amarok_man (amarok_man) wrote,
amarok_man
amarok_man

Categories:

Прообраз Юрия Деточкина из "Берегись автомобиля" и какова судьба героев фильма, оставшаяся за кадром

С момента выхода знаменитого фильма "Берегись автомобиля" на экраны страны прошло уже пятьдесят пять лет. Эта трагикомедия имела громадный успех. Этот фильм только за первый год проката посмотрели более 30 миллионов зрителей. Образ главного героя-обаятельного угоньщика автомобилей, любившего детей и театр, очень полюбился советским зрителям. А был ли прообраз у Юрия Деточкина и что стало с ним после того, как он вышел на свободу...Об этом и пойдет речь в этом посту.


Сюжет фильма родился у Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского благодаря одной из легенд. В начале 1960-х в народе упорно ходила легенда о советском Робин Гуде, который угонял личные автомобили у граждан, живущих на нетрудовые доходы. И реализованные от продажи угнаных машин он тратил на детей. Перечислял их в детские дома.

Эту легенду Рязанов и Брагинский слышали во многих городах СССР. По этому сюжету и было решено снять фильм. Желая получить фактический материал для работы над сценарием к своему новому фильму, Рязанов и Брагинский стали обращаться в правоохранительные органы тех городов, где слышали легенду.

Однако выяснилось: такого персонажа не существует, он – плод народной фантазии. Люди просто придумали себе героя и на самом деле в него поверили. Впрочем, отсутствие реального Робин Гуда ХХ века не остановило создателей фильма. Они решили не отказываться от идеи и снимать по этому сюжету фильм.

Рязанов  позже рассказывал о том, что им помогали в придумывании образа главного героя Дон Кихот Сервантеса, князь Лев Николаевич Мышкин Достоевского и легендарный Бродяга Чарли Чаплина. В результате появился Юрий Деточкин – большой искренний ребёнок.

На роль Деточкина изначально планировался Юрий Никулин.

Однако он вместе с цирком отправился на гастроли в Южную Африку почти на полгода. Затем пробовался Олег Ефремов, однако в итоге роль отдали Иннокентию Смоктуновскому, а Ефремов сыграл следователя Максима Подберезовикова.

А фильм чуть было не закрыли. От слова совсем. Даже не начав его снимать. Зарубили сценарий. А. В. Романов (председатель Комитета по кинематографии при Совмине) ознакомился со сценарием и сообщил, что фильм несет отрицательный пример в народные массы, по окончании просмотра каждому захочется угнать автомобиль. И сценарий "отложили в ящик".

"...жаль потерять сюжет, и один из нас сказал: «Не попробовать ли нам написать о Деточкине повесть?» — вспоминает Рязанов в автобиографии «Неподведенные итоги». Спустя четыре месяца напряженной работы сценарий превратился в повесть «Берегись автомобиля». В 1964 году ее напечатал журнал «Молодая гвардия». Это событие невероятно обрадовало авторов, они поняли, что теперь смогут предложить студии не оригинальный сценарий, а экранизацию, что в кино всегда любили больше.

Однако проблемы с фильмом на этом не закончились. Смоктуновский поначалу отказался сниматься в этой киноленте. Однако Рязанов все таки уговорил его и взял со Смоктуновского расписку: «Я, Иннокентий Смоктуновский, обязуюсь не позже 20 августа приехать в Москву и приступить к съемкам в роли Деточкина в фильме «Берегись автомобиля».

Киноруководство обвинило  Смоктуновского в неразборчивости. Мол, только актер закончил сниматься в роли В. И. Ленина в фильме «На одной планете» — и на тебе, взялся за роль жулика. Затем Кинокомитету не понравился сценарий. Они недоумевали, зачем Деточкин ворует автомобили. Не проще ли явиться в ОБХСС и сообщить, что такой-то человек — жулик и его машина приобретена на нетрудовые доходы?

Специально для съёмок Иннокентий Смоктуновский по настоянию Рязанова сдал на водительские права. Не совсем реалистичный сюжет картины режиссёр старался восполнить максимальной достоверностью съёмочного процесса: все трюки выполнялись каскадерами без комбинированных съемок, то есть, каскадёр на полной скорости проскакивал под мчащимся грузовиком-трубовозом, взлетал на быстро едущий трейлер и бросал машину под откос.
Чтобы сыграть роль подруги Деточкина – Любы, ее исполнительнице Ольге Аросевой пришлось на самом деле получить права водителя троллейбуса и затем водить настоящий троллейбус во время съёмок.

Журнал «Советский экран» после выхода фильма признал Иннокентия Смоктуновского лучшим актером 1966 года.

А теперь что касается того почему Юрий Деточкин переводил деньги от реализуемых угнаных автомобилей в детские дома. Ведь Деточкин не был сиротой. У него была мама, которая "пела про паровоз".

Так почему Деточкин переводил деньги именно в детский дом, а не в дом инвалидов, к примеру?!

В повести Рязанова и Брагинского упоминался всего лишь один детский дом - города Метельска. Название вымышленное, в СССР такого города не было. Мама Юрия Деточкина во время войны ушла в ополчение. И Деточкин во время войны воспитывался в детском доме города Метельска. Именно в детский дом Метельска Юрий и перечислял деньги.

И что же осталось "за кадром" фильма?! Сколько, какой срок получил Юрий Деточкин?! В повести нет ответа на этот вопрос. Однако есть фраза: Прошло время. Неизвестно сколько. Но, вероятно, немного". Выйдя на свободу, Деточкин прежде всего звонит своей маме.

Она удивляется: "... ты откуда звонишь, из тюрьмы?". Скорей всего Деточкин вышел по УДО. И Люба вышла замуж за Юрия.

Она взяла его фамилию. У них родился сын, и его назвали Максимом в честь Подберезовикова.

А в Самаре установлен памятник Юрию Деточкину

Вот такая история...

Tags: СССР, кино
Subscribe

Posts from This Journal “кино” Tag

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 41 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Besteho_2013

October 23 2021, 20:11:57 UTC 1 month ago

  • New comment
Замечательный фильм! Жизнь с тех пор так изменилась, а он остался живым и понятным)

Кстати, мост, на котором Деточкин поджидал троллейбус с Любой, у нас в Хамовниках. Культовое место)
Эстакада с Комсомольского проспекта на Остоженку, построили в конце 1950-х:


До сих пор жив. Вот он несколько лет назад:

Теперь паутину проводов с него убрали и вместо троллейбусов пустили автобусы...

Слева за спиной Смоктуновского старинные Провиантские склады на углу Остоженки и Зубовского бульвара. Теперь там Музей Москвы:


А вот памятника Деточкину у нас нет. А был бы вполне уместен.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “кино” Tag