспризорника отловили и отправили в Барсуковскую детскую трудовую колонию. А в ней работал драмкружок. И вихрастый Петя, от природы наделенный великолепным чувством юмора и неотразимым обаянием, стал главным исполнителем всех комедийных ролей. В конце 20-х судьба забрасывает Алейникова в главную белорусскую колонию имени Десятилетия Октябрьской революции.

В 1930 году руководство колонии сочло, что у парня прекрасные актерские данные, и решило дать ему путевку в жизнь, написав рекомендательное письмо в Ленинградский Институт сценических искусств. Там, парень сразу направляется в Институт сценических искусств и его принимают с первого раза. Выбрав факультет кино, Петр попадает на курс режиссера Сергея Герасимова. Так начался путь Алейникова в кино.

Вначале Петру перепадали эпизодические роли в фильмах «Встречный» и «Крестьяне».
А вскоре его знал уже весь Союз. В 1936 году актер сыграл Молибога в «Семеро смелых».

По сюжету молодой актер был в группе полярников, которым предстояло освоить далекий и холодный Крайний Север. Фильм «Семеро смелых» имел феерический успех у зрителей. На экране Петр Алейников был таким же, как и в жизни, поэтому играл он убедительно.

Следующая значительная роль в актерской карьере – Савка в фильме «Трактористы».

Кинолента вышла на экраны в 1939 году. На этих съемках Пётр обрел двух товарищей, Бориса Андреева и Николая Крючкова, с которыми поддерживал дружеские отношения до конца жизни. Так образовалось трио, которое в будущем обожали зрители.

Они  были очень разными, но это не мешало им искренне дружить. Пётр любил шутить с друзьями, но исключительно по-доброму. Алейников имел репутацию прямолинейного человека: если ему что-то не нравилось, он говорил об этом в глаза.

Затем Алейников получил главную роль в фильме «Большая жизнь». Он сыграл шахтера Ваню Курского. Этот фильм стал визитной карточкой артиста.

В прокате 1940 года фильм занял 6-е место, собрав на своих просмотрах 18,6 млн зрителей. Один из критиков много позже написал: «Алейников на экране сразу же завораживал публику, которая полюбила актёра, прежде всего, за его природное, Богом данное обаяние. Его поведение перед камерой, его игра во многом определялись не тонким расчетом, а художественной интуицией, жизненной энергией, юмором, иронией, озорством.

В 1941 году Алейников сыграл Иванушку в сказке «Конёк-Горбунок». Эта роль простого и душевного героя идеально подошла Петру. В этой киноленте также снялись его жена и маленький сын.

На съемочной площадке Алейников снимался вместе с Тамарой Макаровой. Она была старше Петра на 7 лет, но возраст совсем не сыграл своей роли и парень сильно влюбился в молодую актрису. Однако, он так и не решился сделать ей предложение. Как он говорил: "Не по Сеньке шапка". Макарова принимает предложение от режиссера Герасимова, который был старше неё на год. Такой поворот событий привел Петра в полное отчаяние и он стал заглушать горе алкоголем. В это же время обнаружилась и главная проблема: Петр пьянел с одной стопки, а дальше «шел в разнос».

После неудачи с женитьбой на Макаровой Алейников женился на Валентине Лебедевой, которая работала монтажницей на киностудии «Ленфильм». Уже через год Валя подарила мужу первенца Тараса, и он был по-настоящему счастлив.

Незадолго до Великой Отечественной войны на свет появился второй сын Николай. В 1941-м году Алейникова направили на съемки в Ташкент. Жена актера, Валентина Ивановна, и старший сын

поехали вслед за главой семейства, а маленький Коля остался в городе на Неве с бабушкой. Все тяготы блокады ребенок выдержал, но, когда его привезли к родителям в Узбекистан, был в тяжелом состоянии. И мальчик умер.

Во время эвакуации в 1943 году в семье родилась дочь Арина, ставшая актрисой («Я шагаю по Москве», «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»).

Арина очень хотела стать артисткой "как папа". В старших классах Арина решила поступать во ВГИК, но от помощи отца категорически отказалась. Экзамены сдала успешно и была зачислена в институт.

А в конце 80-х она уехала в США. Она там жила домохозяйкой, воспитывала детей и внуков.

В 1944 году актёр получил орден «Знак Почёта» за роль Ильина в фильме «Во имя Родины», но после войны его стали меньше приглашать в кино. Все больше сказывались проблемы Алейниковаа с алкоголем. „Петр Мартынович, ну что, вы не выпьете с нами?“ Не мог отказать», — рассказывала в интервью дочь актёра. Его все меньше приглашали сниматься в кино, а он заливал депрессию водкой.

В 1955 году начинающий режиссёр Станислав Ростоцкий пригласил Аленикова на роль Игната Ушкина в картину «Земля и люди», снятую по сборнику сатирических рассказов Гавриила Троепольского «Прохор XVII и другие». Ростоцкий, зная о беде актёра, взял с него слово на съемках не пить. И действительно, во время работы Пётр Мартынович не взял в рот ни капли.

Однако сорвался, как только съемочный процесс закончился.

«Мне не пить нельзя, – говорил не раз.– Если, понимаешь, я вовремя не выпью – мне хана: задохнусь я, понимаешь. У меня, когда срок я пропущу, одышка жуткая, как у астматика, а выпью – и отойдет, отхлынет. У меня, понимаешь, в душе – гора, не продохнуть, не перешагнуть, не перемахнуть. Боря Андреев – вон какой здоровый, а с меня чего взять-то?

В возрасте 51 года Алейников скончался. Это произошло 9 июня 1965 года. «Он умер от рака легких, — рассказывала дочь артиста. — Сделали первую операцию — отняли легкое. Хирург сказал: „Ничего, три года наших“. И папа после операции прожил ровно три года. Месяц не дожил до 51 года».

Когда его друг и партнёр Борис Андреев узнал, что Алейникова будут хоронить на обычном городском кладбище — у Петра Мартыновича не было званий — ни заслуженного, ни народного артиста — это вызывал огромное его возмущение.

"Не положено?! Не народный?! А мне где положено?! На Новодевичьем?! Отдайте Алейникову мое место, а мне...где похороните, там и похороните..."

Самого Андреева через 17 лет похоронили на Ваганьковском кладбище.

Tags: СССР, кино
Subscribe

Posts from This Journal “кино” Tag

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 46 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “кино” Tag